МУЗЕЙ КАМСКОГО ХЛЕБА ГОТОВИТСЯ К ОТКРЫТИЮ





Untitled Document

Многие известные люди в преддверии собственного юбилея пишут либо мемуары, либо проводят персональные выставки. Юбиляр, о котором пойдет речь в нашем материале, отметит предстоящую знаменательную дату так, чтобы это событие запомнилось не только ему, но и будущему поколению. Серьезная заявка? А как же иначе, если речь о Набережночелнинском элеваторе, который готовится отметить свое 90-летие.

 

Один из самых ценных экспонатов – котельная книга 1914 года

 

Истории строительства патриарха челнинской промышленности посвящено внушительное количество исследований наших краеведов. А в ближайшее время на территории элеватора откроется музей камского хлеба. Местом его постоянной прописки станет здание бывшей конторы, которое преображается на глазах. Здесь провели масштабную реконструкцию и приступили к непосредственному оформлению музея, состоящего из двух залов. Нашим гидом стал директор Набережночелнинского элеватора Фанис Газетдинов, которого мы попросили рассказать об особенностях будущей экспозиции.

Музей камского хлеба состоит из двух залов. В первом разместятся экспонаты, отражающие историю элеватора до 1930 года. Признаюсь честно, увиденное меня впечатлило. В первую очередь, это фотографии, сделанные в годы строительства челнинского элеватора (представляете, им свыше 90 лет!) и бережно сохраненные до сегодняшнего дня.

– Глядя на эти снимки, мы не перестаем удивляться, как в те годы можно было взяться за такое грандиозное строительство, не имея мощной техники, – отметил Фанис Газетдинов. – При этом строили-то на века! Решение о создании музея камского хлеба – это, в первую очередь, наша дань уважения первопроходцам и тем, кто оставил свой яркий след в истории Набережночелнинского элеватора. Кроме того, музей – это ведь не только прошлое, это культурное наследие, которое достанется будущему поколению жителей города и Закамского региона.

 

 

Среди экспонатов, размещенных в первом зале, можно увидеть немало любопытных предметов старины, связанных с производ-ством хлеба. Многие из них, так сказать, прибыли из сельских районов, и пополнение еще будет. Эту же часть музея вскоре украсит макет старинной баржи, на которой перевозили хлеб.

Во втором зале будут экспонироваться материалы, отражающие историю элеватора с 1930 года по сегодняшний день. «Мы очень благодарны за поддержку, которую нам оказали краеведы Анатолий Дубровский и Владимир Ермаков, а также человек-легенда Марат Бибишев, – сказал Фанис Газетдинов. – Материалы, которые они предоставили нашему музею, имеют огромную историческую ценность. К примеру, благодаря Марату Шакировичу у нас появилась фотография первого директора элеватора Николая Знаменского. Кстати, отдельный стенд будет посвящен руководителям Набережночелнинского элеватора с момента создания предприятия по сегодняшний день».

 

СЛУХИ О НЕМЕЦКОМ СЛЕДЕ
НЕСКОЛЬКО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ
Надо сказать, что в истории строительства Набережночелнинского элеватора мифы тесно переплелись с реальными фактами. Один из самых распространенных – то, что он был построен немцами. Слухи о немецком следе несколько преувеличены.
По словам краеведа Владимира Ермакова, строительство челнинского элеватора совпало с началом первой мировой войны. А поскольку мужчин (не только плотников, но и специалистов – конторских рабочих) постоянно забирали в армию, возник дефицит рабочей силы. Вот тогда в 1915 году обратились в лагерь военнопленных, который находился под Мензелинском, и попросили оттуда 150 человек. Эта интернациональная армия рабочих выполняла в основном черновые работы. Часть наиболее грамотных военнопленных работала в конторе: они вели счетоводство, бухгалтерию, потому что местные специалисты ушли на фронт. Это продолжалось недолго. На самом деле элеватор строили наши рабочие и специалисты по нашим же сметам.

 

В числе особо впечатливших экспонатов я бы отметила профессионально выполненный макет элеватора, который разместится на отдельном подиуме в самом центре второго зала, а также котельную книгу 1914 года. Листаешь ее и поражаешься: все записи в ней сделаны каллиграфическим почерком, все выполненные работы расписаны до мелочей. Дисциплина и порядок на элеваторе прежде всего!

Словом, в музее камского хлеба кипит работа. Пользуясь случаем, мы решили обратиться к нашим читателям за под-
держкой. Создание столь необычного музея – дело благородное и непростое. Здесь уже есть немало интересных экспонатов и кропотливая работа по их поиску продолжается. Руководство элеватора просит жителей города, в первую очередь, Элеваторной горы помочь пополнить экспозицию предметами, имеющими непосредственное отношение к истории элеватора и хлебопроизводству. Кстати, на всех экспонатах, предоставленных челнинцами, будут установлены таблички с именами дарителей.

Эльмира ЯКОВЛЕВА.

 

РАЗОРИЛИ
ДО ОСНОВАНИЯ
За свою 90-летнюю историю челнинский элеватор часто оказывался в центре различных событий, поделились краеведы Анатолий Дубровский и Владимир Ермаков. Его запустили в середине 1917 года, при этом основное оборудование не было принято, а акт приемки не подписан из-за многочисленных претензий к качеству.
В годы гражданской войны, когда из Набережных Челнов отступали белочехи, с элеватора вывезли все, что можно: моторы, распределительные щиты, все кассовые книги и даже пишущую машинку! В 1919 году колчаковцы вывезли отсюда последние остатки. Элеватор был разорен до основания. И работать дальше не мог.
В 1920 году его руководство послало гонцов во все уголки страны с целью найти хоть что-то из похищенного. Вот тогда начало поступать нужное оборудование. При этом коллектив сохранился, был очень сплоченным, в штате насчитывалось 57 человек.
Была поставлена задача – 1 ноября 1920 года запустить хотя бы часть элеватора. Собрали рабочих, запустили – сначала на четверть, а в конце ноября – на половину мощности. Кстати, именно на элеваторе заработала первая электростанция. В 1920 году с него началась электрификация Набережных Челнов.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*