ИСТОРИЯ ОДНОЙ ТРАВМЫ

Untitled Document

Как гласит народная пословица, знал бы, где упадешь, так соломку бы подстелил. А когда речь заходит о ребенке, то весь его путь родители стараются устелить уже целыми стогами сена. И от педагогов ждут такого же отношения, ведь не зря школа для ребят считается вторым домом. Но иногда случается так, что именно в образовательном учреждении, где за детьми установлен контроль и присмотр учителей и воспитателей, школьники получают травмы.

 

Из-за травмы в разгар учебного года
школьник не получит необходимых знаний,
а это, в свою очередь, может сказаться на успеваемости

Эта история произошла в одной челнинской семье. Зимним утром родители отправили свою старшую дочь в школу. Именно в этот день у девочки был урок физкультуры, где шестиклассники должны были учиться кататься на коньках. Ребятам учитель физкультуры выдал коньки, и наша героиня, едва оттолкнувшись от бортика корта, тут же упала на лед и повредила ногу. После этого девочку доставили в травмпункт при детской горбольнице №2, где ей был сделан рентген, который показал, что школьница получила перелом ноги со смещением. В результате девочку направили в стационар, где ей предстояло сложное и долгое лечение, а ей самой необходим был круглосуточный уход, пока нога находилась на «вытяжке».

Стоить отметить, что в этой семье воспитываются еще две девочки, одной из которых семь лет, а второй едва исполнилось два месяца. А вот бабушек и дедушек, которые смогли бы помочь в этой ситуации, к сожалению, нет. Поэтому мама должна была днем находиться в больнице и ухаживать за травмированным ребенком, а папа – учиться кормить молочной смесью двухмесячную малышку. Вечером же роли менялись, и отец всю ночь дежурил возле больной дочери.

 

Если ребенку причинен вред…
Согласно нормам гражданского права, а именно п. 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ, и Закону об образовании ответственность за вред, причиненный здоровью ребенка во время его нахождения в образовательном учреждении, несет администрация школы. Но, как отметил юрист Ленар Гарифуллин, необходимы доказательства того, что этот вред возник в результате недосмотра за детьми в момент причинения вреда. При установлении вины образовательного учреждения необходимо выяснить, предприняло ли оно все зависящие от него меры для обеспечения безопасности ребенка, и была ли в произошедшем вина учителя, который следил за детьми.
Например, ребенок сломал руку или ногу на уроке физкультуры или на оздоровительной прогулке. Понятно, что никто не хотел такого исхода. Но придется выяснить, не была ли установлена ребенку чрезмерная нагрузка, находился ли рядом с ним педагог, было ли исправно оборудование площадки или спортзала, соответствует ли нормам безопасности спортивный инвентарь?
Причинение вреда здоровью ребенка может произойти и в результате нарушения техники безопасности или правил охраны труда. Если нарушение совершено лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил в образовательном учреждении, а это в свою очередь повлекло причинение вреда здоровью детей, то возможно привлечение виновного лица к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ.
Что делать родителям, если их ребенок получил травму в школе? В первую очередь, необходимо написать письменное заявление на имя директора школы с просьбой провести служебное расследование несчастного случая и выдать им акт о несчастном случае. Кроме того, они могут просить администрацию школы принять меры по факту травмы, например, наказать виновных педагогов, принять меры, обеспечивающие безопасность детей в школе. Одновременно родители должны письменно зафиксировать травму ребенка. Доказательством наличия травмы являются записи об осмотре ребенка в травмпункте и данные иных медицинских документов.
В случае, если школа «не заметила» травмы ученика и никак не отреагировала на несчастный случай, родители, после того, как будет зафиксирована травма, вправе подать иск в суд в интересах ребенка с требованием о возмещении материального и морального вреда.
Если будет установлена вина педагога в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, то работодатель вправе применить к нему дисциплинарные взыскания (ст. 192 Трудового кодекса РФ). Это могут быть замечание, выговор, увольнение. Кроме того, к должностному лицу, под надзором которого находился пострадавший ребенок, может быть применена и ст. 293 УК РФ (халатность).

 

Понятно, что родители при такой шоковой ситуации не сразу обратились в школу за разъяснением ситуации, а учебное заведение не спешило им об этом рассказать. Мало того, ни учитель физкультуры, ни директор школы, как главное ответ-
ственное лицо, не поинтересовались здоровьем своей ученицы. Спустя несколько дней, а дело было в субботу, мама пострадавшей девочки попыталась выяснить причину травмы в школе, но медсестры на месте не было, директор был занят, а завуч, сказав, чтобы мама успокоилась, пошла решать другие проблемы. Простояв возле кабинета 20 минут, родительница вынуждена была опять бежать в больницу к своей дочери. В течение двух недель из школы так никто и не позвонил…

Понятно, что травму может получить любой ребенок. Но удивляет поведение сотрудников образовательного учреждения. Почему они ждали, когда родители обратятся в школу за разъяснением, а не попытались сделать это первыми, тем более что несчастный случай произошел во время урока? Почему не предложили перевести девочку, между прочим, отличницу, на домашнее обучение? Ведь период лечения и реабилитации займет несколько месяцев, а за это время ребенок сильно отстанет в учебе от своих одноклассников, а значит, родителям придется нанимать за свой счет репетиторов.

 

Каждый случай –
на учете
«Все травмы, которые дети получают в образовательных учреждениях, не остаются незамеченными,» – сказали нам в городском управлении образования. По словам главного специалиста ГУО Флорида Халиуллина, после того, как в школе происходит несчастный случай, информация о нем через управление здравоохранения поступает в управление образования. Туда же ежемесячно поступают данные о всех травмах детей, полученных не только в школах, но и на улице, в быту и т.д.
Но если инцидент все же случился в стенах учебного заведения, то по данному факту проводится расследование, как и при каких обстоятельствах произошел несчастный случай. Для этого в школах сотрудники, ответственные за охрану труда, пользуясь специальным положением о расследовании несчастных случаев с учащимися и молодежью, составляют акт о случившемся. Затем они предоставляют его в управление образования, и после изучения ситуации даются конкретные указания директору той школы, в которой ребенок получил травму. Если установят, что виноват учитель, к нему будут применены дисциплинарные взыскания, если же травма произошла не по его вине, вынесут решение по устранению ошибок в учебном процессе, повлекших травму.
Что касается домашнего обучения, то родителям пострадавшего ребенка необходимо взять у лечащего врача справку о времени пребывания его на амбулаторном лечении. На ее основании через учебный отдел управления образования будет принято решение об оформлении домашнего обучения и к ребенку будут приходить педагоги, и проводить занятия на дому.

 

 

И почему в школах, где по объективным причинам нет современного, отвечающего всем требованиям безопасности, спортивного снаряжения, в частности, коньков, проводятся уроки по этому виду спорта? Ведь даже неискушенному любителю зимних видов спорта известно, что коньки хоккейного типа ненадежно фиксируют голеностопный сустав, в результате чего могут быть травмы. А вот коньки для фигурного катания с достаточно высокими голенищами, наоборот, прочно удерживают ножку ребенка в правильном положении. Но если таких коньков в школах нет в достаточном количестве, не лучше ли просто проводить спортивные игры на свежем воздухе?

 

ПРИЧИН МНОГО, ИТОГ ОДИН
По данным, предоставленным нам информационно-аналитическим отделом Набережночелнинского центра медицинской профилактики, в 2007 году школьный травматизм занял второе место среди других видов травм у детей.
Наиболее распространенным на данный момент остается уличный травматизм – 8 943 случая, из них 2 934 – у девочек и 6 009 – у мальчиков. Около 19% всех зарегистрированных случаев составляют травмы, полученные в школе, где «лидерство» опять принадлежит мальчикам. В прошлом году в образовательных учреждениях получили травмы 3184 ребенка, из них 2221 мальчик и 963 девочки. Немного уступает школьному бытовой травматизм – 3033 происшествия: среди мальчиков – 1663, у девочек – 1370 травм. Замыкает список транспортный травматизм – 53 случая: у девочек – 23, среди мальчиков – 30 случаев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*