ДОЖИЛИ: В РОССИИ НЕТ ЗЕМЛИ ДЛЯ ЗАСТРОЙКИ!





Untitled Document

Как часто, проходя мимо очередной стройплощадки с вывеской «Здесь ведется строительство многоквартирного дома», мы зримо представляем все это великолепие и вздыхаем: «А вот бы и мне…» Только желания наши, увы, «не дружат» с возможностями. Мы уже перестали следить за сводками с «фронта недвижимости»: мыслью догнать стремительный рост цен просто невозможно. На прошлой неделе самый дешевый в городе квадратный «новостроечный» метр стоил 22,5 тыс. рублей, на этой – меньше, чем за 25 тыс., едва ли найдешь. Самое ужасное, что горожане постепенно теряют надежду обрести собственное жилье… Свой взгляд на эту проблему «Челнинской неделе» высказал депутат Госдумы Виктор Ельцов.

 

 

О ценах на жилье


– Виктор Николаевич, на сегодняшней встрече со строителями вы высказались в том смысле, что государство постепенно будет отходить от регулирования строительного бизнеса. Но цены на жилье неудержимо растут. Только в 2006 году стоимость квадратного метра увеличилась на 80%. Кто же тогда станет контролировать застройщиков-монополистов, которые взвинтили цены?

– Логика рыночной экономики диктует нам две неотъемлемые составляющие цены: спрос и предложение. Если рынок перенасыщен предложением и спроса нет, цена падает, если же предложение отстает от спроса, – стремится к бесконечности. У нас, к сожалению, второй случай. Отсюда – рост цен. Говорить, кто их взвинтил, просто бессмысленно: кто ж виноват, если, скажем, в Москве психически здоровые люди готовы платить по 4 тыс. долларов за квадратный метр при его себестоимости в 1 тыс.? То, что мы наблюдаем, – не что иное, как проявление «дикого рынка». Задача государства – влиять на регулирование цен через увеличение предложения.

Почему, вы думаете, мы всячески изощряемся в законодательстве? Чтобы упростить доступ на рынки большему количеству участников, дать им возможность строить больше. Это одна сторона. Другая – техническая неподготовленность самого продукта – жилья. Допустим, на рынке автомобилей представлена вся «линейка» товаров: есть у тебя деньги на «запорожец», – купил его, есть на 600-й «Мерседес» – на рынке он тоже имеется. И между ними – еще масса машин, на любой вкус и кошелек. Развита система продаж: в кредит, в рассрочку, с заменой старого авто на новое. В строительстве должно быть то же самое – разные по себестоимости категории жилья. Вот этой-то структуры и не создано. Проблема в том, что управление строительной отраслью неэффективно. Одно-единственное «мегаминистерство» регионального развития контролирует и вопросы местного самоуправления, и создание муниципальных образований, и развитие территорий, и, в числе прочего, строительство. Это совершенно неподъемный для него объем работы – потому и срывы. Мы настаиваем, чтобы это министерство разделили.

 

О недоступных чиновниках
– Виктор Николаевич, каждый раз приезжая в Набережные Челны, вы проводите прием граждан по личным вопросам. Назовите тройку вопросов-лидеров, с которыми к вам обращаются?
– Прежде всего – тарифы ЖКХ. Чаще всего ко мне приходят пожилые горожане, и, естественно – точнее, противоестественно, – суммы, которые они выкладывают на оплату жилищно-коммунального хозяйства, совершенно несопоставимы с их пенсиями. Жалуются люди и на состояние жилфонда. Еще один вопрос, волнующий челнинцев, – социальная обеспеченность многодетных семей, семей с одним родителем, платное образование – в общем, социальная незащищенность некоторых категорий горожан. Ну, и третье, на что жалуются посетители, – недоступность муниципальной власти и неэффективность ее работы. И мне, и моим помощникам приходится рассказывать, в какой кабинет обратиться, чтобы решить тот или иной вопрос! Думаю, 80% проблем отпало бы автоматически, если бы люди просто были хорошо информированы. Знать о полномочиях муниципального образования должен каждый гражданин – иначе за что он платит налоги?! А чиновник думает наоборот: «Пусть лучше не знает, чем потом меня будет трясти». Вот такой замкнутый круг получается.

 

О «малоэтажках»


– В последнее время на всех уровнях власти «во весь голос» заговорили о малоэтажном строительстве. Вот и вы привезли в Челны весть, что закон о его господдержке принят в первом чтении. Почему вдруг «малоэтажки» оказались в приоритете?

– Это произошло не вдруг. Во всех цивилизованных странах люди все-таки живут своими домами, одно- или двухэтажными. На мой взгляд, это самый оптимальный вариант: семья предоставлена сама себе, сама вьет свое гнездышко так, как хочет, и сама же несет за него ответственность, не перекладывая ее на соседские плечи. Потому что соседей нет. Со всех сторон – моральной, этической, социальной – комфортнее жить в таких домах. К малоэтажному строительству мы вернулись после того, как перед нами была поставлена задача по улучшению жилищных условий россиян, и если уж решать ее в XXI веке, то делать это для человека, а не ради президентского срока или по воле политической партии. Но возникает проблема… земли. Это просто нонсенс – в огромной стране России нет земли для застройки! Почему ее хватает в Англии – на острове каком-то несчастном?! Просто наше сознание зависит от уровня жизни и уровня экономики. Экономика стала позволять – зашевелились серые клетки: наступил период, когда можно себе позволить обзавестись собственным домом. А уж земля найдется. Наша фракция в Госдуме готовит подпрограмму «Свой дом» к федеральной программе «Жилище»: в ней, в частности, говорится об особой поддержке малоэтажного строительства при условии, что затраты на обустройство инфраструктуры – инженерной и социальной – лягут не на плечи граждан, их возьмет на себя государство.

Татьяна ГИМАТДИНОВА

 

О качестве новостроек
– На совещании по итогам работы городского строительного комплекса за 2006 год было отмечено: качество возводимого жилья ежегодно ухудшается. С чем это связано и кто должен контролировать недобросовестных застройщиков?
– На рынке есть два критерия: цена и качество. Действовал бы нормальный рынок жилья, они бы друг другу объективно соответствовали. У нас же оголтелый спрос сметает все, что предлагается, в том числе порой и низкого уровня. Традиционно Набережные Челны отличались высоким качеством строительства, и этот факт не «с потолка» взятый, потому что когда «Камгэсэнергострой» занимался программой ликвидации ветхого жилья в Казани, люди приходили и просили квартиры именно в Челнах. Но в «КамГЭСе», как крупной корпорации, система качества живет генетически. Привить же ее вновь созданным организациям довольно дорого. Вновь встает вопрос регулирования. К примеру, как получает компания лицензию? Этот процесс очень формален: написал заявление, заплатил – и вот тебе бумага. Никто не проверит, достаточно ли у тебя инженеров, есть ли лабораторное оборудование, ведешь ли ты входной контроль и испытание образцов. Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, который я представляю, разрабатывает статью о так называемой «саморегулируемой организации»: в нее войдут все уважающие себя строительные компании. В саморегулируемой организации будет кодекс корпоративной чести, и если кто-то из застройщиков откажется выполнять все правила и регламенты, он может быть выдворен со строительного рынка. В то же время это своего рода гарантия риска: если, к примеру, вам предлагает услуги компания, не состоящая в «клубе», для вас, как потребителя, это станет первым показателем ее благонадежности.
Недавно мы внесли поправки в закон «О техническом регулировании»: теперь в нем прописан весь строительный процесс до мелочей, от организации строительства до способов возведения колонн. Хотят сомнительные застройщики или нет, им придется познакомиться с этими статьями и узнать, что такое строительные нормы и правила (многие ведь действительно не знают!), – а их в законе более тысячи.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*