ВЕРСИЯ ГЕОРГИЯ ГРЕЧКО – В ЭКСКЛЮЗИВНОМ ИНТЕРВЬЮ ЖУРНАЛИСТУ «НЕДЕЛИ»

Untitled Document

Завтра страна отметит очередной День космонавтики. Вспомнить первого покорителя космоса Юрия Гагарина, узнать, чем отличаются современные подходы к освоению космического пространства у России и США, что дает космический туризм нашей стране и действительно ли в 60-70-е быть женой космонавта было сродни нынешней жене олигарха, «Челнинская неделя» решила с летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза Георгием Гречко.

 

 

– Георгий Михайлович, как вы считаете, не много ли мы тратим сегодня на развитие российского космоса?

– США тратят в 12 раз больше, Китай – в три раза больше, Бразилия столько же. Ну, давайте тогда закроем для себя космос! Пусть другие идут по пути прогресса, а мы останемся в другом веке…


– Понятно, что стоять на месте не нужно. Но какие приоритетные задачи должна решать отечественная космонавтика?

– В первую очередь, это автоматические спутники, работающие на удовлетворение интересов людей и страны. К примеру, во многих регионах России много таких спортивных болельщиков, как я, и без спутниковой связи всем нам плохо. Если не будет спутников, то зрители лишатся трансляций футбольных матчей, хороших концертов и многого другого.


– Бесспорно, телевидение – это приоритет. А вы поддерживаете идею строительства в России собственного полноценного космодрома? Казахстан-то вроде дружественная нам держава…

– Безусловно. Но Байконур расположен все-таки в другом государстве, а Америка старается окружить Россию, по крайней мере, недружественными странами, если не сказать враждебными. Поэтому, не дай Бог, что случится, нам нужен свой космодром.


– А не далековато ли мы наметили его строить – ведь это Амурская область, Дальний Восток?

– Россия – это не Москва и не Питер, и нельзя делать все, чтобы развивалась только европейская часть. Другие государства поднимают вопрос о том, что Сибирь и Дальний Восток мало заселены, что количество россиян, живущих там, сокращается, и непозволительно, чтобы страна имела такие пространства абсолютно ни для чего! Поэтому они уже рисуют карты, как разделить Дальний Восток между США, Японией, Китаем, а нам это надо? Поэтому развитие любого проекта – морского, воздушного, космического ведет к тому, что приходят люди, появляются рабочие места, рождаются дети, жизнь начинает кипеть, районы развиваются. Ведь еще Ломоносов сказал, что мощь России будет прирастать Востоком!


– А про идею полета на Луну нам стоит забыть?

– Идея отодвинута очень далеко. Все это напоминает мне легенду о Ходже Насретдине, который собрался за 20 лет научить осла говорить. И когда Ходжу спрашивали: «Ты что, не соображаешь, что говоришь?», он отвечал: «Через 20 лет умру я, ишак или хан». Поэтому эти дальние планы будут напоминать мне Ходжу Насретдина.


– А об американских задумках полета на Марс вы такого же мнения?

– Нет, они идеей не удовлетворяются. Американцы строят реальные программы, и их опыт показывает, что в отличие от нас, когда президент объявляет программы, а потом оказывается, что они не выполняются, у них все наоборот. Поэтому полет на Марс в Штатах не просто провозглашен на 20-30 лет вперед, а есть конкретный план, ведутся конкретные исследования, строятся космические устройства.

Но скажу больше: если бы был жив Королев, то яблони на Марсе, как в песне, сажали бы не американцы, а наши космонавты, потому что главный конструктор усиленно работал над тем, чтобы лететь на Марс уже в 60-х годах. А мы, как всегда, откладываем полет туда на светлое будущее, которое почему-то у нас никак не наступает. А Королев уже тогда создал институт медико-биологических проблем, где думали над тем, что нужно сделать с точки зрения медицины, чтобы человек слетал на Марс и вернулся живым и здоровым. Был создан корабль для проведения экспериментов, которые мы начинаем только в этом году. Человечество должно развиваться, а если не хочет, оно все равно будет развиваться! И те, кто хочет развиваться, будут идти вперед.


– Лично вам на орбите было сложнее физически или психологически?

– Сейчас космос перешел в практическую область. Если Гагарин сказал свое знаменитое: «Поехали!», имея в виду, что поехали в неизвестное, то я, например, 34-й космонавт, сказал: «Поехали на работу!» Сейчас там ведется интересная научная работа. И, в общем-то, все освоились по поводу того, как можно уснуть, хотя изначально это было непросто, как есть консервированную пищу. И люди не думают о том, какие они герои – они просто честно выполняют свою работу. Но в отличие от других сложных профессий – летчиков, подводников, шахтеров – у нас очень красивая профессия: если есть возможность выглянуть в иллюминатор, то никто, кроме космонавтов, такого прекрасного вида Земли не наблюдает!

 

«У ОЛИГАРХОВ ПОДАРКИ ДОРОЖЕ!»
– В недавней передаче об актрисе Наталье Кустинской, которая была женой космонавта Егорова, один из участников программы заметил, что в те годы быть женой космонавта – как сейчас быть женой олигарха. Согласны с этим мнением?
– Насчет жен олигархов у меня никаких сведений, кроме желтой прессы, нет! (Смеется) А быть женой космонавта очень трудно. Знаете, есть поговорка, что в жизни самое трудное – это ждать и догонять. Если ты ждешь мужа с дороги, это одно, а когда ждешь его с космической работы, это другое.
А по поводу олигархов… Когда-то я подарил жене кольцо и сказал, что это бриллиант, который стоит 16 тысяч рублей – это как раз была та сумма, которую правитель-ство заплатило мне за два полета. И только одна из жен космонавтов определила, что это другой материал, который стоит 16 рублей. У олигархов все-таки подарки дороже!

 

– То есть сейчас космонавтам готовиться легче, проще?
– Конечно. Для первых космонавтов «гагаринского призыва» испытания и подготовка были чрезмерные. А ведь те же перегрузки были очень разрушительными для организма и существенно ослабляли здоровье первых космонавтов перед полетом и после возвращения. У нас все было менее жестко – на перегрузки нас не тренировали, но в зимнем меховом полном снаряжении летчика в сауну сажали! И держали там, пока температура не повысится на два градуса, до 38,7! Ну, кто болел, знает, что это такое!
Сейчас же, когда влияние невесомости и других факторов полета известно, отбирают людей со здоровым вестибулярным аппаратом, чтобы он был работоспособным. Поскольку бывает и так, что в космосе человека тошнит, рвет, и тут нет ни удовольствия, ни работы. Ну и, конечно, важно, чтобы сердце выдержало все перегрузки, все невесомости. Но сложность сейчас вот какая. Когда тебя готовят на Земле, то ответственность на тех, кто готовит, а когда ты в космосе, ответственность лежит на тебе. А это пострашнее любой перегрузки. Но наш отбор был безумный! На места бортовых инженеров в наш отряд из 200 человек приняли только 13, потому что тогда было еще непонятно, что ждет человека в космосе, и предъявлялись сверхтребования к здоровью. А сейчас же полет в космос вообще ерунда – заплатил 20 миллионов долларов и полетел! (Смеется)

 

– Космосу деньги никогда не помешают. Но вы от этой идеи не в восторге?

– Если это помощь для космоса, тогда почему те же американцы не берут туристов? И почему они даже своих, американцев, которых возим мы, не пускают на свою орбитальную часть МКС? Они же в своем многоместном корабле могут и пять, и шесть туристов поместить. Не царское это дело – возить туристов!
Сейчас существует пять фирм для подготовки космических туристов, вот пусть они и занимаются этим. А государство должно идти по пути, который указал еще гениальный Циолковский, сказавший: «Космос принесет людям бездну знаний, бездну могущества и горы хлеба!». А туристы ни хлеба, ни знаний не привозят!


– Интересно узнать ваше мнение и о фильме «Королев», который недавно вышел на экраны.

– Я смотрел картину с большим удовольствием. Королев очень долгое время был засекречен. И даже такой известный журналист, как Ярослав Голованов вынужден был спрятать часть своей книги, потому что существовало табу на информацию о том, что Королев был репрессирован. Королева обвиняли в том, что он сокращал обороноспособность страны. Но потом вокруг нашей страны летали американские бомбардировщики с ядерными бомбами, а мы вокруг США делать этого не могли! А когда Королев сделал знаменитую «семерку», на которой был ядерный заряд и нужная дальность, то американцы перестали летать. Своей ракетой он отогнал американцев, но когда-то за это его отправили на Колыму!
Фильм же получился прекрасный, потому что показал путь Королева к торжеству космонавтики ракетостроения, и, конечно, этой картине нужно продолжение. Потому что нам показали только его путь к достижениям, а сами достижения не показаны. Поэтому всем важно увидеть, как Королев привел к звездам не себя, кстати, а страну.

 

КАК ДЕЛА У ПОКОРИТЕЛЕЙ ЛУНЫ?
– Вы в курсе, как поживают ваши коллеги, покорители Луны американцы Армстронг, Олдрин?
– Вокруг американских астронавтов столько же мифов, сколько вокруг наших героев космоса. Говорили, что Олдрин, ступивший вместе с Армстронгом на Луну, сошел с ума, что кто-то из них, ранее не верующий, поверил в Бога и т.д. Но он как читал проповеди в церкви до полета, так читал и после! Может быть, того же Олдрина задевало, что все считали его вторым ступившим на Луну после Армстронга. Но ведь шаг Армстронга надо было кому-то заснять, и это мог сделать только Олдрин. Ему было обидно, и он переживал. У нас-то человек может выпить и перестать переживать! (Смеется) А у них принято идти к психоаналитику, который успокоит.
Жена Гагарина сказала как-то, рассердившись на журналистов: «Вы отняли у меня мужа еще до его гибели!» Его же приглашали на все концерты, спектакли, приемы… У Армстронга было, наверное, то же самое, но Гагарин ради страны терпел, а Нил от этого всего отгородился на своей ферме. Но он нормальный! Космонавты – не небожители, а просто люди, работающие в необычных условиях.

 

 

– Вам, несомненно, будет интересно увидеть, каким режиссер покажет и Гагарина?

– Мне посчастливилось жить в Звездном городке, когда Гагарин был заместителем командира по летной части, и даже тренироваться иногда с ним, когда он был дублером Комарова. Должен сказать, что о любом известном человеке всегда очень много мифов – столько же было создано и о Гагарине.

Из личного опыта общения с ним скажу, что это был замечательный русский парень! Любой летчик проходит сквозь огонь и воду, а сквозь медные трубы, да еще такие, как у Гагарина, прошел бы не каждый. Но он прошел их спокойно и остался таким же дружелюбным, таким же деловым, со всеми качествами простого русского летчика. А все остальное – это мифы. И о его гениальности, и том, как он пьяный полетел на футбол и по дороге разбился, что вообще является идиотским мифом.


– А все ли ясно о причинах гибели первого космонавта спустя 40 лет?

– Частично. Понятно было, что самолет оказался в штопоре, и из этого состояния не было возможности его вывести. А что сбросило самолет с нормального полета в штопор? Есть разные причины. Могло произойти столкновение с шаровым зондом, могла быть недостаточно загерметизирована кабина при подготовке самолета к полету.

Самая вероятная версия была изложена Алексеем Леоновым, который работал в комиссии по расследованию причин гибели Гагарина: в условиях плохой видимости в облаках его самолет пролетел позади какого-то другого самолета. Ведь оттуда вырываются мощные струи закрученного газа, и они могли сбросить самолет Гагарина в штопор, из которого он не вышел.


– Вы часто бываете в легендарном Звездном городке?

– Очень редко. Сейчас у меня возраст воспоминаний, которых у меня достаточно, но мы, космонавты, часто встречаемся и друг с другом, и другими астронавтами каждый год. Недавно я смотрел репортаж о подготовке к полету нашего будущего космонавта Волкова-младшего. Его отца вывозил в космос я, поэтому, видите – появляется династия космонавтов. Поэтому за него буду болеть, ждать выполнения от него всей программы, поскольку его отец свою программу выполнял всегда благополучно.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

3 Комментария

  1. Поздравляю всех, кто служил и служит в частях космического назначения!

    Выпьем за тех ребят, которых не показывают по телевизору, но вносят свой вклад в дело космических программ… За тех, которых сечет песок буранов Байконура, за тех, которые мерзнут в морозы Плесецка, за тех, которых сдувают ветра КапЯра, но несмотря на все невзгоды они выполняют все задачи, которые им ставит служба… Ведь это благодаря им мы имеем мобильную связь, навигацию, интернет, и многое другое, которое можно перечислять не один час… Короче, ЗА ТЕХ, КТО В САПОГАХ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Плесецк, Мирный14 ДМБ-86

  2. Семейное положение

    Отец — Гречко Михаил Федорович, 1901 — 1978.

    Мать — Гречко (Капустина) Александра Яковлевна, (1907 — 1969).

    Жена (бывшая) — Гречко (Тутынина) Нина Викторовна, (1932 — 1999), инженер ГКБ НПО «Энергия».

    Сын — Гречко Алексей Георгиевич, род. 18.11.1958, инженер коммерческой службы Центрального управления международных воздушных сообщений.

    Сын — Гречко Михаил Георгиевич, род. 25.06.1962, зав. отделом Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИГА).

    Жена (бывшая) — Гречко (Казекина) Майя Григорьевна, 1938 г.р., преподаватель иностранного языка, на пенсии.

    Жена — Гречко Людмила Кирилловна, 1953 г.р., консультант по медицине ПКП «Циркон».

  3. Семейное положение

    Жена (бывшая) — Гречко (Тутынина) Нина Викторовна, (1932 — 1999), инженер ГКБ НПО «Энергия».

    Жена (бывшая) — Гречко (Казекина) Майя Григорьевна, 1938 г.р., преподаватель иностранного языка, на пенсии.

    Жена — Гречко Людмила Кирилловна, 1953 г.р., консультант по медицине ПКП «Циркон».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*