Прошло пять лет, как в Набережных Челнах была открыта общественная приемная полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе. Все эти годы ее возглавляет офицер запаса Александр Романов. | ||
|
||
Александр Романов: «К нам приходят с надеждой, и не помочь мы не имеем права»
|
||
– Александр Владимирович, общественная приемная открылась в непростое время. Центр укреплял вертикаль власти, люди месяцами не получали зарплату, была жесткая критика реформ ЖКХ. Какие задачи ставились перед вами, изменились ли они со временем? – Во-первых, моя работа заключалась в разъяснении политики президента России, во-вторых – это проведение консультативной работы со всеми категориями людей по их правам, обязанностям, жалобам. Это и контроль за исполнением Конституции РФ, законодательных актов, указов президента на местах. В принципе, эти задачи не изменились.
– Конечно. В то же время одной из задач была организация взаимодействия с государственными структурами и органами местного самоуправления.
– Когда 16 января 2002 года нас официально представили руководству города, общественности, началась перепалка, из зала кричали: нам здесь не нужно око российского президента, у нас есть свой! Представители ТОЦ сели по разным углам и устроили целый спектакль. Но местные власти поддержали решение президента России по созданию этой структуры. В своих выступлениях прокурор и другие должностные лица высказали понимание задач, поставленных перед нами.
– Народ, конечно, потянулся. В день приходило до 70 человек. Каждого надо было выслушать, ознакомиться с представленными документами. А в прессе как только нас ни называли – и «Стена плача», и «Рубеж последней надежды»… Уже первые дни нашей работы подтвердили правоту решения об открытии общественных приемных. Поток людей снизился после того, как город возглавил Ильдар Халиков, поскольку появилась целая система по приему граждан. Раньше люди не могли попасть к должностным лицам. Их судьбы решали секретари: принять посетителей или нет, зарегистрировать или выбросить поданное заявление. В 2002-2003 годах к главе города попасть было совершенно невозможно. Даже до начальника жэка люди не могли достучаться. Помню, приезжали из аппарата полпреда, и мы с журналистами поехали на проверку. Начальник жэка чуть ли драку не затеял с телевизионщиками, не хотел, чтобы его снимали. Сейчас прием ведет и председатель исполкома Василь Шайхразиев. Насколько я знаю, четко отслеживается и делается анализ в отделе писем, специалисты которого информируют начальство о том, кто несвоевременно отреагировал на те или иные просьбы и жалобы. Сейчас и финансово можно наказать тех, кто нарушает закон РТ по работе с обращениями граждан. В исполкоме Набережных Челнов создана четкая система, она работает отлаженно, и это приятно.
– Первое время были – на грубость отдельных руководителей, их хамство. Сейчас это редкость. Мне кажется, потому, что на руководящие должности все больше назначают людей по их профессиональным качествам. |
||
|
||
– Общественной приемной уже пять лет, это повод для подведения некоторых итогов… – Количество обращений за это время перевалило за 15 тысяч. Ежемесячно мы принимаем около 200-300 человек. Это не только челнинцы, а также жители более 15 городов и районов Закамья, граждане СНГ и дальнего зарубежья. В общественной приемной работает коллектив, который умеет сопереживать людям. К нам приходят с надеждой, и не помочь мы не имеем права. Могу сказать, что до 80% вопросов решается положительно. Конечно, есть дела, которые неразрешимы по сути. Например, люди просят бесплатное жилье, которого уже нет. Или хотят получить удостоверение ветерана труда. У них есть необходимый стаж, но нет правительственных наград, значит, этот документ им не положен. Очень трудно порой бывает объяснить людям, что мы действуем в правовом поле России. Есть закон, он может быть несовершенен, но я обязан соблюдать его. А у некоторых посетителей такой аргумент: почему у соседа есть, а у меня нет? Или говорят: позвоните Путину, пусть отменит тот или иной закон.
– Хотел бы отметить изменения в лучшую сторону в работе правоохранительных структур, особенно паспортно-визовой службы. Люди из-за долгого оформления получения гражданства, вида на жительство не могли трудоустроиться, получить страховой полис, социальные льготы. Мы начали разбираться и выяснили, что квоты на получение гражданства увеличились, а штат службы по их оформлению остался прежним. В Казани накопилась гора документов. По нашей просьбе паспортно-визовая служба ускорила этот процесс, и 95% вопросов по этой теме мы решили положительно. С введением социальной ипотеки стало меньше вопросов по жилью. Тем не менее к нам приходит немало людей, которые ничего не знают об этой программе. Хотя в прессе об этом пишется достаточно. Такое впечатление, что люди газеты не покупают, экономят даже на этом. Создание жилищных управляющих компаний тоже сыграло положительную роль. Обращений по проблемам ЖКХ стало меньше. Но нередки случаи, когда нам на бумаге отчитываются, что все вопросы решены, а на самом деле это чистая отписка. Мы сейчас практикуем «горячие» телефонные линии во время весеннего и осеннего призывов. Это позволяет оперативно решать вопросы граждан. Тесно взаимодействовали с прокуратурой по несвоевременной выдаче зарплаты. Сейчас этот вопрос уже потерял прежнюю остроту. Мы принимаем людей не только для того, чтобы их выслушать. Мы не составляем слащавые отчеты. На основе обращений граждан делаем объективный анализ о состоянии дел в городе, вносим свои предложения по решению тех или иных вопросов. Конечно, положение в стране стабилизировалось, экономика развивается, жизнь россиян за последние три года стала заметно лучше. Но нерешенных задач еще много и в ближайшее время общественная приемная будет востребована. |