Созданная в Татарстане система госзаказа нуждается в серьезной оптимизации. Такой вывод сделали аудиторы Счетной палаты (СП) Татарстана после проверки Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики, где выявили серьезные финансовые нарушения на сумму почти 120 млн. рублей.
Ревизоры признали, что с появлением системы централизованного размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в Татарстане значительно увеличилось число госконтрактов, заключенных на конкурсной основе. Согласно совместным исследованиям Счетной палаты России и Федеральной антимонопольной службы РФ, в настоящее время в стране лишь три региона с «гарантированной прозрачностью закупок» – это Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. По словам ревизора СП РТ Ильнура Мубаракова, «на официальном сайте Агентства по госзаказу представлена полная информация как о предстоящих открытых торгах, так и о результатах уже проведенных. Причем трансляция электронных аукционов проходит в режиме он-лайн. Кроме того, любое предприятие вправе выдвинуть на конкурс свою кандидатуру. В результате этого в систему госзаказа стал активнее включаться малый бизнес: если в 2003 году его доля составляла 10%, то по итогам девяти месяцев прошлого года – уже более 23%.
Несмотря на это, система еще далеко не совершенна, о чем свидетельствуют многочисленные факты финансовых нарушений. Во время проверки выяснилось, что более 80 госконтрактов были размещены на сайте Агентства с нарушениями срока. Все бы ничего, если бы речь шла о незначительных суммах. Здесь же цена вопроса – 28 млн. бюджетных рублей. Кроме того, заказчики заключили десять контрактов на сумму около трех миллионов рублей на основании протоколов, датированных ранее проведения самих конкурсов.
А что и говорить об организации торгов. Здесь конкурсная комиссия в противовес закону устанавливала такие требования, которые ограничивали доступ некоторых потенциальных поставщиков к размещению заказов. К примеру, в ряде случаев суммы, вносимые участниками в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, были гораздо меньше указанных в конкурсной документации, а к торгам допускались «свои» люди. Иначе как объяснить тот факт, что с ООО «Абсолют», перечислившего в качестве обеспечения заявки сумму в размере 0,1% от начальной цены контракта вместо 1%, указанного в документации, был заключен госконтракт? В то время как по причине несоответствия суммы обеспечения была отклонена заявка другого участника – ООО «СП-Трейд».
Три года назад Кабмин Татарстана обязал Агентство по госзаказу формировать консолидированный заказ для госучреждений на продукцию, сделанную руками инвалидов и осужденных. Таким образом, правительство республики собиралось помочь этим людям продать свой товар по сносной цене. Однако вместо Агентства реализацией данной продукции для госзаказчиков занялись коммерческие структуры, что привело к существенному удорожанию товаров. Результатом этих сделок стали 13 госконтрактов на сумму 27 млн. рублей. Почему государственное Агентство уступило место коммерсантам и почему товар инвалидов и осужденных был продан втридорога, будет выяснять Прокуратура РТ, куда ревизоры Счетной палаты республики направили материалы проведенной проверки.