Как трудно было Владимиру Высоцкому при жизни добиться признания, так и с сохранением его памяти в Набережных Челнах, где поэт побывал и выступал с концертами в 1974 году, получается непросто. 30 мая 2005 года по распоряжению главы города и приказом по управлению культуры при русском драмтеатре «Мастеровые» выделили помещение под частную коллекцию супругов Федющенко «О творчестве Владимира Высоцкого». Но, как оказалось, это был временный приют.
|
||
В комнате, выделенной в «Мастеровых», был оформлен уголок в стиле 1974 года, |
||
Как все создавалось – С Владимиром Высоцким я ни разу лично не встречался, – говорит Валерий Федющенко. – Когда в июне 1974 года в Набережные Челны приезжали с гастролями артисты Театра на Таганке, а вместе с ними и Высоцкий, мне, к сожалению, не удалось тогда побывать на его концертах. Я надеялся, что ещё успею. Тогда никто и подумать не мог, что это был первый и последний приезд Владимира Семеновича в наш город. А когда в 1980 году Высоцкого не стало, все как-то разом спохватились, в том числе и я. Для начала решил собрать по возможности полную аудиоколлекцию его песен: часть магнитофонных катушек с записями песен Высоцкого у меня уже была, часть переписал, что-то выкупил и даже нахально отобрал у своих друзей. В середине 80-х в стране грянула перестройка, а вместе с ней началась и гласность. На полках книжных магазинов появилось то, что еще совсем недавно было тайной за семью печатями. В перестроечные годы мы заметно пополнили свою личную коллекцию книгами, фотографиями, публикациями из газет и журналов. В первую очередь потому, что мне самому была очень интересна такая неординарная личность, как Владимир Высоцкий. Тогда, в конце 80-х, я работал на «КАМАЗе», в службе по обеспечению комплектующими изделиями главного сборочного конвейера. Работа была связана с командировками по всему Советскому Союзу. Из каждой поездки мне удавалось привозить все, что было связано с именем Высоцкого. Вскоре скромная коллекция разрослась до размеров домашнего музея, в котором насчитывалось более 3,5 тысячи экспонатов! В их числе и уникальные. |
||
|
||
Временный приют У этой частной коллекции необычная судьба. Долгое время в квартиру супругов Федющенко, превращенную в домашний музей, приходили поклонники творчества Высоцкого. Ненадолго она переезжала в межзаводскую камазовскую библиотеку, но вернулась обратно. После пожара на «движках» «КАМАЗ» сократил расходы на соцкультбыт, библиотека начала выживать самостоятельно, помещение попросили освободить. С тех пор все экспонаты были сложены в квартире по антресолям и углам, а домашний музей как таковой работал несколько раз в год: 25 января – в день рождения Владимира Высоцкого, 25 июля – в день его памяти и в дни открытых дверей. В марте 2004 года в Набережных Челнах состоялось открытие клуба авторской песни. Ради такого события Валерия Федющенко попросили развернуть в клубе свою экспозицию, а позже на концерте бардов со сцены прозвучало громкое обещание прописать музей в стенах КДК «КАМАЗа». Но все, к сожалению, осталось лишь на словах. Еще через год, когда ОАО «КАМАЗ» в счет долгов передало городу здание «Интерклуба» и туда переехал русский драмтеатр «Мастеровые», одна из комнат в нем была выделена под частную коллекцию Валерию Федющенко. Таким образом, в мае 2005 года ее перевезли в небольшую комнатку площадью 37,5 кв. м. Валерий Федющенко на свои средства сам сделал в ней ремонт. Бизнесмены презентовали мебель и оргтехнику, челнинцы подарили видео- и аудиоретротехнику. Все экспонаты были развешаны и разложены. Тут же был оформлен уголок в стиле 1974 года, когда Владимир Высоцкий выступал на литейном заводе. В компьютере находилась вся необходимая информация. Сюда можно было прийти, послушать записи, узнать о пребывании актера и певца в нашем город, его жизни и творчестве. – Месторасположение было изумительным, невзирая на небольшие размеры комнаты, которую мне выделили, – делится Валерий Ильич. – Театр находится в центре города, работает по вечерам, хорошее фойе, сцена с камерным залом на 200 человек, где можно было проводить конкурсы бардовской песни, творческие вечера. К 1 декабря все было готово к официальному открытию. Но оно так и не состоялось. Правда, 29 декабря в гостях у Валерия Федющенко побывала вице-премьер – министр культуры РТ Зиля Валеева и была поражена увиденным. «В Казани такого нет!» – сказала она. 25 января 2006 года первый и последний раз в комнате собрались в день рождения Высоцкого: были барды, представители клуба «Орфей», поклонники поэта – более 70 человек. Читали стихи, пели песни. 15 февраля 2006 года семья Федющенко подарила городу смонтированную, действующую экспозицию. Официального статуса музея и названия она так и не получила. Ее передали на баланс музея истории города и оставили в здании театра «Мастеровые» на хранение. Через год в управление культуры поступило ходатайство от театра «Мастеровые» об освобождении комнаты, так как там собирались организовать пошивочный цех. В феврале 2007 года все экспонаты и прилагающаяся к экспозиции мебель и аппаратура были вывезены в помещение Центральной городской библиотеки. |
||
ЕЩЕ ДВА-ТРИ МЕСЯЦА… |
||
|
||
Валерий Федющенко написал книгу «Память о Владимире Высоцком в Челнах» |
||
Обеспокоенный дальнейшей судьбой коллекции Валерий Федющенко пришел к нам в редакцию. А заодно принес написанную им за это время книгу «Память о Владимире Высоцком в Челнах», в которой рассказывает о приезде поэта в наш город, местах, связанных с его именем, о своей коллекции. За комментарием мы обратились к специалисту по музейной работе управления культуры Рамзие Архиреевой: – Считаю, что повода для беспокойства нет, – ответила она. – Все экспонаты перевезены в центральную городскую библиотеку. Там сейчас решается вопрос по выделению отдельного помещения и его ремонту. У Валерия Ильича частная коллекция, он собрал все эти экспонаты. Чтобы открыть музей, нужно хорошо поработать два-три месяца. Желание такое есть и у управления культуры, и у центральной библиотеки. – Почему готовую экспозицию снова свернули и вывезли из театра «Мастеровые»? – Мы не можем в ущерб театру размещать музей. Театр – это очень большое хозяйство. Чтобы сделать красивый спектакль, нужно много составляющих. Им не хватало помещений. Я к этому с пониманием отношусь. А музей еще только будет. В «Мастеровых» не было экспозиции в музейном понимании, а сейчас над ее созданием работают. Планируется выделение одного человека в штате библиотеки, который будет изучать творчество Высоцкого, организовывать экскурсии, проводить встречи, сотрудничать с клубом авторской песни. Валерий Ильич как автор коллекции всегда будет желанным гостем. Позвонили мы и директору центральной городской библиотеки Венере Гайнуллиной, вот что она рассказала: – Частная коллекция из театра «Мастеровые» передана нам. Сейчас пока оформлена экспозиция к 25 июля – дню памяти Владимира Высоцкого. Постоянное помещение для выставки музея изыскивается, окончательное решение еще не принято. Это связано с финансированием, необходимы и ремонтные работы. Дополнительных денежных средств на музей у нас нет. Никакой спонсорской помощи нам никто не оказывает, несмотря на то, что для библиотеки музейная деятельность не главная. Конечно, постараемся сделать все, что сможем. Люди, которые будут этим заниматься, определены. Основная работа начнется в учебном году. P. S. Казалось бы, вновь появилась надежда на то, что музей, посвященный творчеству Высоцкого, в Набережных Челнах появится. И станет одной из изюминок города. Но после стольких перипетий в это можно будет поверить лишь тогда, когда событие действительно свершится. |
||
Светлана МАРАЧА
|