Так называется книга, которая издана в рамках празднования тысячелетия Елабуги. В ней впервые опубликованы материалы и документы из частного собрания доктора филологических наук, профессора, члена Союза российских писателей Вячеслава Головко, освещающие события последних дней великой русской поэтессы Марины Цветаевой. | ||
В последнее время в Елабуге сделано очень много для увековечения памяти поэтессы. Создан целый мемориальный комплекс, куда входят литературный музей, памятник, библиотека Серебряного века, дом памяти, где поэтесса, не выдержав испытаний судьбы, добровольно ушла из жизни. Раз в два года в Елабуге проходят Международные цветаевские чтения, в которых участвуют знатоки и исследователи ее творчества со всего мира. В этом году Елабужский историко-архитектурный музей-заповедник сделал для почитателей поэтессы настоящий подарок, выпустив в свет книгу «Через Летейски воды…». |
||
В ней в воспоминаниях, письмах и документах отражены последние 10 дней жизни Марины Цветаевой. Основу этого архива составили материалы, собранные Вячеславом Головко в конце 60 и начале 70-х годов прошлого века, когда он работал преподавателем кафедры русской и зарубежной литературы Елабужского пединститута. Молодой литературовед развернул тогда активную деятельность по поиску документальных источников и достоверных сведений о последних днях Цветаевой, пытался определить место ее погребения, составил план дома Бродельщиковых, в котором поэтесса нашла свой последний приют, описал его интерьер. Он систематизировал всю информацию, почерпнутую из воспоминаний очевидцев этого трагического события, хозяев елабужского дома, ставших невольными свидетелями гибели Марины Цветаевой. Головко дважды записал на магнитофонную ленту рассказ хозяйки дома А. И. Бродельщиковой, был лично знаком и вел переписку с дочерью и сестрой Марины Цветаевой. Все эти материалы сегодня позволяют прояснить атмосферу последних дней августа 1941 года, понять, почему Цветаевой не суждено было «загоститься на российской земле». В частности Головко пишет: «Общаясь постоянно на протяжении четырех лет с Бродельщиковыми, я установил, что они, находясь под контролем КГБ, выработали стандартный текст «воспоминаний», а когда отступали от него, то часто противоречили сами себе. Всякий раз, например, А. И. Бродельщикова говорила, что дверь в сени, где она обнаружила 31 августа М. И. Цветаеву в затянутой петле, была закреплена веревками изнутри. А однажды, в более доверительной беседе, она сказала правду: «Дверь была приоткрыта…» Немаловажная деталь для сомневающихся в самоубийстве поэтессы… Она о многом может сказать при тщательном анализе документов, в том числе архивов НКВД 1941 года». |
||
|
||
Дом памяти Марины Цветаевой
|
||
В книге публикуются «Домовая книга» Бродельщиковых, фотография их дома, сделанная в 1966 году, их воспоминания, письмо поэта Виктора Бокова, который вместе с Борисом Пастернаком провожал Марину Цветаеву и ее сына Георгия в эвакуацию. Эти и многие другие документы, наконец, стали достоянием исследователей биографии поэтессы. Когда знакомишься с ними, рождается чувство сострадания, понимания того, в каком душевном одиночестве и на грани отчаяния она была. Больно и все так непоправимо… До сих пор не раскрыта и тайна места погребения Марины Цветаевой. Ее похоронили 2 сентября 1941 года на средства горсовета. Но могила ее затерялась. Удивительно, гибель поэтессы елабужане не запомнили. Дело, видимо, в том, что в те тяжелые дни августа 41-го помыслы людей были заняты совсем другим – война принимала более грозный облик, каждый день проводы на фронт, первые похоронки… Исследования Вячеслава Головко показывают, что достоверно неизвестно и то, кто провожал похоронный процесс. Не только Головко, но и другие елабужские краеведы расспросили многих, однако никто точных сведений дать не смог. Все, кто делился воспоминаниями, описывали их по-разному. Существует версия, что хоронили Марину Цветаеву работники НКВД. |
||
Крест на месте условной могилы Марины Цветаевой был установлен ее сестрой Анастасией Цветаевой в октябре 1960 года в правой стороне кладбища, среди безвестных могил 1941 года, около сосны с раздвоенным стволом. Вячеслав Головко пишет, что Анастасия Ивановна выбрала это место потому, что, находясь в многолетней ссылке в Новосибирской области, она обратила внимание на могилу неизвестной женщины около сосны с раздвоенным стволом. Она восприняла это дерево «как образ-символ святой, преждевременно оборвавшейся жизни, непреходящей скорби, несправедливо отторгнутой от людей живой радости и счастья – женского, человеческого». К сожалению, раздвоенной сосны ныне уже не существует… В книге «Через Летейски воды…» напечатаны строки, с которыми невозможно не согласиться:
Илиса ГАНЕЕВА. |