СЕМЬИ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ — НЕ БАБУШКИНЫ СКАЗКИ

Untitled Document

Четыре приемные семьи для пожилых людей за один год – таков итог эксперимента зеленодольского Центра социального обслуживания населения, который был призван помочь одиноким старикам начать новую жизнь в кругу детей и внуков.

 

Как искоренить одиночество?

Как достойно встретить старость, в законе не прописано. Поэтому исправить это положение взялись в Зеленодольске. Здесь в начале года решили искоренить одиночество среди людей «третьего» возраста и помочь им под старость лет обрести новую полноценную семью. Авторы проекта ничего нового не придумывали, взяли все из жизни. Можно привести массу примеров, когда совершенно чужие люди ухаживают за своими немощными соседями только потому, что не могут остаться безучастными к человеческим страданиям. Нередки случаи, когда посторонние люди берут к себе стариков с тем расчетом, что смогут улучшить свои жилищные условия. Почему бы нет, если при этом пожилые люди достойно доживут свой век.

– Этот вопрос созрел уже давно, – рассказывает директор центра Софья Гринбаум. – Такое явление, как одиночество стариков, в жизни существует вне зависимости от того, хочет этого государство или нет. О нравственном здоровье общества можно судить по тому, как оно относится к пожилым. Почему у нас в стране создали институт приемной семьи для детей, а для стариков нет? Ведь как было с патронатными семьями? Никто из приемных родителей не ждал, когда примут специальный закон, они просто приходили в детские дома и брали к себе на воспитание двух, трех, а то и десятерых ребятишек. То же самое должно произойти и со стариками. Правда, здесь есть одно существенное отличие: у детей жизнь только начинается, у стариков она близится к закату. Вот только кто решил, что он должен быть окрашен в темные тона?

В центре не собирались взваливать на свои плечи непосильный груз: решили для начала остановиться на четырех семьях. На кого-то эти цифры не произведут впечатления, но для Зеленодольска это решительный шаг вперед. А, как известно, первые шаги самые сложные.

 

В финале –
четыре кандидата

Главная трудность состояла в том, как подобрать участников эксперимента. В центр обратились 14 человек. Все они на тех или иных условиях готовы были принять к себе пожилого человека. Среди добровольцев была и пара молодоженов.

– С каждым из претендентов мы работали индивидуально, – говорит руководитель проекта Ольга Пыжова. – Надо было выяснить, почему эти люди вызвались взять на себя такую тяжелую ношу. То ли ими двигало довольно редкое для наших дней сочувствие к пожилому человеку, то ли желание помочь старичку и тем самым облегчить его участь. Может, кто-то из кандидатов увидел в этом возрождение былых семейных традиций, когда забота о пожилом человеке была естественным явлением. Мы должны были узнать у наших кандидатов, преследуют они какие-то материальные цели или хотят решить жилищный вопрос? Они от нас ничего не скрывали, и мы в свою очередь были с ними предельно откровенны. Выяснилось, что молодые люди хотели переехать к бабушке с тем условием, что после ее смерти квартира останется за ними. Мы честно признались, что это не в наших силах. Тогда супружеская пара передумала.

В итоге, как говорится, в финал вышли только четыре кандидата. Это одинокая женщина, которая взяла на себя заботу о пожилом мужчине, прикованном к инвалидной коляске. Еще одна 52-летняя женщина переехала жить к старушке, с которой познакомилась, когда разносила ей почту. Не проходило и дня, чтобы почтальон не заглядывала к своей подопечной, которой требовалась помощь. И вот в один момент женщины решили, что им надо съехаться.

Еще о двух участниках проекта наша газета уже писала – это семья Сарыгиных из поселка Большие Ключи и семья Хоснуллиных из поселка Васильево. Сарыгины были знакомы со своей будущей бабушкой больше двадцати лет. После смерти сына старушка осталась совсем одна и свою нерастраченную материнскую любовь перенесла на дочек своих соседей. У Нурии Сарыгиной никогда не было проблем, с кем оставить своих детей, баба Аня всегда была рада понянчиться с внуками. Именно так их она всегда называла. А они величали ее бабаня. Когда девочки выросли, у Сарыгиных и в мыслях не было бросать бабушку. Они предложили ей переехать к ним в дом. Бабуля долго противилась, но потом все-таки сдалась. Кстати, у Сарыгиных есть еще и родная бабушка, только живет она далеко. Прежде чем предложить бабане соединиться, они спросили совета у своей кровной бабули. И та дала свое согласие.

У Хоснуллиных желание взять к себе бабушку родилось после того, как в их доме появилось трое приемных детей. Им хотелось создать традиционную семью с «уютной» бабушкой, от которой исходит тепло. Кандидата на пост бабушки Хоснуллины искали долго, пока наконец не познакомились с пожилой женщиной из Оренбургской области. Узнав про зеленодольский почин из газет, она сама предложила себя на роль бабушки.

Все они подписали договор, в котором было прописано, как участники проекта будут вести хозяйство, формировать семейный бюджет и на чьей территории будут жить.

– Мы были готовы к тому, что люди захотят отдохнуть друг от друга или совсем разъехаться, – говорит Софья Гринбаум. – На случай, если нашим старичкам захотелось бы побыть одним, мы зарезервировали места в нашем центре, а также в доме, который специально построили для одиноких пожилых людей, более известный в городе как «Ветеран». Но, к счастью, резервные метры пока никому из участников проекта не понадобились.

 

Тем временем
Несмотря на то, что эксперимент был рассчитан всего на один год, в центре нас заверили, что приемные семьи никто бросать не собирается.
– Мы же несем ответственность за этих людей, – говорит Ольга Пыжова. – Не для того мы создавали такую хрупкую конструкцию, как приемная семья, чтобы в один момент взять и все разрушить.
Год для участников эксперимента пролетел незаметно, сейчас авторы готовят отчеты с ответами на вопросы, имеет ли этот проект право на жизнь не только в отдельно взятом Зеленодольске, но и в других городах нашей страны.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*