ОДНО ВЫСШЕЕ ХОРОШО, А ДВА – ЛУЧШЕ!

Untitled Document

Быть просто «дипломированным специалистом» – уже не модно. Всё больше людей стремится получить дополнительное образование. Людей толкают на это разные причины. Одни, впервые учась в вузе, вдруг понимают, что выбрали «не свою» специальность. Другие, уже работая, стремятся повысить качество и уровень знаний. Третьи просто коллекционируют «корочки». Однако, повинуясь правилу «куда все, туда и я», многие ошибаются. Какое же дополнительное образование получить?

 

Главное – в погоне
за самообразованием
не увлечься
коллекционированием
«корочек»!

 

Выбор россиян

Средний возраст желающих получить дополнительное образование в России – 29 лет (здесь и далее приведены результаты исследований 2006-2007 гг. компании Begin Group). Второе высшее лидирует в рейтинге предпочитаемого уровня образования. Его выбирает 44% россиян. Примерно пятая часть всех жаждущих получить дополнительные знания останавливает свой выбор на MBA. На третьем месте – краткосрочные курсы и профессиональная переподготовка (по 8%).

Если говорить о сфере обучения, пятерка избранных выглядит следующим образом (в порядке убывания): финансы, психология, менеджмент, иностранные языки и юриспруденция. Что касается причин стремления к дополнительному образованию, наиболее значимые – это развитие карьеры, возможность увеличения дохода, интерес к смене сферы деятельности и систематизация имеющихся знаний.


Радикальная смена деятельности

Второе высшее – вариант, в первую очередь, для тех, кто хочет кардинально поменять сферу деятельности. В России желающих получить дополнительное образование по этой причине – около 40%. Какова же ситуация в Набережных Челнах?

– Студенты, успешно окончившие другие вузы, нередко поступают в ИНЭКА, чтобы получить новую специальность, – поделился с «Челнинской неделей» декан заочного факультета академии Мунир Мифтахов. – Например, человек после пединститута не нашёл себя в педагогике – такое ведь бывает. Он может переучиться у нас на инженера-эколога, информатика-экономиста, экономиста-менеджера и т.д. Таких студентов у нас сейчас около 30. На основании перезачетов мы их переводим на ускоренную форму обучения.

Выходит, многие челнинцы получают второе высшее профессиональное образование, чтобы оставить выбранную ранее профессию. Однако есть и другие причины. В некоторых случаях вторая специальность помогает расширить область профессиональной деятельности.

– Мы уже шесть лет ведём параллельный набор наших студентов старших курсов на второе высшее, – продолжает Мунир Мифтахов. – Для них разработана специальная программа, есть льготы в стоимости обучения. Как правило, интересуются подобной формой обучения студенты технических специальностей. Например, со специальности «Технологии машиностроения» идут на специальность «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», то есть на близкие по сфере направления деятельности.

Главное отличие второго высшего от первого в том, что решение вы принимаете более осмысленно. Учиться же второй раз намного легче хотя бы потому, что, чем ближе новая специальность к предыдущей, тем больше дисциплин будет вам перезачтено.


Модная альтернатива

Тем же, кто не желает получать второе высшее, а вот повысить уровень знаний все-таки хочет, многие вузы предлагают курсы повышения квалификации. Разновидностью таковых можно считать MBA-программы. Степень MBA (Master of Business Administration, в вольном переводе – мастер делового управления») – это диплом специалиста по управлению бизнесом, признанный во всем мире.
При получении второго высшего акцент делается на теорию. Если же вы постигаете степень MBA, – на практику. Однако на MBA есть смысл поступать только тогда, когда у вас достаточный опыт работы (не менее трёх лет).

Главное, чего ожидают студенты, поступающие на MBA, – возможность «обрасти» связями и гарантия трудоустройства. На самом же деле работодатели не всегда считают MBA-статус полезным, поскольку он зачастую лишь завышает самооценку специалиста. К тому же в процессе обучения используется прежде всего западный опыт, который не всегда применим в России.


Думайте сами,
решайте сами!

Ситуация в нынешней экономике такова, что человек, шагающий в ногу со временем, просто обречен на то, чтобы регулярно пополнять и обновлять знания. Именно поэтому основной чертой современного образования называют lifelong learning (обучение в течение всей жизни). В каком же возрасте идут на второе высшее в Набережных Челнах?

По словам Мунира Мифтахова, раньше высшее образование можно было получить лишь до 35 лет. Теперь же законом возрастные ограничения отменены.

– Лет пять назад на «Автомобили и автомобильное хозяйство» поступал 57-летний мужчина, – вспоминает наш собеседник. – Окончил он, соответственно, в 61 год… Но студенты в таком возрасте – скорее, исключение, чем правило.

На второе высшее в ИНЭКА идут в основном челнинцы 30-45 лет. Первая категория – женщины, у которых подросли дети и которые где-то работают экономистами. Им нужно как-то расти. Вторая – мужчины ближе к 40-45: им важно себя проявить, утвердиться. Есть ещё третья категория – частные предприниматели. Второго высшего от них вроде бы и не требуют, но есть примеры, когда, например, преуспевающий бизнесмен поступил на «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». И это несмотря на то, что в его фирме был бухгалтер! Человек просто самоутверждался как в личностном, так и в профессиональном плане!
Когда человек знает, чего хочет, он быстро определит, какой диплом ему нужнее. Главное – в погоне за самообразованием не увлечься коллекционированием «корочек»! Ведь, согласитесь, глупо тратить время и деньги на то, что никогда не пригодится.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*