Наши законодатели регулярно поднимают вопрос качества подготовки водителей в автошколах. При этом однозначно говорят, что сейчас оно не выдерживает никакой критики. Вот, дескать, если бы систему подготовки изменить, водители были бы идеальными. Тогда и аварий на дорогах стало бы меньше. Но что интересно, мало кто готов дать однозначный ответ на вопрос, каким должен быть идеальный водитель. По каким параметрам его нужно готовить? |
|
Многие считают, что идеальный водитель не нарушает ПДД
|
Проведя мини-опрос среди челнинских инспекторов ГИБДД, мы получили один вариант ответа на этот вопрос. По мнению сотрудников автоинспекции, идеальный водитель тот, кто ездит без аварии. Как нам кажется, почти у любого среди знакомых есть такие, кто ни разу не попадал в ДТП. Но зачастую, сидя в машине с таким безаварийным водителем, мы попросту не знаем, куда девать глаза. Потому что этот хваленый любитель ПДД совершает элементарные ошибки в вождении или совсем не умеет водить. Кстати, сам такой водитель, если спросить его об идеале, скажет, что главное – осторожность. Эта точка зрения тоже имеет право на жизнь. Но… Гонщики и дорожные лихачи очень часто считают себя идеальными. Да, они не соблюдают правила, но зато умеют бороться с заносами на заснеженной трассе, делать пресловутый полицейский разворот и так далее. Делают ли такие навыки водителя идеальным? Вряд ли. Во многих западных странах действует так называемое двухфазное обучение вождению. Например, в Финляндии, Швейцарии, Австрии, Люксембурге вовсе считается обязательным. Первая фаза – обычная, когда новичка обучают азам вождения. А через полгода он проходит дополнительные курсы. Поначалу это было что-то вроде нашей контраварийной подготовки – вождение в экстремальных условиях. Но вот парадокс: в странах, где дополнительные курсы были введены, количество ДТП не то что не уменьшилось, а, наоборот, возросло. Объяснение тут простое: у человека, окончившего курсы спецподготовки, резко повышается самооценка. А вот навыки вождения часто остаются на прежнем уровне. Иными словами, контраварийная подготовка – вовсе не показатель идеальности. Кстати, в США как-то был проведен сравнительный анализ качества вождения автоспортсменов и обычных водителей. Оказалось, что у спортсменов аварийность выше процентов на 20. И не только потому, что у гонщиков выше «планка риска», потому что они не владеют внешней ситуацией, которая возникает рядом с машиной. Можно как угодно хорошо уметь ездить, но если на повороте под колесо попадет камень, то это превратится в серьезную опасность.
Таким образом, мы пришли к выводу, что учить вождению в экстремальных условиях, конечно, надо. Но это не самое главное. А вот уделить внимание психологической подготовке водителей будет нелишним. Кстати, в той же Финляндии тренинг ощущения опасности ввели в 1990 году. Результаты поразили всех: у обученных водителей-мужчин аварийность снизилась на 25-50% в зависимости от возраста. Наряду с тренингом по безопасности широкое распространение получила за рубежом, особенно в последнее десятилетие, психологическая подготовка водителей. |