Головная боль. Высокая температура. Вызов врача. Доктор открывает больничный, назначает лечение и говорит: «Через два дня приходите на прием!» У кабинета врача, особенно в период эпидемий, чаще всего приходится ждать в очереди не меньше часа. Если впереди три-четыре человека, на прием попадешь минут через 40. В этой ситуации все мы находились не раз. Почему? Какие решения принимают медики, чтобы справиться с проблемой очередей? | ||
|
||
Пока попадешь на прием к узкому специалисту, успеваешь подремать
|
||
Опыт, В нашем городе полностью укомплектованы терапевтами городские поликлиники №2, 4, 7. В остальных лечебных учреждениях врачи работают с перегрузкой. По нормативу количество населения, прикрепленного к одному участку, у терапевта должно быть 1700 человек, у врачей общей практики – 1500 человек, реально же в некоторых поликлиниках эта цифра доходит до 4 тысяч человек. Одна из самых многочисленных по количеству пациентов – городская поликлиника №6. – На территории нашей поликлиники проживает 55 тысяч человек, – рассказала заместитель главного врача по клинико-экспертной работе Валентина Обирина. – Кроме того, в зону нашего обслуживания входят новостройки – пять девятиэтажек в 60-м комплексе. Одна из них уже заселена. На участках работают 17 врачей. В среднем на каждого приходится по 2,5 тысячи человек, но есть и по 4,5 тысячи человек. Чтобы разгрузить часть участков, требуется еще 8-10 врачей. Молодые специалисты после мединститута за последние 10 лет к нам не устраивались. Пришли несколько опытных специалистов, приехавших в Набережные Челны из других городов, которые живут недалеко от поликлиники. Повышение зарплат первичному звену после внедрения национального проекта «Здоровье» желающих работать тоже не прибавило. У нас некоторые свои узкие специалисты переквалифицировались во врачей общей практики, заведующие отделениями тоже перешли работать на участки. По существующим нормативам, терапевты должны принимать 4-5 человек в час. За 12-15 минут необходимо выслушать жалобы, осмотреть пациента, назначить лечение, выписать рецепты, а кому-то и справку для получения санаторно-курортного лечения. Врачам общей практики, кроме этого, при необходимости оказать медицинскую помощь по хирургии, неврологии, офтальмологии, оториноларингологии или направить к этим узким специалистам на консультацию. Проблему очередей в поликлинике №6 попробовали решить с помощью введения системы самозаписи на первичный прием. Когда мы с Валентиной Обириной проходили мимо кабинетов, то на лавочках сидели по нескольку человек. – Прием первичных, не экстренных больных идет по записи, – отметил участковый терапевт Олег Королев. – Если нет температуры, выраженного болевого синдрома, то записаться на прием можно на первом этаже. Тем, кто уже находится на больничном листе, мы назначаем прием на вторую половину дня. Но пациенты сами, почувствовав себя лучше, часто приходят утром, чтобы не ждать до обеда. Конечно, экстренных больных, беременных, призывников пропускаем вне очереди. А остальным в таких случаях приходится ждать. Сейчас погода способствует простуде, поток пациентов увеличивается. В период массовых ОРЗ и гриппа в поликлинике с 7 часов утра до 8 часов вечера работает кабинет доврачебного приема, там принимают всех температурящих. Еще одна характерная очередь – на сдачу крови на анализ. Все приходят с утра. Урегулировать ее сложнее, но движется она быстрее, чем к участковому врачу. |
||
Система талончиков не срабатывает Проблема очередей актуальна и в детских поликлиниках. Но не столько на прием к педиатрам, которых в городе не хватает 20%, сколько к узким специалистам. Несмотря на существующую в некоторых поликлиниках запись к ним по телефону, а в других – выдачу талончиков, все чаще всего заканчивается живой очередью. И ждать приходится долго, потому что желающих попасть к узким специалистам больше, чем талончиков. Поэтому параллельно можно пройти платно. Дефицит кадров в области оказания экстренной помощи в единственном в городе детском травмпункте при больнице №2 недавно прочувствовала наша читательница. Она приехала с дочкой и прождала в очереди полтора часа. Прием вел один врач, и работала перевязочная, куда он периодически заходил осмотреть экстренных больных. Очередь двигалась очень медленно, люди стали возмущаться. В это время вышел еще один врач и попытался объяснить ситуацию: «Успокойтесь, пожалуйста! Что я могу сделать, если у меня специалистов не хватает? Я сам – заведующий отделением и сейчас буду вести прием». Кстати, уже долгое время в больнице не работает отслуживший свой срок рентгенаппарат, пациентов отправляют на обследование в другие лечебные учреждения. И только вчера на комиссии горсовета по бюджету прозвучала информация о том, что руководитель исполкома Василь Шайхразиев пообещал до конца года приобрести рентгенаппарат для этой больницы.
|
||
После обеда очередь в травмпункте БСМП уменьшается
|
||
Травмпункт БСМП нужно расширять Долго сидеть в очереди приходилось и тем, кто попадал в травмпункт БСМП в утренние часы. Травматолого-ортопедическое отделение №3 обслуживает весь город круглосуточно – ежегодно сюда обращается около 40 тысяч пострадавших. – Чтобы уменьшить столпотворение, мы перевели работу нашего отделения в две смены, – сказал заведующий Марсель Хакимов. – С 7.00 до 14.00 – первая смена, с 14.00 до 20.00 – вторая смена, так же работает и перевязочная. Но большинство людей предпочитает ходить на перевязку утром, и, конечно, приходится ждать. Кроме того, оформление больных на инвалидность (это достаточно долгий процесс) теперь будет проводить в отдельном кабинете один врач. Он будет назначать людям определенное время для приема. К сожалению, штат врачей отделения полностью не укомплектован: работает семь травматологов, не хватает еще троих специалистов. По регламенту, врачу-травматологу на одного больного отводится семь минут. Возникает ощущение, что этот норматив определял человек, далекий от медицины. Получается, за это время врачу нужно успеть не только точно поставить диагноз, но и, если понадобится, провести мини-операцию, например, зашить рану. С кровотечением или острой травмой прием идет вне очереди, несмотря на то, что в коридоре могут быть и пожилые люди. Экстренная помощь – первоочередная, и таких пациентов в некоторые дни бывает очень много. Поскольку операционная одна, туда тоже не всегда попадешь сразу. Вторую открывать очень дорого. Кроме того, кабинеты и так все заняты, помещение травмпункта недостаточно большое для приема всего населения города. |
||
Как уменьшить
Пытаясь решить проблему с нехваткой терапевтов и педиатров и повысив зарплату первичному звену, правительство оставило обиженными всех остальных медработников. Это мнение в разговоре с врачами я слышала уже не раз. Обидно работать в стационаре или оставаться узким специалистом, зная, что коллеги получают значительно большую зарплату. Медики либо уходят в частные клиники, либо переквалифицируются во врачей общей практики. Поэтому, конечно, восполнить дефицит специалистов можно будет, когда они смогут получать достойную зарплату. Но это проблема не городского масштаба. |