ДЕТИ ВЫБИРАЮТ, ПЕДАГОГИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ

Untitled Document

Первое апреля, хоть и считается Днем смеха, для многих руководителей детских секций и кружков Набережных Челнов стало поистине черным днем календаря. Именно с этой веселой даты у них началась другая жизнь – система допобразования входит в период реформ. В городе вводится эксперимент по нормативному финансированию учреждений дополнительного образования.

 

 

Первый гром

Конечно, нельзя сказать, что он грянул неожиданно. Первый раз допобразование затрясло в начале марта, когда вышло постановление исполкома об обязательной родительской плате за обучение детей в секциях и кружках. Причем вначале встревожились даже не родители, они давно уже платили за костюмы и поездки на конкурсы и соревнования, а руководители кружков и секций. Их аргументы были, в общем-то, логичны – часть детей перестанет посещать кружки, потому что родители не захотят платить за обучение. А если сократится количество детей, то педагогам урежут ставку, а значит, уменьшится и без того мизерная зарплата. Как тогда можно будет прожить на эти деньги? И будет ли смысл работать в допобразовании? Паника нарастала, как снежный ком…


Зачем будить
спящую собаку?

Казалось бы, что не устраивало верхи в работе городских кружков и секций? Челнинская система дополнительного образования очень сильна не только в республике, но и одна из лучших в России. Многие юные челнинцы ежегодно становятся победителями различных конкурсов и соревнований. И нужно ли сейчас требовать от педагогов допобразования, кстати не попавших под нацпроект «Образование», а значит, не получающих никаких добавочных выплат, начинать работать по-новому?

Разобраться в сложившейся ситуации журналисту «Недели» помогла заместитель начальника управления образования Лидия Золотарева. По ее словам, реформа допобразования не так уж и страшна, как об этом кричат. И кричат в основном педагоги. В большей степени те, кто не уверен в своих силах и не готов повернуться лицом к ребенку и изменить, прежде всего, свою психологию. Ведь мы никак не можем прийти к очевидному для всех выводу, что образование – это услуга. А раз услуга, значит, дети и родители имеют полное право заказать то, что хотят.


Чего хотят дети?

Постепенное сокращение школьников из-за демографического кризиса 90-х годов – факт общепризнанный. Сейчас не то что в кружках – в школах детей не хватает. Но если общее образование обязательно для всех, то в секции ребята ходят по желанию, и «заманить» их туда ой как сложно.

– А знаете, почему? – отметила Лидия Владимировна. – Потому что желания детей не всегда совпадают с представлениями взрослых о том, какими бы видами деятельности они хотели заниматься. Об этом говорят данные последнего социсследования, проведенного среди 600 учащихся среднего и старшего возраста 11 челнинских школ. Например, многие взрослые думают, что занятия в фотокружке современных детей не интересуют. И они давно закрыты во многих учреждениях допобразования. А в результате исследования выяснилось, что 28% ребят хотели бы этим заниматься, но уже на современном оборудовании и с применением компьютерных технологий. Почти 40% юных челнинцев хотели бы научиться азам предпринимательства, 27% – туризму и т. д. Вот что надо развивать. А мы по традиции развиваем то, что интересно нам, взрослым. И еще хотим, чтобы дети туда ходили.

 

Чем бы хотели заниматься челнинские школьники?

(одни из наиболее популярных
кружков и секций)

Информатика 38%
Клуб общения 32%
КВН 31%
Футбол 27%,
Военно-патриотический
кружок 23%
Клуб для девочек 22%
Кружок визажа 21%
Археологический 20%
Автокружок 20%
Театр 17%
Бакетбол 16%
Вокал 12%

В чем спасение утопающих?

Несомненно, часть родителей готова и за обучение платить, и за свой счет вывозить на соревнования. Но есть и другая часть, которая, в принципе, согласна, чтобы их дети занимались чем-то дополнительно, но вот денег не даст. И, конечно, дети таких пап и мам с введением обязательной оплаты вынуждены были бы покинуть кружки и секции.

Все-таки, наверное, не зря педагоги шумели. Наверху быстро нашли выход, как сделать так, чтобы и дети не разбежались, и учреждения дополнительного образования сохранились. Спасение – в сертификатах на посещение учреждения допобразования. Он дает возможность ребенку посещать один кружок бесплатно, а за второй, если захочет туда ходить, родителям придется платить. Хотя существует определенная категория детей, которая будет посещать и остальные кружки бесплатно. Это в первую очередь льготники, а также ребята, посещающие такие организации, как Детский Орден милосердия, клуб «АИСТ», работающий с трудными подростками, и т.д. Бесплатно будут заниматься и те дети, которые участвуют в массовых городских мероприятиях.


Сертификат –
это деньги,
хотя и на бумаге

Как рассказала Лидия Золотарева, в ближайшее время планируется выпустить 120% сертификатов. 100% – на каждого челнинского ребенка по одному посещению и 20% – на те категории детей, которые будут посещать второй или третий кружок на льготных условиях. Сертификат будет именным и с фотографией обладателя. Получать этот документ будут после 14 лет сами дети, а до 14 лет – родители. Предполагается, что раздавать сертификаты по школам начнут уже в мае. Ведь необходимо, чтобы за лето дети определились, какие кружки и секции в будущем учебном году они будут посещать.

Система работы с сертификатом будет построена так: когда ребенок приходит в учреждение допобразования, то отдает сертификат руководителю кружка или секции. Если по каким-либо причинам захочет уйти, то этот документ по заявлению может забрать и унести в тот кружок, где захочет заниматься. Для этого сертификат сделают бессрочным.

 

Мнения
по поводу

Что интересно, многие педагоги на нашу просьбу прокомментировать ситуацию ответили отказом либо просили не публиковать их имена и места работы. Связано это в первую очередь с тем, чтобы не вызвать негативную реакцию своих руководителей.
– Педагогам теперь придется гораздо больше работать, – сказал методист одного из центров допобразования. – Их зарплата зависит от количества занимающихся с ними групп, в одной должно быть не менее 15 детей. Чтобы хоть как-то обеспечить себе достойное существование, у педагога должно быть две-три таких группы. То есть, согласно новой реформе, нам надо где-то искать 30-50 платежеспособных детей. Это значит, помимо рабочего времени, мы будем вынуждены проводить огромную работу с родителями, убеждая, что их дети должны прийти заниматься именно к нам. Начнется борьба за детей, ведь если мы не соберем группу в 15 человек, у нас будут снимать часы, а значит, существенно снижать зарплату. Многие уволятся, начнутся сокращения. В этой ситуации педагоги будут думать не о творчестве, а о том, как бы себя прокормить.
«Когда люди платят, то хотят видеть результат, – отметил педагог по вокалу одного из центров детского творчества. – Но как объяснить родителям, что их ребенок пока не готов выйти на сцену, с ним надо еще много работать? У нас же нет специального отбора, к нам приходят разные дети с разными способностями. Захотят ли родители платить за обучение в такой ситуации?»
– Однако есть у этой реформы и свой плюс, – продолжил методист одного из центров допобразования. – Те, кто стабильно вкалывал, много работал с родителями, показывал высокие результаты, у кого уже крепкие коллективы, те, думаю, смогут сохранить свои позиции. Пострадают же больше всего те, кто относился к работе халатно, не следил за наполняемостью групп, не работал с родителями. В общем, меньше станет неквалифицированных кадров.
«В принципе, платить родители согласны, – прокомментировал тренер футбольной секции, – они возмущены не суммой, а тем, почему вообще должны платить? «Мы уже платим налоги, почему должны платить еще и за образование наших детей?» – так мне говорят. К сожалению, если родители не будут платить, я буду вынужден отчислить ребенка из своей команды».

Егор Трубников.

 

Смерть
«мертвым душам»

Что ни говори, а нечистые на руку люди существуют везде. Не секрет, что и в допобразовании некоторые педагоги занимались приписками, добавляя в число занимающихся в их группах несуществующих воспитанников. Понятно, что не от хорошей жизни – зарплаты, сами знаете, какие, а руководство требует, чтобы количество детей соответствовало ставке. На сегодняшний день занятость детей в Набережных Челнах составляет 200%. Цифра фантастическая: в нее входят и те ребята, кто посещает сразу несколько кружков, ну и, возможно, те самые «мертвые души». Введение сертификатов позволит четко узнать точную цифру занятости детей, а также, какое количество ребят на самом деле посещает кружки и секции. Пока что сейчас очень сложно четко отследить количество занимающихся детей.
Подводные камни нынешней реформы

– Если говорить о сложностях, то они всегда возникают при введении чего-то нового, – отметила Лидия Золотарева. – Ведь начиная и создавая что-то новое, невозможно каждый шаг продумать на 100%. Хотя многие нами продуманы. И, двигаясь дальше, мы с каждым разом будем обходить эти подводные камни. Конечно, введение сертификата на допобразование очень высоко поднимает планку требований к организации и проведению занятий в кружках и секциях. Ребенок пойдет туда, где ему интересно. Возможно, какие-то кружки и секции придется закрыть из-за невостребованности их детьми. Тратить деньги необоснованно и безраздельно на то, что не имеет никакого спроса, – нецелесообразно. Выделять одинаковые суммы и на кружок, куда ходит пять человек, и туда, где тридцать, – несправедливо.

 

Готовы ли родители платить деньги?
Как сообщила Лидия Золотарева, после исследования, проведенного психологами в челнинских школах, есть официальные данные о том, что 78,2% родителей готовы за кружок платить от 50 до 100 рублей, причем 47,8% могут выложить более 100 рублей.

Кто в выигрыше?

Как бы не шумели недовольные нынешней реформой, а процесс преобразования не повернешь вспять. Нынешние перемены, слегка болезненные в начале, в будущем должны будут дать положительные результаты, от которых выиграют наши дети.
Во-первых, реформы заставят учреждения допобразования прислушиваться к мнению детей и открывать направления, интересные нашим ребятам. Во-вторых, заставит по-новому работать и директоров школ. Теперь уже директор не сможет назвать вымышленную цифру посещения учащимися его школы учреждений допобразования и с него можно будет спросить, почему так происходит, и что он как руководитель сделал для того, чтобы его учащиеся были заняты. В-третьих, в совершенно другие условия будут поставлены и родители. С введением сертификата они фактически будут иметь деньги за обучение своих детей в учреждениях допобразования.

Пусть это деньги на бумаге, но родители имеют право в обмен на сертификат получить бесплатную и гарантированную услугу – обучение детей в кружках и секциях. В тех, где хотят заниматься их дети.


Наталия МАТИОС.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*