Завтра страна отметит очередной День космонавтики. Вспомнить первого покорителя космоса Юрия Гагарина, узнать, чем отличаются современные подходы к освоению космического пространства у России и США, что дает космический туризм нашей стране и действительно ли в 60-70-е быть женой космонавта было сродни нынешней жене олигарха, «Челнинская неделя» решила с летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза Георгием Гречко. | ||
|
||
– Георгий Михайлович, как вы считаете, не много ли мы тратим сегодня на развитие российского космоса? – США тратят в 12 раз больше, Китай – в три раза больше, Бразилия столько же. Ну, давайте тогда закроем для себя космос! Пусть другие идут по пути прогресса, а мы останемся в другом веке…
– В первую очередь, это автоматические спутники, работающие на удовлетворение интересов людей и страны. К примеру, во многих регионах России много таких спортивных болельщиков, как я, и без спутниковой связи всем нам плохо. Если не будет спутников, то зрители лишатся трансляций футбольных матчей, хороших концертов и многого другого.
– Безусловно. Но Байконур расположен все-таки в другом государстве, а Америка старается окружить Россию, по крайней мере, недружественными странами, если не сказать враждебными. Поэтому, не дай Бог, что случится, нам нужен свой космодром.
– Россия – это не Москва и не Питер, и нельзя делать все, чтобы развивалась только европейская часть. Другие государства поднимают вопрос о том, что Сибирь и Дальний Восток мало заселены, что количество россиян, живущих там, сокращается, и непозволительно, чтобы страна имела такие пространства абсолютно ни для чего! Поэтому они уже рисуют карты, как разделить Дальний Восток между США, Японией, Китаем, а нам это надо? Поэтому развитие любого проекта – морского, воздушного, космического ведет к тому, что приходят люди, появляются рабочие места, рождаются дети, жизнь начинает кипеть, районы развиваются. Ведь еще Ломоносов сказал, что мощь России будет прирастать Востоком!
– Идея отодвинута очень далеко. Все это напоминает мне легенду о Ходже Насретдине, который собрался за 20 лет научить осла говорить. И когда Ходжу спрашивали: «Ты что, не соображаешь, что говоришь?», он отвечал: «Через 20 лет умру я, ишак или хан». Поэтому эти дальние планы будут напоминать мне Ходжу Насретдина.
– Нет, они идеей не удовлетворяются. Американцы строят реальные программы, и их опыт показывает, что в отличие от нас, когда президент объявляет программы, а потом оказывается, что они не выполняются, у них все наоборот. Поэтому полет на Марс в Штатах не просто провозглашен на 20-30 лет вперед, а есть конкретный план, ведутся конкретные исследования, строятся космические устройства. Но скажу больше: если бы был жив Королев, то яблони на Марсе, как в песне, сажали бы не американцы, а наши космонавты, потому что главный конструктор усиленно работал над тем, чтобы лететь на Марс уже в 60-х годах. А мы, как всегда, откладываем полет туда на светлое будущее, которое почему-то у нас никак не наступает. А Королев уже тогда создал институт медико-биологических проблем, где думали над тем, что нужно сделать с точки зрения медицины, чтобы человек слетал на Марс и вернулся живым и здоровым. Был создан корабль для проведения экспериментов, которые мы начинаем только в этом году. Человечество должно развиваться, а если не хочет, оно все равно будет развиваться! И те, кто хочет развиваться, будут идти вперед.
– Сейчас космос перешел в практическую область. Если Гагарин сказал свое знаменитое: «Поехали!», имея в виду, что поехали в неизвестное, то я, например, 34-й космонавт, сказал: «Поехали на работу!» Сейчас там ведется интересная научная работа. И, в общем-то, все освоились по поводу того, как можно уснуть, хотя изначально это было непросто, как есть консервированную пищу. И люди не думают о том, какие они герои – они просто честно выполняют свою работу. Но в отличие от других сложных профессий – летчиков, подводников, шахтеров – у нас очень красивая профессия: если есть возможность выглянуть в иллюминатор, то никто, кроме космонавтов, такого прекрасного вида Земли не наблюдает! |
||
|
||
|
||
– Космосу деньги никогда не помешают. Но вы от этой идеи не в восторге?
– Если это помощь для космоса, тогда почему те же американцы не берут туристов? И почему они даже своих, американцев, которых возим мы, не пускают на свою орбитальную часть МКС? Они же в своем многоместном корабле могут и пять, и шесть туристов поместить. Не царское это дело – возить туристов!
– Я смотрел картину с большим удовольствием. Королев очень долгое время был засекречен. И даже такой известный журналист, как Ярослав Голованов вынужден был спрятать часть своей книги, потому что существовало табу на информацию о том, что Королев был репрессирован. Королева обвиняли в том, что он сокращал обороноспособность страны. Но потом вокруг нашей страны летали американские бомбардировщики с ядерными бомбами, а мы вокруг США делать этого не могли! А когда Королев сделал знаменитую «семерку», на которой был ядерный заряд и нужная дальность, то американцы перестали летать. Своей ракетой он отогнал американцев, но когда-то за это его отправили на Колыму! |
||
|
||
– Вам, несомненно, будет интересно увидеть, каким режиссер покажет и Гагарина? – Мне посчастливилось жить в Звездном городке, когда Гагарин был заместителем командира по летной части, и даже тренироваться иногда с ним, когда он был дублером Комарова. Должен сказать, что о любом известном человеке всегда очень много мифов – столько же было создано и о Гагарине. Из личного опыта общения с ним скажу, что это был замечательный русский парень! Любой летчик проходит сквозь огонь и воду, а сквозь медные трубы, да еще такие, как у Гагарина, прошел бы не каждый. Но он прошел их спокойно и остался таким же дружелюбным, таким же деловым, со всеми качествами простого русского летчика. А все остальное – это мифы. И о его гениальности, и том, как он пьяный полетел на футбол и по дороге разбился, что вообще является идиотским мифом.
– Частично. Понятно было, что самолет оказался в штопоре, и из этого состояния не было возможности его вывести. А что сбросило самолет с нормального полета в штопор? Есть разные причины. Могло произойти столкновение с шаровым зондом, могла быть недостаточно загерметизирована кабина при подготовке самолета к полету. Самая вероятная версия была изложена Алексеем Леоновым, который работал в комиссии по расследованию причин гибели Гагарина: в условиях плохой видимости в облаках его самолет пролетел позади какого-то другого самолета. Ведь оттуда вырываются мощные струи закрученного газа, и они могли сбросить самолет Гагарина в штопор, из которого он не вышел.
– Очень редко. Сейчас у меня возраст воспоминаний, которых у меня достаточно, но мы, космонавты, часто встречаемся и друг с другом, и другими астронавтами каждый год. Недавно я смотрел репортаж о подготовке к полету нашего будущего космонавта Волкова-младшего. Его отца вывозил в космос я, поэтому, видите – появляется династия космонавтов. Поэтому за него буду болеть, ждать выполнения от него всей программы, поскольку его отец свою программу выполнял всегда благополучно. |
13.04.2008 в 00:51
Поздравляю всех, кто служил и служит в частях космического назначения!
Выпьем за тех ребят, которых не показывают по телевизору, но вносят свой вклад в дело космических программ… За тех, которых сечет песок буранов Байконура, за тех, которые мерзнут в морозы Плесецка, за тех, которых сдувают ветра КапЯра, но несмотря на все невзгоды они выполняют все задачи, которые им ставит служба… Ведь это благодаря им мы имеем мобильную связь, навигацию, интернет, и многое другое, которое можно перечислять не один час… Короче, ЗА ТЕХ, КТО В САПОГАХ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Плесецк, Мирный14 ДМБ-86
02.07.2010 в 17:57
Семейное положение
Отец — Гречко Михаил Федорович, 1901 — 1978.
Мать — Гречко (Капустина) Александра Яковлевна, (1907 — 1969).
Жена (бывшая) — Гречко (Тутынина) Нина Викторовна, (1932 — 1999), инженер ГКБ НПО «Энергия».
Сын — Гречко Алексей Георгиевич, род. 18.11.1958, инженер коммерческой службы Центрального управления международных воздушных сообщений.
Сын — Гречко Михаил Георгиевич, род. 25.06.1962, зав. отделом Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИГА).
Жена (бывшая) — Гречко (Казекина) Майя Григорьевна, 1938 г.р., преподаватель иностранного языка, на пенсии.
Жена — Гречко Людмила Кирилловна, 1953 г.р., консультант по медицине ПКП «Циркон».
02.07.2010 в 17:59
Семейное положение
Жена (бывшая) — Гречко (Тутынина) Нина Викторовна, (1932 — 1999), инженер ГКБ НПО «Энергия».
Жена (бывшая) — Гречко (Казекина) Майя Григорьевна, 1938 г.р., преподаватель иностранного языка, на пенсии.
Жена — Гречко Людмила Кирилловна, 1953 г.р., консультант по медицине ПКП «Циркон».