ЮРИЙ ВЯЗЕМСКИЙ О ЧЕЛНИНСКИХ УМНИКАХ

Untitled Document

Автор и ведущий интеллектуальной телевикторины для старшеклассников «Умники и умницы» Юрий Вяземский в интервью Сергею Кочневу признался, что с нетерпением ждет в своей программе школьников из Елабуги и всегда рад ребятам из Набережных Челнов.

 

«Наша викторина для тех, кто может соревноваться»

 

– Юрий Павлович, скажите, «Умники и умницы» – наш, родной продукт или западная лицензионная программа?

– Она лицензионная, но автор лицензии – я! (Смеется). В 1992 году меня пригласили в детскую редакцию и сказали: «Нам нужна программа для старшеклассников. Вот вам название программы – «Умники» – вот ваш режиссер». Остальное придумывал я.


– Многие считают, что в программе участвуют преимущественно вундеркинды.

– Тогда и сейчас о вундеркиндах мы не думали, да к тому через мою программу такие дети, в общем-то, не проходят. Это викторина для тех ребят, которые любят соревноваться и очень хотят поступить в МГИМО. Она для тех, кто хочет читать много книг, для тех, кто хочет выиграть. А вундеркиндов у нас в программе нет. Наши участники – нормальные ребята, порой с ограниченными ментальными способностями, просто они трудолюбивые, а у некоторых хорошая память. Вундеркинды – это маленькие Моцарты, их у нас в России тоже очень много. Вообще у нас удивительно талантливая на людей страна, но она не осознает своего таланта! Уверен, россыпи талантливых ребят просто не считают себя таковыми и не предпринимают усилий, чтобы эти таланты раскрыть. А если они начнут это делать, то все будет очень хорошо и в их жизни, и в жизни России!


– Что же необходимо для развития таланта?

– Прежде всего, надо поверить в себя, затем начать работать. Самое главное, чтобы была такая потребность, но, к сожалению, у многих её просто нет.


– А если ученик поверил в себя, начал работать и задумался об участии в вашей программе, что ему необходимо сделать?

– Когда мы набираем москвичей, то имеем возможность с ними поговорить, встретиться, расспросить их. А что касается школьников со всей России, то мы не можем объездить все села, города и веси. Поэтому в конце каждой программы я задаю вопрос на размышление, а не на знание. Затем по письмам мы их приглашаем на передачу. Основные требования здесь – оригинальность мышления, начитанность и умение доказать свою точку зрения.


– Провинциалы удивляют больше?

– Да, в последние годы мы все чаще видим, что школьники с глубинки интереснее москвичей, у которых более выгодные стартовые возможности, чем у ребят, живущих в селах. Но москвичи обычно какие-то пресыщенные, вялые, рассчитывают на помощь родителей, учителей, репетиторов, а замечательные дети, живущие в глубинке, могут рассчитывать только на себя. Поэтому они с каждым годом становятся все интереснее, целеустремленнее, энергичнее, самостоятельнее и, может быть, вследствие этого, оригинальнее. Но и у них есть свои недостатки – они бывают более агрессивными, чем москвичи, более нахрапистыми, потому что если они сами не пробьются, то кто им поможет?

 

– Приятно осознавать, что и Татарстан, в лице, например, ребят из Набережных Челнов прославил себя в вашей программе!
– В Татарстане очень сильное образование, и через нас в МГИМО поступило трое или четверо ребят из Набережных Челнов. Одну из них звали Юлия. Она обучалась лично у меня и слушала курс лекций и на международно-правовом факультете.

– А много ли победителей программы сделали хорошую карьеру?

– Академиков и министров, конечно, пока среди них нет, потому что времени прошло мало! (Смеется.). Но ребята работали в самых различных областях: на телевидении, в крупных нефтяных компаниях и т. д. Одна из девочек получает уже третье образование, самостоятельно заработав на учебу в магистратуре Гарварда. Другая девочка – Лена Ершова, из первого выпуска программы работает в Исландии, где успешно преподает исландскую древнюю поэзию. Видите, даже там не нашлось своих специалистов по родной поэзии! (Смеется). Многие работают в МИДе, поэтому не сомневаюсь, что министрами наши победители будут. Дайте только срок!


– Юрий Павлович, а что, по-вашему, нужно изменить в нашем среднем образовании?

– Ребята сейчас очень сильно перегружены! Объем информации колоссальный, и мне кажется, что начиная с последних четырех классов нужно ввести более ярко очерченную специализацию. Для учеников, видящих себя гуманитариями, я бы сократил технические и естественные предметы, и соответственно, наоборот. Так делается в Америке, где последние четыре года учебы проходят в отдельном учреждении.


– Сейчас идет много дискуссий по поводу введения курса «Основ православной культуры» в средних школах. Может, самый правильный путь предприняла наша республика, введя курс «История религий»?

– Меня смущает слово «православный», поскольку религия называется христианство, а оно состоит из разных вероисповеданий. Поэтому я бы сделал курс религиоведения, и сделал бы его обязательным, потому что, по моему глубокому убеждению, человек отличается от животного тем, что он – существо верующее, и атеистов в природе я не наблюдал, потому что вера иногда встречается просто на уровне ощущений. Человек рано или поздно задается такими вопросами, на которые может ответить только религия, и религию надо знать, поскольку она является основой любой культуры.


– А что вам не нравится в МГИМО?

– Возрастает поляризация между теми, кто очень хорошо подготовлен и стремится к знаниям, и теми, кто подготовлен, а учиться считают «западло». Поэтому сегодня приходится видеть ярких и блеклых, умных и тупых. Но мы прилагаем усилия, чтобы ярких было больше! Дело ведь и в воспитании! Вот у меня учится Надя, дочь Никиты Михалкова. На нее любо-дорого смотреть! Это строжайшее воспитание!


– А Ксюша Собчак у вас не училась?

– Нет, бог миловал! Для меня Ксюша – явление крайне отрицательное. Она губит многих девочек, которые пытаются брать с нее пример. Собчак – это пошлятина во всех отношениях – в социальном, культурном и в сексуальном. Секс бывает красивым, а бывает, как у животных. Хотя животных обижать не хочу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*