«ТЕАТР – НЕ ПОСТАВЩИК ПРОДУКЦИИ!»

Untitled Document

Международный день театра отмечается 27 марта. В отличие от кинематографа театру трудно стать бизнесом, чего так упорно хочет государство. Да и нужно ли? О том, чего не хватает современному театру, «Челнинская неделя» поговорила с известными театральными деятелями.

 

Репертуарные театры
не могут
оставаться
без бюджетного финансирования

 

Виталий Вульф, театральный критик, телеведущий, главный редактор радио «Культура»:

 

– Сейчас театр ушел в авангард – он мало обращает внимания на психологические и реалистические детали, на чем был построен раньше. Сегодняшние режиссеры типа Серебренникова, переделывая классику, ставят абсолютное фуфло. У людей, не понимающих ничего, это, конечно, вызывает интерес, а у понимающих – раздражение. Поэтому сегодня жизнь театра очень трудная, и в Москве очень мало спектаклей, которые вызывали бы интерес. Тот же «Горе от ума» по Грибоедову, поставленный недавно в «Современнике» – ужасающий спектакль! Я вообще удивился, что президент Путин пошел на него. Спектакль, судя по откликам в печати, и ему не понравился.

Поэтому в Москве интересен может быть только Театр имени Маяковского. А что касается денег, то спонсоров всегда можно найти, но проблема не в финансах, а в том, что резко упала культура театра, эстетика, а главная беда – это отсутствие хороших режиссеров.

 

Фарид Бикчантаев, главный режиссер татарского государственного академического театра имени Г. Камала:

– Современному театру не хватает серьезного отношения со стороны тех, кто нас финансирует. Причем это относится не столько конкретно к нашему театру, сколько к нашему делу вообще. Реформа, конечно, нужна, но должно быть и уважительное отношение к театру. Важно учесть его специфику и значение для общества, для его развития. Не надо относиться к нам, как к поставщику продукции. Этим в Татарстане занимаются другие структуры, псевдотеатры, которые абсолютно не соответствуют статусу театра, и, особенно не напрягаясь, оттягивают большую аудиторию. Что касается замеченного Вульфом преобладания в театре авангарда, то мы должны пройти этот период. Театр развивается, идет поиск интересов в паре «зал – сцена», лишь бы этот поиск не стал довлеющим.


Валентин Ярюхин, художественный руководитель Набережночелнинского русского драмтеатра «Мастеровые»:

– Не хватает денег. Зарабатывать их тяжело, а ведь в перспективе все театры перейдут на самоокупаемость. Не хватает внимания, а это, видимо, связано с отсутствием идеи или, боюсь этого слова, идеологии. С кадрами тоже «не фонтан», и непонятно, чем их привлекать, потому что зарплата здесь – только штаны поддержать! А «Мастеровые» скоро упрутся в кадровую проблему, ведь для того, чтобы пригласить человека на работу, ему нужно хоть что-то предложить. Главное – государство должно придумать национальную идею, тогда будет понятно, для чего поднимать культуру. Пока на этом месте дыра, вакуум. Мы не знаем, куда мы идем и зачем. Идеология непонятна, противоречива, все перепутано – верх и низ, черное и белое. Поэтому и рассуждать сложно. Путаница в головах, умах! Если раньше был только пресс цензуры, который еще можно было обходить, то при сегодняшнем финансовом давлении шансов выжить мало. Я вообще не понимаю, золотовалютные запасы растут, а тут затевается театральная реформа! (Смеется.) Ведь расходы на культуру – это сущие копейки для государства!


Илькам Сираев, директор Дворца культуры (г. Елабуга):

– Я лично жалею о том, что у нас, в Елабуге, нет профессионального театра. Во время празднования 1000-летия города народные театральные коллективы сделали очень многое. Но слово «театр» в Елабуге должно звучать по-другому! И сдвиги есть. Для создания профессионального театра нужна материальная база. Руководство города идет навстречу этому пожеланию елабужан. Сейчас подыскивается помещение, и театр обязательно появится! Ведь у нас имеется очень хорошо подготовленная кадровая база. Это прекрасные педагоги Елабужского училища культуры, художники, а актеры, вышедшие из нашего города, играют даже в театре имени Камала!

 

Александр Славутский, художественный руководитель – директор Казанского русского драматического театра имени Качалова:

 

– Главная трудность для нас сейчас – существование театра в новых экономических условиях. Сравнивать театр со здравоохранением, образованием, бизнесом нельзя в силу специфических особенностей каждой отрасли. Если руководствоваться главным постулатом, что театр – это искусство, то задача искусства – воздействовать на душу народа. Результат деятельности театра не может измеряться только цифрами: количеством спектаклей и заработанными деньгами. В первую очередь, должны быть критерии духовные, нравственные. Сейчас много, в том числе и на самом высоком уровне, говорят о роли общества в воспитании человека. Искусство здесь играет определяющую роль. Вкладывать в искусство – это вкладывать в генофонд народа.

Сильно то государство, где идут вложения в духовную составляющую общества – в культуру. Мы это, к сожалению, не всегда понимаем. Российские репертуарные театры не могут оставаться без бюджетного финансирования. Нельзя заставлять театр заниматься зарабатыванием денег! Театр в таком случае очень скоро перестанет быть самим собой.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*