Все-таки неслучайно «КАМАЗ» сравнивают с маленьким государством в полумиллионном городе. Как в каком-нибудь Люксембурге или Ватикане, здесь свое хозяйство, свой уклад, свои нравы. И для тех, кто никогда не был дальше заводской проходной, жизнь «КАМАЗа» – загадка. Железный занавес. А знаете, как порой хочется его приподнять? Наверное, поэтому, когда в гости к «Челнинской неделе» приехал заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по управлению персоналом и оргразвитию, журналистам не хватило и двух часов, чтобы задать Жамилю Тагирову все самые острые, порой болезненные для компании вопросы и, надо отдать должное, Жамиль Гадилович уверенно «держал удар».
|
|
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
|
♦ Тагиров Жамиль Гадилович – заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию
♦ Родился 20 мая 1966 года в деревне Черный Ключ Черемшанского района. В Набережных Челнах с 1983 года.
♦ В 1990 году закончил машиностроительный факультет КамПИ по специальности «Обработка металлов давлением». Устроился на кузнечный завод инженером-механиком.
♦ В 1993 году проходил стажировку в Италии и Франции, где получил первое представление о системе менеджмента в западной компании. Увлекся этим направлением и занялся экономикой.
♦ В кризисные для «КАМАЗа» годы возглавил отдел бюджетов экономической службы предприятия. Фактически здесь произошла маленькая революция – переход компании от советского принципа хозяйствования к рыночному. Здесь же впервые стали формировать бюджеты каждого завода, чтобы каждый из них умел управлять не только производством, но и собственной экономикой.
♦ С 2000 по 2004 гг. работал заместителем директора ЗМА по экономике и финансам.
♦ В нынешней должности – два года.
♦ Второе высшее образование – факультет менеджмента Набережночелнинского филиала КГУ. Завершает обучение в Академии народного хозяйства при правительстве РФ по программе MBA.
♦ Жизненное кредо – всегда учиться, но не ради процесса, а во имя достижения новых высот.
♦ Женат, дочь закончила первый класс. Супруга работает бухгалтером на «КАМАЗе».
♦ Увлечения: футбол, лыжи, катание на велосипеде, фитнес. |
|
|
– Жамиль Гадилович, руководство автогиганта заявляло о том, как компания будет догонять Запад: до минимума сократит оборудование, значительную часть комплектующих станет закупать у других производителей. В связи с этим возникает вопрос: куда деваться людям, если автогигант перестанет быть автоГИГАНТОМ?
|
– Когда люди слышат слово «сокращение», они понимают его буквально. «КАМАЗ» освобождается от непрофильных специалистов, но, подчеркиваю, не оставляет их на улице, а передает надежным организациям на территории Набережных Челнов. Это общемировой подход к повышению конкурентоспособности. В США на предприятии «Cummins» даже бухгалтерия на аутсорсинге! Для нас это еще очень новое явление, но «КАМАЗ» к нему неминуемо придет: если сторонняя организация умеет что-то делать качественнее и дешевле, чем мы сами, то лучше эту функцию передать и платить за услуги.
|
СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА – 12 ТЫСЯЧ
|
Напомним, еще в начале 2007 года этот показатель недотягивал и до 11 тысяч.
Стремительный по нынешним меркам рост в компании объясняют увеличением объемов производства и благоприятной ситуацией на рынке продаж. «Теперь заработная плата работников «КАМАЗа» достаточно конкурентна, – подчеркнул гость «Недели». – Мы улучшили свое положение среди крупных предприятий – приблизились к лидеру отрасли «АвтоВАЗу», где зарплата пять лет назад превышала камазовскую чуть ли не в два раза».
По словам топ-менеджера, средняя зарплата на «КАМАЗе» формируется с учетом нескольких факторов, в числе которых: рыночная стоимость труда, производительность, условия труда, где базой являются тарифы и оклады, утверждаемые коллективным договором.
|
|
|
– Кого планируется вывести в аутсорсинг в ближайшее время?
|
– (Улыбается.) Вам все тайны расскажи! Мы анализируем возможность вывода некоторых служб за пределы «КАМАЗа», но говорить о том, кто это конкретно будет, без окончательного решения рано. В планах – перевод на аутсорсинг более общих профессий, исчезновение которых производство не почувствует. Но каждую из них мы внимательно рассмотрим с социальной, экономической, технической, рыночной стороны и только после этого примем решение о выводе функций.
|
|
– «КАМАЗ» передает людей другим организациям, но при этом остро в них нуждается. Парадокс…
– Есть такая проблема. Профессия профессии рознь. Где-то у нас избыточная рабочая сила, где-то – дефицит. Все свои усилия «КАМАЗ» будет направлять на то, чтобы удержать наиболее востребованных работников, а это: наладчики автоматических линий и станков с ЧПУ, токари, фрезеровщики, электрогазосварщики, слесари-ремонтники. Что касается инженеров-конструкторов, найти их, конечно, можно, но правильнее, наверное, готовить их у себя. Соответствующую стратегию мы и применяем. Начиная с 4-го курса ведется отбор, на «КАМАЗе» есть список потенциальных специалистов, которые будут трудоустроены, как только закончат вуз. Но знания у них должны быть современные.
– ИНЭКА удовлетворяет этим требованиям?
|
– Как вам сказать… Все относительно. На хорошую «четверку», пожалуй, удовлетворяет. Дело в том, что нам все равно приходится дополнительно учить этих специалистов. Даже теоретические знания, которые дает студентам вуз, требуют теперь других подходов, переосмысления. С другой стороны, ИНЭКА – институт с опытным профессорско-преподавательским составом, неплохой материальнотехнической базой, отвечающий государственным требованиям. Не чета филиалам, где о качестве образования можно говорить лишь с большими допусками. Он был и остается базовым вузом «КАМАЗа». 90% наших молодых специалистов – выпускники ИНЭКА.
– В то же время молодых ин женеров принимают на «КАМАЗ» простыми рабочими, и они крутят гайки на главном конвейере. У них есть шанс подняться?
|
КАМАЗОВЦЫ ВСЕХ ЦВЕТОВ КОЖИ
|
– Говорят, поскольку компания развивается «с опережением графика», камазовские аналитики готовят план работы предприятия аж до 2020 года. Можете вы помечтать, каким «КАМАЗ» будет через 13 лет?
– Автогигант не может жить двумя-тремя годами, и, конечно, мы заглядываем в более отдаленное будущее, хотя в нашей непредсказуемой стране делать это довольно рискованно. К 2020 году я хотел бы видеть «КАМАЗ» глобальной компанией с брэндом, узнаваемым в любом уголке планеты, таким, как «Мерседес» или «БМВ». С конкурентными показателями по эффективности и зарплате. Мы войдем в пятерку мировых производителей грузовиков. Возможно, к 2020 году «КАМАЗ» обзаведется экологически чистыми двигателями. Например, на водородной основе. Автогигант станет интернациональной компанией с совместными предприятиями по всему миру. Здесь будут работать люди разных цветов кожи, «пропитанные» нашей корпоративной идеологией, – граждане большого предприятия под названием «КАМАЗ».
|
|
|
– Право человека на выбор места работы никто не отменял. Конечно, есть. Запись в трудовой книжке, что ты был рабочим, никоим образом не является дискриминирующей по поводу дальнейшего карьерного роста. Иногда это даже лучше: значит, человек знает цену труду и будет бережнее относиться к линейному персоналу.
|
Ребята, ну сидите, ждите!
|
– Жамиль Гадилович, коль скоро мы заговорили о перспективах, вспомнилась первая пресс-конференция заместителя гендиректора «КАМАЗа» по информационной политике Владимира Самойлова. Тогда, в 2004-м, он очень удивился, узнав, что у нас нет очереди из желающих работать на предприятии. Сегодня она появилась?
– Очередей у нас должно быть две: специалисты и рабочие. По первым вопросов нет: только в 2006 году мы приняли около 300 человек – в два раза больше, чем в 2005-м. А вот по рабочим – аж несколько проблем. Одна из них в том, что больше половины выпускников профтехучилищ – ребята, не достигшие трудоспособного возраста, а значит, мы должны или создать для них специально сертифицированные места и понести при этом существенные затраты, или вовсе не брать их на работу.
Идем дальше: не успел парень устроиться на завод, как его забирают в армию! Возвращается он, естественно, растеряв часть умений и навыков. Приходится переучивать. Вот вам еще загвоздка. Малоэффективна вся система подготовки рабочих кадров. Но главная, на мой взгляд, проблема – престиж профессии. Увы, наше государство решило, что невидимая рука рынка сама отрегулирует спрос и предложение на рабочие специальности. Нет ни фильмов, ни песен, ни плакатов – той идеологии, которая бы поднимала на пьедестал производственника, а ведь многие из них, стартовав одновременно со специалистами, получают гораздо больше! Направлять молодежь не в сомнительные «филиальные» вузы, а на получение серьезных производственных специальностей – задача не только отдельно взятого предприятия. Это должно быть элементом государственной политики.
|
|
|
– Все, что вы говорите о профориентации, безусловно, правильно, если рассуждать с позиций предприятия. Но есть и другая сторона медали. Расскажем такой, наверное, неприятный для вас анекдот. Чтобы повысить привлекательность рабочей профессии, привезли как-то школьников на завод, провели экскурсию. Перед отъездом они обращаются к бригадиру: «Ой, спасибо, что вы нам все показали. Мы никогда не придем сюда работать!» Условия на предприятиях «КАМАЗа» таковы, что не всякий захочет трудиться на той же литейке, даже за хорошую зарплату.
– В этой части я с вами абсолютно согласен. Но ведь за один день ничего не сделаешь. «КАМАЗ» меняется и будет меняться. Будут меняться площади, полы, потолки, но, чтобы провести все эти реформы, должен кто-то прийти. И здесь я делаю ставку на молодежь. Извините, если бы кто-то сказал: «Мы не хотим строить завод в чистом поле и жить в палатках», – «КАМАЗа» бы никогда и не было. Поэтому наша задача говорить не «Идите, работайте в неуютных цехах», а «Если не мы, то кто?» Ждать, когда к вам придут и отремонтируют завод, – ребята, ну сидите, ждите!
|
|
|
– На днях в Челнах прошел конкурс «Венский вальс», где «КАМАЗ» был признан самым танцующим предприятием и занял второе место. Вас долго уговаривали принять участие в этом состязании?
– Нас уговаривать вообще не надо! Что касается лично меня, когда я отдавал дочь в ГЦДТ на танцы, увидел показательные выступления «бальников». Мне так понравилось, что я решил: чем я хуже? Тем более по роду службы всегда может понадобиться умение вальсировать. Вот уже год мы с несколькими руководителями поздними вечерами приходим в студию бального танца тренироваться. Как оказалось, танец прекрасно снимает стрессы! Все накопленное за день сходит, как вода! И потом, это отличная физическая нагрузка: думать некогда – нужно двигаться. Часто мы с дочкой делимся впечатлениями от общего хобби: что она в своей группе проходила, что я. Иногда танцуем. В следующем году, думаю, нужно вовлечь в «Венский вальс» больше камазовцев. Вот увидите, первое место, как всегда, будет за нами!
Татьяна ГИМАТДИНОВА.
|