ЗВЕРИ, НА ПЕРЕПИСЬ!

Untitled Document

В национальном парке «Нижняя Кама» и двух охотхозяй-ствах Тукаевского района продолжается зимний учет диких животных.

 

Учет ведется
по следам

Нелегко обнаружить следы горностая
в густом буреломе

В феврале в заповедниках, национальных парках, охотничьих угодьях республики идет самая важная и ответственная в году работа – учет лесных обитателей. Это не всероссийская перепись населения, когда законопослушные граждане исправно отвечают на вопросы анкеты. Лесное зверье предпочитает прятаться в берлоги, чащобы и другие укромные и заснеженные уголки. Поэтому учет их ведется в основном по следам.

Дается, например, егерю площадка до 8 км по периметру. Он должен зафиксировать там все следы, по ним «прочитать», кто здесь проходил, а затем все стереть. На следующий день ему надлежит снова обойти свою территорию и вновь учесть новые следы. И так несколько раз. Работа эта сложная. Например, если идет стая, каждый волк ступает в след предыдущего. Поэтому определить число хищников, прошедших по следу, трудно. Стройность следа нарушается при быстром беге. Убегая крупными прыжками, волк ставит задние лапы впереди передних и шире расставляет пальцы. И может развить скорость до 60 км в час! Впрочем, волки в наших краях бывают только транзитом, забредая к нам из Удмуртии или Башкортостана. Последнее волчье логово было обнаружено и уничтожено несколько лет назад.

Нелегко обнаружить и следы рыси. Для этого надо заглянуть в непролазные кустарники, под корни старых деревьев, в густые буреломы. В зимнее время в поисках пищи рысь часто покидает место постоянного обитания, и логово ее может подолгу пустовать. Саму лесную кошку увидеть очень сложно. Она великолепно маскируется на деревьях, прячется под поваленные деревья, в колючих кустарниках. Так же нелегко найти следы куницы, лесной хори, горностая. Весь февраль эти маленькие хищники проводят под буреломом, заваленным снегом, где легко находят себе пищу, отлавливая и поедая мышевидных грызунов. А вот бобры, использовав все запасы, чаще выходят из-подо льда на поверхность.

Следы зайца-русака надо искать в изреженных лесах, на полянах, лесных опушках, вблизи жилья человека. Зимой он кормится всю ночь, если она тихая и лунная. Нетрудно обнаружить и следы белки. В феврале зверек спускается из своего дупла на землю, чтобы покормиться, оставляя возле деревьев следы, шелуху от шишек. Опытный охотник читает следы, как книгу. Ведь просто так звери среди деревьев и кустов не бродят. Они либо кормятся, либо ищут себе пару, либо спасаются от врагов. Шаг кормящегося зверя – неспешный, неровный, извилистый: от дерева к дереву, от куста к кусту. Если зверь спасается от погони, след его прямой и размашистый. Но, чтобы все это увидеть, различить след одного зверя от другого, участники переписи проходят на лыжах или снегоходах не один километр. Изредка применяют и облет территорий на самолете. Но это дорого, во-вторых, с высоты трудно заметить мелкое зверье.

 

Волки в наших краях бывают только транзитом,
забредая к нам из Удмуртии или Башкортостана

 

На белок охотиться не хотят

Полученные таким трудным путем данные обрабатываются по нескольким сложным методикам. В Тукаевском районе, например, учетом лесных обитателей сейчас занимаются несколько десятков егерей, лесников, инспекторов, активистов охотничьих хозяйств. Здесь расположено два крупных охотничьих хозяйства. Знать количество диких обитателей, проживающих на этой территории, крайне важно для дальнейшего их развития. К сожалению, из-за деятельности человека, применения техники с каждым годом сужается ареал проживания диких животных. В охотхозяйстве с трудом восстанавливается былое количество лосей, охота на которых запрещена уже несколько лет. Наши леса скоро будут напоминать парки, и жить в них лосям не комфортно.

Кабанов в Тукаевском районе тоже немного. Косули также малочисленны. В охотничьих хозяйствах мечтают увеличить количество этих грациозных животных, которые являются украшением наших лесов. Охота на косуль и кабанов полностью запрещена. А вот на белку охотиться никто не хочет. Такой вид пушнины вышел из моды, и белки привольно живут в Боровецком лесу, Татарстанском лесничестве, национальном парке «Нижняя Кама». К счастью, не перевелись еще куницы, норки, хори, рыси. В достаточном количестве водятся лисы, зайцы, енотовидные собаки, которые облюбовали прибрежные полосы рек.

Вольготно чувствует себя на территории района заяц-беляк, чье поголовье насчитывает до 800 особей. С ним соседствуют зайцы-русаки, которых более тысячи. Это совершенно два разных вида. Заяц-беляк – типичный обитатель леса, который редко выходит кормиться на открытые участки. Заяц-русак – житель открытых пространств. Он обитает на полях, лугах, в поймах рек. В лес заходит редко. Заяц-русак крупнее, и зимой, и летом примерно одинакового серо-бурого цвета.

 

А вот и пришельцы
Есть в районе и пришельцы. В поймах рек, около водоемов обитают около сотни енотовидных собак. Этот вид появился в наших краях в 30-е годы и хорошо акклиматизировался, заняв свою экологическую нишу. Енотовидную собаку, скорее всего, завезли с Дальнего Востока. Отчасти она хищник, ловит рыбу, собирает на берегу моллюсков, мелких земноводных, не брезгует падалью. Это ценный пушной зверек, к счастью, он не пользуется спросом у охотников.

Другой «гость» – корсак, небольшой хищник, чуть меньше лисицы и немного на нее похожий. Появился он в последние десять лет. Типичное его место обитания – степи Казахстана. Сейчас этот зверь хорошо адаптируется и расширяет среду обитания дальше на север. Живет на открытых местах, в поймах рек, часто занимает пустующие норки барсуков или лисиц. Корсак очень нечистоплотен, может притащить в нору падаль и в итоге выгнать хозяев из их жилища. Он тоже не прельщает наших охотников
Норка, как и енотовидная собака, – околоводный пушной, ценный зверек. Живет около Нижнекамского водохранилища. Вести ее учет очень сложно. Она бегает с дерева на дерево, ее следы разве только на поваленном стволе увидишь. Норка активна круглый год. Зимой большую часть проводит в пустотах подо льдом и под снегом. Ее можно ловить только в капкан или загонять специально обученными собаками, что большинству охотников делать просто лень. На радость норке, конечно.
Куницу многие видели только на воротниках. Но в наших хозяйствах охота на пушных зверей потеряла свою рентабельность, и численность куницы растет с каждым годом. Она живет в лесах, лесопосадках, кормится грызунами, мелкими птичками, личинками насекомых.
Никогда не промышлявшийся вид – ласки. Из хищников они самые мелкие, размером не больше 20 см. Это маленький грациозный зверек и грозный хищник для мышей. Ласки способствуют оздоровлению леса, но их очень мало. Точно сказать, сколько их, трудно. Следы зверька похожи на мышиные, и во время учета на них просто не обращают внимания.
Рысь – самый крупный хищник, обитающий в наших краях. Говорят, на левобережной части национального парка «Нижняя Кама» их две особи, а на территории Тукаевского района – одна. Так ли это, покажет лесная перепись. Ее итоги подведут в марте.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*