НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ — СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Untitled Document

В начале января в Набережных Челнах появилось новое предприятие. Но знакомиться с ним нет никакой надобности – мы и так хорошо его знаем. Просто НчЭР КТС – организация, с момента основания города занимавшаяся обслуживанием тепловых сетей, – перестала быть филиалом ОАО «Татэнерго» и превратилась в самостоятельный хозяйствующий субъект. Что повлечет за собой смена вывески для самого предприятия, города, потребителей? Об этом мы побеседовали с директором ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания» Юрием Кожариным.

 

– Юрий Васильевич, в чем разница: были вы филиалом, а стали самостоятельным предприятием?
– В большей ответственности с точки зрения хозяйственной деятельности предприятия. Если филиал подразумевает, что всегда есть вышестоящая организация, которая может оказать финансовую помощь и помочь в решении проблем, то здесь больше придется думать самим. Как и любое юридическое лицо, мы обрели самостоятельность.

– Что касается сферы деятельности, она не изменилась?

– Нисколько. Все то же самое: бесперебойное обеспечение Набережных Челнов тепловой энергией. Думаю, эта почетная обязанность останется за нами, пока будут существовать город, наше предприятие и тепло. Традиции по работе с населением, заложенные в филиале «Татэнерго», продолжатся. Кроме того, у нас появилась возможность более плодотворного сотрудничества с горожанами, более оперативного реагирования на обращения челнинцев. Если судить по 2007 году, по сравнению с предыдущим в нашу диспетчерскую поступило в два раза меньше жалоб. Это первый фактор.

Второй фактор – будет продолжаться и техническая политика, выработанная в составе «Татэнерго». Летом 2007-го мы практически сняли проблему с горячим водоснабжением. Еще совсем недавно люди открывали кран, а вместо горячей воды текла холодная. Сейчас этого нет. От нас требовалось изменить организацию проведения ремонтов и опрессовок. Что мы и сделали. Таким образом, появилась хорошая динамика, хотя остается и достаточно проблемных вопросов. Я имею в виду аварийность в зимние периоды. Как ни горько это констатировать, мы имеем инциденты, связанные с порывами тепловодов…


– А в чем главная причина: в изношенности сетей или «виноват» пресловутый «человеческий фактор»?

– В основном в порывах «виноваты» изношенность и недоработки, копившиеся годами. Особенность нашего города в том, что он был построен в очень короткие сроки, поэтому если и возникают проблемы, то они идут «валом». Это одна сторона вопроса. Ну а вторая – на нашем предприятии не сложилась до конца стабильная работа ремонтного обслуживания и капремонта подрядным способом. Мы не всегда находим достаточно квалифицированных подрядчиков, ведь, понятно, люди идут туда, где платят больше. И вот здесь у нас начинаются шероховатости. Но я думаю, эта проблема вполне решаема.

Сложность еще и в том, что объемы сетей, требующих капитального ремонта или реконструкции, растут с каждым годом. Если мы хотим сделать теплоснабжение города более надежным, надо менять трубопроводы, переходить на новые технологии, применять современные материалы. А это влечет, с одной стороны, затраты, а с другой – наличие квалифицированного персонала. Мы пытаемся выйти на более качественный уровень в этих вопросах, но не всегда это получается с первого раза. Процесс совершенно нормальный, но хотелось бы его побыстрей завершить.

 

УМНЫЕ УЗЛЫ
Если узлы учета и регулирования есть уже в нескольких городах Татарстана и первопроходцами в их установке челнинских энергетиков не назовешь, то Теплосетевой компании принадлежит другое первое место. Что нужно, чтобы показания узла учета стали известны каждому горожанину? Как минимум, приехать к конкретному дому, спуститься в подвал, снять показания прибора и отнести их в «Энергосбыт» для последующих расчетов. Цифру потребленной теплоэнергии житель узнает из квитанции.
– Но это же целую армию сотрудников надо иметь, чтобы обслуживать все узлы учета, тем более, что со временем их прибавится! – говорит Юрий Кожарин. – Поэтому все приборы мы оснастили адапторами сотовой связи и теперь получаем показания каждого узла через автоматический сигнал: два-три человека видят эти данные на компьютере и готовят распечатки для потребителей. При желании каждый из наших абонентов может зайти на сервер и увидеть, сколько потребил, собственными глазами.

– Юрий Васильевич, с какими результатами ваше предприятие подошло к началу 2008 года?

– В целом год прошел успешно. Если посмотреть на производственные и экономические показатели, наблюдается положительная динамика с сокращением порывов и отказов дефектного оборудования. У нас отмечается приличное сокращение потерь. Аварий и инцидентов в минувшие годы не было. Это немаловажный показатель.


– Хотелось бы узнать о новых технологиях, которые вы внедряете.

– На наш взгляд – взгляд теплоэнергетиков, – в городе сложилась такая ситуация, что мы стали нерационально использовать тепло. И проблема не только в жильцах, но и в изношенности труб. Поэтому мы определили для себя приоритетное направление – модернизация. Пусть это затратно, но когда-то базис нужно закладывать! Так что на повестке дня – современные технологии. Они позволят продлить срок службы труб и контролировать их работу. Если труба заключена в оболочку и герметично «упакована», рисков для нее значительно меньше. Это одно из направлений.

Но наиболее нетронутый пласт, таящий в себе огромные возможности по модернизации, – коммунальная сфера города. Чтобы привить людям бережное отношение к теплу, которое они потребляют, мы провозгласили программу установки узлов учета и регулирования теплоэнергии в Набережных Челнах и даже ввели первые 340 единиц на средства ОАО «Татэнерго». Они показали реальное потребление тепла в домах. Понятно, оно было больше нормативного. К счастью, мы нашли понимание в исполкоме: если город берет тепла больше, значит, и население должно платить соответственно реальному потреблению.

Практика показывает: в домах, где установлены узлы регулирования и учета, потребление снизилось до нормативного и даже больше! Таким образом, провозглашая такую программу – а мы искренне надеемся, что город ее примет и профинансирует, – можно достичь приличных эффектов. В первую очередь, с точки зрения потребителей, ведь это даст реальную экономию тепла, а следовательно, и денег. Не могу сказать, что плата за теплоэнергию существенно снизится, но, по крайней мере, не будет так быстро расти.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*