Встреча журналистов «Недели» с директором департамента трудовых отношений и развития персонала ОАО «КАМАЗ» Марией Сивко длилась два с лишним часа. Если вы, уважаемые читатели, думаете, что за это время мы успели задать нашей гостье все интересующие нас вопросы, то ошибаетесь. Мы решили, что продолжение разговора следует, а пока предлагаем вашему вниманию самые интересные моменты нашей беседы. | ||
Наши пришли! – Мария Владимировна, у руководства «КАМАЗа» всегда было преимущественно муж-ское лицо, и рулевыми той службы, которую вы сейчас возглавляете, раньше тоже были мужчины. Когда в «Неделе» узнали о вашем назначении, то прекрасная половина редакции проявила чисто женскую солидарность: «Наши пришли!». И первое впечатление, что с вашим приходом в портрете этой службы появятся какие-то особые, новые штрихи. Расскажите, каким был путь к новой должности. – Я приехала в Набережные Челны с родителями, когда мне было четыре года. Здесь окончила физико-математическую школу №26, причем уже в 10-м классе точно знала, кем буду работать. Тогда еще не было такой специальности, как управление персоналом, поэтому из специальностей, максимально приближенных к управлению персоналом, я выбрала психологию в Ярославском университете. Все курсовые работы делала на базе «КАМАЗа», а перед самым поступлением в вуз успела три месяца поработать на литейном заводе в отделе кадров. А вообще, я потомственный камазовец! Будучи камазовской студенткой-стипендиаткой, я после учебы работала преподавателем в региональном институте передовых технологий и бизнеса, а через два года ушла с «КАМАЗа» в консультационную фирму, где занималась вопросами кадровой политики. Это значительно расширило мой кругозор, позволило увидеть совершенно разные предприятия, как там у них все устроено. Как только появилась возможность вернуться обратно на завод, а конкретно на ЗМА, я стала ведущим социологом предприятия. Но, кроме социологических исследований, занималась и оценкой персонала, и развитием, и резервом, участвовала в разработке кадровой политики, организовывала молодежное движение. Кроме того, преподавала для руководителей камазовских подразделений на различных мероприятиях, где меня заметил Ильшат Хазиев, и в скором времени он пригласил заниматься резервом на «КАМАЗе». Четыре с половиной года проработала там, и вскоре в компании началась эпопея создания совместных предприятий. На первое – «ZF-Кама» – я помогала набирать первых работников, отправлять их на обучение за границу, и генеральный директор Владислав Пастушенко предложил мне перейти туда директором по персоналу. Мне это было очень интересно, поскольку это была работа по созданию системы с нуля, и ты сам при этом отвечаешь за все. Дальнейшие события стали для меня неожиданностью. Хотя некоторые события как бы подтолкнули ситуацию. Дело в том, что зарубежные партнеры более открыты к женщинам-руководителям, потому что у них есть внутренние стандарты типа того, что количество женщин и мужчин в руководстве должно быть одинаковым. И сотрудничество с ними заставляло и нас задумываться об этом. Еще один интересный момент. У нас как-то проходили соревнования с Когда заместителем генерального директора ОАО «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию стал Кирилл Пузырьков, он пригласил меня в свою команду. Так я стала директором департамента трудовых отношений и развития персонала. Я думаю, женщин в руководстве будет больше, потому что они стали занимать на «КАМАЗе» гораздо более активную позицию.
|
||
|
||
Демографический кризис никого – Лет пять назад, на встрече журналистов с директором департамента по информационной политике «КАМАЗа» Владимиром Самойловым, многим запомнилась его фраза: «Я удивился тому, что нет очереди из желающих работать на «КАМАЗе». Какая ситуация сейчас? – И сейчас нет очереди! Причем не только на «КАМАЗе». Речь даже не идёт о квалифицированных кадрах – просто не хватает работников. Количество трудоспособного населения продолжает снижаться. Мы были в Москве на конференции специалистов по управлению персоналом, где присутствовали представители различных сфер экономики, обсуждали проблему демографического кризиса. Как сказал один из выступающих, два года будет падение, провал и только потом ситуация стабилизируется. К чему это должно привести? Уже ощущаются перемены, потому что всерьез на государственном уровне заговорили о производительности, подготовке кадров для промышленности в стране. Поэтому из-за грядущего кризиса меняется мышление руководителей: люди понимают, что персонал – это действительно ценность! Потому что кадров нет физически, а не потому, что на предприятии плохой кадровик! Я разговаривала со многими российскими коллегами, которые признаются, что они ездят по деревням с ящиками водки, вербуют людей! Это далеко не только камазов-ская проблема: к нам люди все равно приходят, устраиваются. Мы принимаем по 100 человек в месяц только на один завод. К нам идет молодежь – это радует особо.
|
||
|
||
Но нехватка кадров все равно ощущается – не хватает технологов-конструкторов, причем опытных, не хватает специалистов по логистике. Не хватает специалистов, которые бы знали, как продвигать нашу продукцию на рынок – эти специалисты есть в стране, но в основном трудятся в сфере пищевой отрасли и товаров народного потребления, а специалистов по продвижению автомобилей – единицы, и работают они в основном в таких компаниях, как «MАН» и «Ивеко». Нужны слесари, водители грузовых автомобилей, электрогазосварщики, ремонтники. Если же взять подготовку по техническим специальностям, то смотрите. В городе 21 вуз, имеющий лицензию, при этом только ИНЭКА готовит технических специалистов, и то всего на двух кафедрах. И в год там выпускается 500 человек, а дальше из-за демографического кризиса будет хуже. Это катастрофа, поскольку город позиционирует себя как город машиностроения! Машиностроительной становится и Елабуга, а вокруг развиваются сопутствующие бизнесы по продаже запасных частей, производ-ству комплектующих. Зарплата – – А, может, дело, в первую очередь, в зарплате? – Средняя зарплата основного рабочего на «КАМАЗе» – более 16 тыс рублей, вспомогательного – немного меньше, у водителей, сдающих автомобили после схода их с конвейера и испытаний, – 20 тысяч рублей. Есть рабочие, которые получают и 30 тысяч рублей! Если ты талантлив и проявляешь себя в полной мере, ты тоже можешь неплохо зарабатывать! А 30 тысяч рублей соответствуют зарплате руководителя – у нас такую заработную плату получают некоторые начальники отделов. В среднем зарплата специалиста «КАМАЗа» – от 15 до 20 тысяч. Дело не только в зарплате. Сравним, допустим, бывший ЗМА и литейный завод. Это две большие разницы! ЗМА – это была всего лишь сборка легкового автомобиля: там все маленькое, аккуратненькое, чистенькое. А литейный завод – это песок, глина, чугун, горячий металл, высокие температуры, вредное производ-ство. Условия труда резко отличаются, и никакими зарплатами это не отрегулируешь! Прийти молодому человеку на литейный завод – это подвиг! Но ведь и в той же Японии не идеальные условия труда, хотя больше автоматизированных процессов…
|
||
|
||
Менеджер – – Раньше среди журналистов была очень популярной тема сокращений на «КАМАЗе», и она постоянно поднималась на всех совещаниях. – Сегодня это уже не актуально. Грядет строительный бум, связанный с Универсиадой в Казани, который попадает на годы демографического провала. И в этом плане мы понимаем, что на следующий год столкнемся с еще большими проблемами, поэтому сейчас мы серьезно рассматриваем вопрос о привлечении рабочей силы из других регионов, из-за рубежа. «Sollers» в этом плане пока впереди нас – они привлекли жителей Узбекистана, а мы пока это дело еще взвешиваем, потому что возникает вопрос, где этих людей селить, как обеспечить их безопасность, как их обучить и встроить в процесс. Ведь квалифицированного персонала среди них нет! – Это будет временная работа или постоянная с предоставлением каких-то благ? – В основном это работа на летний период, поскольку летом идет отток деревенских в родные края, многие уходят в отпуск, а у нас-то как раз в это время наступает пик продаж. Поэтому приглашаем на лето и студентов, и временный персонал из местных населенных пунктов. Кого-то размещаем на базах отдыха, кого-то – в общежитиях, хотя их на сегодняшний день уже не хватает. Общежития для нас – это серьезный вопрос, но рассчитываем мы все-таки на жителей нашего региона, поэтому вкладываемся в челнинские техникумы и училища, ждем пополнения оттуда. – Недавно министр труда, занятости и социальной защиты РТ, посетовав на то, что в республике выпускают слишком много юристов и экономистов, предложил сделать Татарстан регионом, где самой популярной будет рабочая специальность. Но ведь этого человека надо заставить выбрать эту специальность, полюбить ее. Что вы предпринимаете для ее популяризации? – У нас большая программа по – Но вам же тоже менеджеры нужны… – Я не верю в образование по специальности «менеджер». Это специальность ни о чем! Менеджером человек может стать только тогда, когда состоялся в своей профессии, то есть стал в ней руководителем. А нас интересует менеджмент в области логистики, маркетинга, экономики, управления персоналом. Но у нас очень многим выдаются корочки со специальностью «менеджер»! Поэтому таким мы говорим: «Извините, но мы не знаем, что вам предложить, потому что мы не знаем, кто вы». Сейчас мы разработали программу работы со школьниками: будем учим их работать на «игровых», моделирующих станках, где они могут просто выточить какую-то деталь, сделать мини-сварку, после чего могут оценить, получается это у них или нет, нравится им это или нет. Далее, мы изготавливаем – Вахтовый метод использует «Sollers». Оправдан ли он, стоит ли с ним связываться? – Стоит, хотя идеальный вариант, когда все-таки человек каждый день приходит с работы и видит свою семью, детей, занимается их воспитанием. Я – женщина, и мне не очень хочется, чтобы мой муж где-то пропадал, при этом я его видела бы только раз в месяц. Но в ближайшей перспективе мы будем вынуждены этим заниматься. – Ведется ли строительство тех же общежитий? – Этим летом мы откроем новое общежитие в доме 1/08. Но даже тех, кого туда заселим, мы уже знаем – тут, что называется, все под завязку! Вопрос жилья сложный и недешевый. Помимо этого, немалые средства уходят у нас на то, чтобы привезти и увезти людей. – Сейчас на «КАМАЗе» трудится 53 тысячи человек. А сколько нужно рабочих рук на ближайшие лет пять градообразующему предприятию? – Сложный вопрос… «ГАЗ», например, повысил объемы производства за счет сокращения кадров, но у нас о сокращении речь не идет, но мы способны справиться с ростом объемов той же численностью. Если я скажу, что нам нужно на ближайшие два года 4 или 6 тысяч человек, привлечь-то их все равно нереально, поэтому мы сделаем все, чтобы изменить условия и организацию труда.
|