В этих белых «скафандрах», в которые нас облачили, едва мы прибыли, все мы очень напоминали отряд космонавтов, подходящих к первой в своей жизни ракете. Журналистов в нас выдавали только диктофоны и видеокамеры. Но объект нашего профессионального интереса был вовсе не ракетой, а одним из крупнейших в России птицеперерабатывающих комплексов, не так давно введенных на предприятии «Челны-Бройлер». Просто без соответствующей экипировки входить в святая святых куриного царства строго запрещено…
|
||
Еще год назад, водя журналистов то по равнине, то по пустым «коробкам» цехов, тогда еще руководитель ООО «Челны-Бройлер», а ныне первый заместитель генерального директора ЗАО «Агросила Групп» по производству и развитию Илдар Гимадеев показывал то влево, то вправо и уверенно говорил: «Скоро здесь будет цех убоя, здесь — обработки потрохов, а здесь разместится упаковочная линия». Мы переглядывались и качали головами. На лицах было написано примерно следующее: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Слишком быстро. Невозможно быстро!» Теперь же, гуляя по современному, красивому зданию птицеперерабатывающего комплекса, мы вновь переглядывались и повторяли вслед за президентом Татарстана, открывавшим объект: «Мы попали в сказку!» Но обо всем по порядку. |
||
Экскурсия начинается с… санобработки. В цехах, где идет работа с будущими продуктами питания, должно быть стерильно, как в лаборатории! Как рассказал сопровождавший нас главный ветеринарный врач ООО «Челны-Бройлер» Рашит Гайфуллин, минуя «спецвертушку», в цех убоя не пройдет никто. Вертушка эта непростая. Она представляет собой хитрое устройство: вы поднимаетесь на «подиум», суете ладони в небольшое отверстие слева, и машина обрабатывает их мыльным раствором. Во втором отверстии руки так же автоматически ополаскиваются водой. Потом вы ступаете на специальный «коврик», и щетки моют мыльным раствором вашу обувь. Дальше вновь приходит черед для рук: еще в одном отверстии их сушит специальный «фен», а в последнем — они обрабатываются спиртовым раствором. Только когда вы пройдете все эти этапы, на вертушке загорится зеленый свет и можно будет идти к «птичкам». |
||
Чудо-техника: |
||
Однако самый большой интерес представляет все-таки технологическая цепочка. По ней журналистов провел Илдар Гимадеев. Если вкратце, она такова. Контейнеры с еще живой птицей доставляются в машинах и отправляются прямиком на забой. Эту процедуру нам, по понятным причинам, не показали. После потрошения, обработки и промывки тушки поступают на воздушно-капельное охлаждение. Длина пути, прежде чем курочка «остынет» с +39 до +2-3 градусов, — 2,5 километра за полтора часа. Воздушно-капельное охлаждение происходит посредством аммиачных испарителей. Оборудование — суперсовременное. Чтобы при охлаждении тушки не растеряли своих вкусовых качеств, на территории предприятия в прошлом году пробурили четыре артезианские скважины, так что вода в этом процессе используется чистейшая, без всякой хлорки. Мало того, в тушки она не впитывается, так что лишнего веса в виде льда покупатель не получит. |
||
Работники «Челны-Бройлера» часто вспоминают прежнюю систему охлаждения: раньше вся птица проходила через одну большую ванну с холодной водой. Стоило среди несчастных товарок обнаружиться хоть одной больной курице, и вся партия, считайте, была заражена. А теперь к каждой птице — индивидуальный подход. По такой технологии в России работает всего две-три фабрики, а в Татарстане — как вы понимаете — одна. После путешествия по «холодильнику» тушка покидает его с тем, чтобы переместиться в отделение упаковки. У самого входа сюда стоят эксперты, перед ними — зеркало, при помощи которого они обследуют тушку. Таким образом, каждая курочка проходит своего рода «медосмотр», а потом транспортерами отправляется на упаковку. Нигде на этом длиннющем конвейере птицы не касается рука человеческая — все автоматизировано. Лишь упаковка считается наполовину ручным процессом, поскольку на «трубу», из которой выходят тушки, работники вручную надевают упаковочный материал. |
||
|
||
|
||
Следующий шаг — линия разделки птицы. Честно говоря, я думала, что на ней стоят этакие дюжие молодцы-«мясники» с топорами, которые — хрясь-хрясь! — четвертуют несчастных бройлеров. Оказалось, все куда проще, то есть сложнее: не человек, а опять же машина отделяет от тушки крылья, бедра, голени, грудки. Параллельно этой линии идут другие: на одной — с куриной грудки автоматически снимается филе, на другой полуфабрикаты подвергаются обвалке, на третьей — упаковываются. Мало того, журналистам показали пустующее пока помещение, где со дня на день «пропишется» еще один заморский гость — машина для производства полуфабрикатов: котлет, жареного филе, разных деликатесов и так далее. Линию планируют запустить уже в июле. Каждый день с нее будет сходить 25 тонн куриной вкуснятины, так что продовольственный кризис, о котором сейчас много говорится, нам уж никак не грозит! Не вмешивается человек и в процедуру взвешивания: аппарат сам определяет «тяжесть» курочки и наклеивает этикетку. И никакого «человеческого фактора»! Заглянули мы и на последний этап куриного пути: «готовые к употреблению» курочки в коробках проехали мимо нас в рефрижератор, а оттуда, даже не махнув крылом нам на прощанье, отправились прямиком к потребителям. |
||
Илдар Гимадеев (слева): «Чем крупнее предприятие,
|
||
|
||
(Окончание
в следующем номере). |