Основным вопросом повестки дня очередного заседания Совета некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России», прошедшего на этой неделе в Набережных Челнах, было обсуждение проблем реализации технического регламента «Об экологической безопасности автомобильной техники», принятой в конце 2005 года.
Этот документ предусматривает, в частности, обязательное введение в действие на всей территории РФ международных экологических стандартов «Евро-3» применительно производимой в стране и ввозимой в нее автомобильной техники с начала 2008 года, а стандартов «Евро-4» – с 2010 года. Сейчас в России действуют стандарты «Евро-2», а в развитых странах Европейского Союза введены уже требования «Евро-4». Находясь в роли догоняющего, наша страна вынуждена ускорить внедрение очередных уровней «Евро».
Речь в этом случае идет, прежде всего, о техническом прогрессе в области моторостроения и производства топлива и горюче-смазочных материалов к автомобилям. И основная проблема экологизации российского автотранспорта заключается в несинхронности введения технических регламентов на автомобили (двигатели) и горючее. Без взаимоувязки этих двух составляющих дальнейшее продвижение «процессов «Евро» в России уже невозможно.
– Наблюдается парадоксальная ситуация, – сказал председатель Совета ОАР, гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин. – С одной стороны, все производители автомобильных двигателей России вложили немалые средства в разработку и освоение выпуска новых, более экологичных семейств и моделей автомобильных моторов. Основные производители практически готовы к началу выпуска двигателей уровня «Евро-3». Но с другой стороны, основная масса богатых предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли, располагающих куда более солидными инвестиционными возможностями, чем нищие по сравнению с ними автозаводы, не хочет вкладывать в развитие собственного производства высококачественного топлива и ГСМ на самом современном уровне. Получается, что вся инвестиционная деятельность автопроизводителей, исчисляемая сотнями миллионов долларов, была направлена в пустоту, она просто оказалась никчемной.
Такое положение сохраняется уже годами. Особенно большие потери от нерасторопности сырьевых гигантов несет «КАМАЗ» – как инициатор и многолетний лидер экологизации российского грузового автомобилестроения. Вводя очередные поколения своих более экологичных двигателей еще до принятия соответствующих законодательных решений и инвестируя в их развитие огромные средства, компания не получает от вложенных денег своевременную и достаточную для последующего продвижения «процесса «Евро» отдачу.
По мнению Сергея Когогина, при нынешних темпах разработки соответствующих технических регламентов на бензины, дизельное топливо и ГСМ, их принятие и внедрение может затянуться до конца 2008 года. А отсутствие в стране высококачественного горючего может привести к выходу из строя техники экологического уровня «Евро-3», которую, как уже было сказано, автозаводы должны начать выпускать с января следующего года.
И все же положение только на первый, непосвященный взгляд кажется безвыходным. Российские автопроизводители намерены законодательно ускорить установление взаимосвязи и полного баланса между экологизацией двигателей и топлива к ним. Как пояснил исполнительный директор ОАР Игорь Коровкин, технической регламентации топлива и ГСМ требуют и страны-экспортеры в Россию, ввозящие в страну до 800 тысяч автомобилей и готовые поставлять машины с двигателями уровня «Евро-4». По его мнению, имеется, по меньшей мере, два законодательных средства, стимулирующие производителей топлива к устранению прямых нарушений с их стороны прав потребителей автомобильной техники. Во-первых, это поощрение покупателей, стремящихся приобретать более дружественные к окружающей среде автомобили – например, путем снижения транспортного налога. Во-вторых, можно и нужно «выправить» акцизы на топливо таким образом, чтобы производство качественного и, главным образом, не содержащего серы горючего стало экономически выгодным. Ни того, ни другого пока в России нет.
ПЯТЬ ЛЕТ БОРЬБЫ
Борьба за добротное топливо и ГСМ продолжается уже пятый год. Пока на необходимый уровень качества, по словам Игоря Коровкина, вышел только «ЛУКойл». Но влияние этой компании на топливный рынок России пока отчетливо чувствуется только на трассах «Москва – Санкт-Петербург» и «Москва – Минск». Недавно подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «ЛУКойл» и ОАО «КАМАЗ» на 2007-2010 годы. Оно, в частности, предусматривает поставки масел под брендом «ЛУКойл» для первой заливки автомобилей «КАМАЗ», а также включение этих масел в конструкторскую и технологическую документацию завода.