НАЧАЛЬНИК ГАИ О КОРРУПЦИИ, СУДЕ ЧЕСТИ И «ЧАЙНИКАХ»





Untitled Document

Почему татарстанские гаишники самые строгие? Какая из автошкол самая лучшая? Правда ли, что все челнинские инспекторы имеют личные джипы? На каком автомобиле ездит начальник ГИБДД? На эти и другие вопросы ответил главный госавтоинспектор Набережных Челнов Радий Кадиков, который в минувший вторник побывал у нас в гостях.

 

 

 

НАША СПРАВКА
Кадиков Радий Закиевич
 Главный государственный инспектор по безопасности дорожного движения по г. Набережные Челны.
 Родился 27 ноября 1962 года в поселке Приютово Белебеевского района Башкортостана.
 В 1985 году окончил Башкирский сельхозинститут. В 1987 году направлен в Набережные Челны, в
<СУМ-4>
Камгэс-энергостроя. Работал инженером, начальником участка.
 В ГАИ с 1993 года. 1999-2003 годы — начальник отделения Центрального ГИБДД. С 1 мая 2003 года назначен на нынешнюю должность.
 Жена Резеда много лет проработала врачом-терапевтом, сейчас — врач-эксперт страховой компании. Дочь Аделия замужем, месяц назад родила сына Амира, заканчивает институт. Сын Айрат учится на экономфаке ИНЭКА.
 Личный автомобиль:
<Форд Фокус>
.

 

Проблема
стала глобальной

Поскольку с понедельника началась Глобальная неделя безопасности дорожного движения, наш первый вопрос был о ней.

— В нашем городе ежегодно погибают около 70 человек, по Татарстану — 800, по России — 33-35 тысяч человек, а в целом в мире — свыше 1 млн. 200 тысяч человек, — сообщил Радий Закиевич. — Как видите, проблема приобрела мировой масштаб. Соответственно, решать ее нужно тоже всем миром. Поэтому впервые проводится Глобальная неделя безопасности дорожного движения, цель которой — рассказать людям о причинах ДТП, а главное — об их последствиях. В этом вопросе мы очень рассчитываем на плодотворное сотрудничество со СМИ. Одна из самых главных причин возникновения аварий — это пренебрежительное отношение к ПДД. Возьмем проезд на запрещающий сигнал светофора. Даже школьники знают, что на красный свет двигаться нельзя, а на зеленый — можно. А у нас, к сожалению, этот вид нарушения стал одним из самых распространенных.


— Скажите, как мы выглядим на фоне других городов России?

— Есть такое понятие — организация дорожного движения. Она у нас поставлена на самый высокий уровень. Почти все перекре-стки оборудованы светофорным регулированием. Такие условия, как в Набережных Челнах, есть не в каждом городе России: двустороннее движение, разделительные полосы, бесконфликтные развязки, подземные переходы. Но все это, к сожалению, приводит к тому, что у нас происходит большое количество ДТП из-за несоблюдения скоростного режима. То есть мы становимся заложниками хорошей организации дорожного движения. Расстояние между перекрестками большое, и водитель может разогнать свой автомобиль до приличных скоростей. Хотя все прекрасно знают, что внутри города нельзя ездить со скоростью свыше 60 км/час.


— Несмотря на то, что перекрестки оборудованы светофорами, там происходит много аварий.

— Челнинские перекрестки сложные: с двумя проезжими частями и островком безопасности. Допустим, водитель остановился вплотную к перекрестку. Когда загорается зеленый свет, он начинает движение. А тот, кто въехал на перекресток на разрешающий свет светофора, обязан закончить маневр и выехать с него. Получается, первый начинает движение, второй — заканчивает. В результате — авария. Поэтому метров за десять до светофора есть стоп-линия, знак

. Если первый водитель будет соблюдать правила, то второй успеет завершить маневр.


Все больше и больше


— За последние годы количество автомобилей в городе заметно выросло:

— Это еще одна причина роста количества ДТП. За год в Набережных Челнах вновь регистрируется 6-7 тысяч автомобилей. В прошлом году, скажем, было зарегистрировано 100 тысяч транспортных средств, в этом — 107 тысяч. Соответственно, становится больше и водителей. Ежегодно их численность увеличивается на 4-4,5 тысячи человек. Молодые, неопытные водители чаще совершают аварии. Плюс к этому возросла и интенсивность эксплуатации автомобилей. Если раньше ездил только папа, то теперь в вечернее время ездит и подросший сын. Раньше было много сезонных водителей, которых в народе называют
<чайниками>
. Они зимой машиной почти не пользовались. Теперь таких практически не осталось, машины эксплуатируются круглый год.

 

 

 

Не злые, а строгие


— Существует мнение, что самые строгие гаишники — в Татарстане.

— Заметьте, нас считают не злыми, а строгими! Наверное, потому что у нас ГАИ менее коррумпирована. В других регионах если инспектору 50 рублей отдать, то он тебя отпустит и протокол не составит. У нас так не получается. Руководство МВД и ГИБДД уделяет большое внимание дисциплине. Тех, кто ее нарушает, в лучшем случае переводим в другие службы. Убрать с работы в ГАИ у нас считается наказанием. Не в обиду коллегам будет сказано, сотрудник Госавтоинспекции должен быть на голову выше любого милиционера. Потому что он общается и с простыми водителями, и с профессорами. Мы ориентируем инспекторов в каждой ситуации подходить к нарушителю индивидуально. Если это пенсионер, может быть, достаточно сказать: <Бабай, смотри, езди осторожно>. Ему этого на всю оставшуюся жизнь хватит, и он тебя только добрым словом будет вспоминать. А если перед тобой зарвавшийся юнец, который выскакивает из машины и начинает, как говорится,
<качать права>
, то с ним можно и пожестче.

Естественно, инспектор должен быть юридически грамотным, от и до знать ПДД. Поэтому мы раз в неделю проводим экзамены. К профессиональной подготовке сотрудников относимся жестко. Даже мы, начальники районных подразделений ГИБДД, дважды в год сдаем зачеты по физподготовке: подтягивание, бег на три километра, стрельба; на знание ПДД, ручного регулирования и т. д. Если же выявляем нечистых на руку сотрудников, то они предстают перед судом чести. В прошлом году около десяти человек уволили из органов внутренних дел с формулировкой
<за действия, порочащие честь сотрудника милиции>
.


<Давай, командир, разойдемся!>


— Радий Закиевич, люди же мыслят стереотипами. Например, многие думают, что все инспекторы ГАИ живут в коттеджах и имеют личные джипы. А как на самом деле?

— Меня удивляет, что слово коррупция почему-то сразу сводится к ГАИ. Наверное, это происходит потому, что мы всегда на виду и ежедневно работаем с людьми. Но ведь не все гаишники взяточники. Их немного, буквально единицы. Но кто их провоцирует? Сами же водители. Обычно говорят: <Давай, командир, разойдемся без протокола!> Возможно, бывают и случаи вымогательства, когда кто-то попался и инспектор требует с него денег за неоформление протокола, но это разовые случаи. У нас существует структура собственной безопасности, контрольно-профилактический отдел управления ГИБДД, которые выявляют нечистых на руку инспекторов. Достаточно сделать один звонок и сообщить, какой инспектор на какой машине берет взятки, его тут же возьмут в разработку, проведут провокацию, и, если попадется, ему несдобровать. Мы сами заинтересованы в чистоте наших рядов. Что касается коттеджей, то у меня, например, есть дом в деревне, который я использую как дачу. Загородных шикарных коттеджей у нас никто не имеет, также как и крутых иномарок.


— А какая зарплата у рядового сотрудника ГАИ?

— В среднем они получают в месяц 7-8 тысяч рублей. Конечно, это маленькая зарплата для такой тяжелой службы. Честно говоря, чтобы стабилизировать дорожно-транспортную обстановку, весь личный состав работает на износ. Приходится продлевать часы работы, да и выходные нам выпадают редко. Например, в связи с Глобальной неделей безопасности перешли на усиленный вариант несения службы, то есть на 12-часовой рабочий день. У всех ведь есть семьи. Во время праздников люди отдыхают, а у нас или сопровождение, или перекрытие улиц и т. д. Нужно сказать спасибо личному составу, который все это выдерживает. У нас сейчас в основном работают офицеры — те, кто закончил, как минимум техникум. Сотрудников с высшим образованием — 111 человек, то есть почти половина. К счастью, работать в ГАИ по-прежнему престижно, люди держатся за службу. Сейчас мы принимаем сотрудников чуть ли не на конкурсной основе.

 

О ЛИЧНОМ
— Радий Закиевич, скажите, а кем вы мечтали стать в детстве?
— Моряком. Просто грезил военно-морским училищем. Но был сильный прессинг со стороны отца. Он инженер по образованию. Убеждал, говорил, что целый год по морям плаваешь — ни дома, ни семьи. В общем, обработали меня и я пошел по стопам отца на автомеханический факультет башкирского сельхозинститута. Иногда спрашивают:
<Вы сельхозник что ли?>
Отвечаю, что я не ветеринар и не зоотехник, а инженер-механик. Просто профиля
<автомобильное хозяйство>
в других вузах Уфы не было. После института был направлен в Набережные Челны, чему, кстати, безмерно рад.

 

 

Непопулярная
мера


— Много споров вызвали поправки к Административному кодексу, ужесточающие штрафы за нарушение ПДД.

— Конечно, это непопулярная мера. Но большие штрафы — не самоцель. Давайте посмотрим на проблему с позиции безопасности дорожного движения. Если бы у нас наблюдалось стабильное снижение ДТП и количества погибших, раненых, можно было бы сказать:
<Не нужно ужесточать штрафы>
. Но ведь у нас из года в год цифры катастрофически растут! Самое страшное, 40% погибших — это молодые люди, которым еще нет и 25 лет. Человечество уничтожает собственный генофонд! Пока человека самого не коснется трагедия, пока какой-нибудь пьяный водитель не собьет кого-то из родных, он может и не понять всей ситуации. А вот когда касается, он говорит:
<Надо ужесточать, лишать, сажать!>
Ну, согласитесь, смешные же у нас сегодня штрафы?! Например, за неправильную парковку — 50 рублей. Человек нарушает, платит штраф и в следующий раз там же паркуется. На Западе размер штрафов составляет от 500 до 1000 долларов. Переведите эти суммы на рубли и сравните с нашими штрафами.

 

 

 


<Копейки>
Копейка-
на металлолом


— Лет десять назад самым распространенным автомобилем в Набережных Челнах была белая
<шестерка>
. А сейчас?

— Наверное,
<девятки>
и
<десятки>
. Иномарок очень много стало.
— А какую машину чаще всего угоняют?
— Тоже
<Лады>
девятой и десятой модели. Бывает, что и
<копейки>
угоняют, чтоб на металлолом сдать. Но сейчас такая тенденция: не машины угоняют, а крадут вещи из них. Сами видите, все дворы забиты автомобилями.


Почему нельзя,
как на Западе?


— Буквально за полчаса до вашего приезда позвонила читательница, которая спрашивает:
Почему нельзя оставлять квитанции на выплату штрафа прикрепленными дворниками на лобовом стекле, как это делается на Западе?>
И эвакуировать бы не пришлось:

— Дело в том, что у них эта система отработана давным-давно, все компьютеризировано. Если ты не заплатил штраф, то блокируются все банковские счета, пластиковые карточки и т. д. У нас, к сожалению, такой компьютерной системы пока нет. Более того, чтобы составить протокол, на месте должен присутствовать нарушитель и обязательно расписаться. Но мы потихоньку переходим к новым методам работы. Месяца два назад внедрили систему оплаты через пластиковые карты. В будущем планируется автоматически зачислять платежи через серверный центр
<Ак Барс>
банка.

Равиль САБИРОВ

 
 
 
 
 


Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Местной администрации надо дворы подметать, а не движение организовывать.
    2 года мост на гэс починить не могут — «работают» на мосту 3,5 татарина (пальцем в заднице ковыряют целыми днями). А люди по 6-8 часов стоят в пробках на отрезке 2 км на 40 градусной жаре с маленькими детьми и не могут не выехать из города, не проехать по М7. Билеты на самолет приходится сдавать, переносить поездки. Такого наплевательства на интересы жителей полумиллионного города вряд ли где-то встретишь.
    Зато еп марафоны у них, универсиады, велопробеги… и деньги по карманам, бюджетные.
    В общем т.миниханову пора в отставку — не справляется с обязанностями от слова совсем.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*