ИДЕАЛЬНЫЙ ВОДИТЕЛЬ – УМНЫЙ ВОДИТЕЛЬ

Untitled Document

Наши законодатели регулярно поднимают вопрос качества подготовки водителей в автошколах. При этом однозначно говорят, что сейчас оно не выдерживает никакой критики. Вот, дескать, если бы систему подготовки изменить, водители были бы идеальными. Тогда и аварий на дорогах стало бы меньше. Но что интересно, мало кто готов дать однозначный ответ на вопрос, каким должен быть идеальный водитель. По каким параметрам его нужно готовить?

 

Многие считают, что идеальный водитель не нарушает ПДД

 

Проведя мини-опрос среди челнинских инспекторов ГИБДД, мы получили один вариант ответа на этот вопрос. По мнению сотрудников автоинспекции, идеальный водитель тот, кто ездит без аварии. Как нам кажется, почти у любого среди знакомых есть такие, кто ни разу не попадал в ДТП. Но зачастую, сидя в машине с таким безаварийным водителем, мы попросту не знаем, куда девать глаза. Потому что этот хваленый любитель ПДД совершает элементарные ошибки в вождении или совсем не умеет водить. Кстати, сам такой водитель, если спросить его об идеале, скажет, что главное – осторожность. Эта точка зрения тоже имеет право на жизнь. Но…

Гонщики и дорожные лихачи очень часто считают себя идеальными. Да, они не соблюдают правила, но зато умеют бороться с заносами на заснеженной трассе, делать пресловутый полицейский разворот и так далее. Делают ли такие навыки водителя идеальным? Вряд ли. Во многих западных странах действует так называемое двухфазное обучение вождению.

Например, в Финляндии, Швейцарии, Австрии, Люксембурге вовсе считается обязательным. Первая фаза – обычная, когда новичка обучают азам вождения. А через полгода он проходит дополнительные курсы. Поначалу это было что-то вроде нашей контраварийной подготовки – вождение в экстремальных условиях. Но вот парадокс: в странах, где дополнительные курсы были введены, количество ДТП не то что не уменьшилось, а, наоборот, возросло. Объяснение тут простое: у человека, окончившего курсы спецподготовки, резко повышается самооценка. А вот навыки вождения часто остаются на прежнем уровне. Иными словами, контраварийная подготовка – вовсе не показатель идеальности. Кстати, в США как-то был проведен сравнительный анализ качества вождения автоспортсменов и обычных водителей. Оказалось, что у спортсменов аварийность выше процентов на 20. И не только потому, что у гонщиков выше «планка риска», потому что они не владеют внешней ситуацией, которая возникает рядом с машиной. Можно как угодно хорошо уметь ездить, но если на повороте под колесо попадет камень, то это превратится в серьезную опасность.

Таким образом, мы пришли к выводу, что учить вождению в экстремальных условиях, конечно, надо. Но это не самое главное. А вот уделить внимание психологической подготовке водителей будет нелишним. Кстати, в той же Финляндии тренинг ощущения опасности ввели в 1990 году. Результаты поразили всех: у обученных водителей-мужчин аварийность снизилась на 25-50% в зависимости от возраста. Наряду с тренингом по безопасности широкое распространение получила за рубежом, особенно в последнее десятилетие, психологическая подготовка водителей.
У нас получилось, что идеальный водитель (на самом деле идеальных, конечно, не бывает, но почти идеальным можно стать) должен не только хорошо управлять автомобилем и объективно оценивать собственные навыки вождения. Он еще должен и правильно оценивать степень риска в каждое мгновение движения автомобиля. Иными словами, главное – не бороться с экстремальной ситуацией, хотя и это тоже важно, а не попадать в нее. Вождение должно быть не только качественным, но и безопасным. Не в смысле очень осторожным или даже трусливым, а умным.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*