«СРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЖЕНЩИН БУДЕТ БОЛЬШЕ»

Документ Без Имени

Встреча журналистов «Недели» с директором департамента трудовых отношений и развития персонала ОАО «КАМАЗ» Марией Сивко длилась два с лишним часа. Если вы, уважаемые читатели, думаете, что за это время мы успели задать нашей гостье все интересующие нас вопросы, то ошибаетесь. Мы решили, что продолжение разговора следует, а пока предлагаем вашему вниманию самые интересные моменты нашей беседы.

 

Наши пришли!

– Мария Владимировна, у руководства «КАМАЗа» всегда было преимущественно муж-ское лицо, и рулевыми той службы, которую вы сейчас возглавляете, раньше тоже были мужчины. Когда в «Неделе» узнали о вашем назначении, то прекрасная половина редакции проявила чисто женскую солидарность: «Наши пришли!». И первое впечатление, что с вашим приходом в портрете этой службы появятся какие-то особые, новые штрихи. Расскажите, каким был путь к новой должности.

– Я приехала в Набережные Челны с родителями, когда мне было четыре года. Здесь окончила физико-математическую школу №26, причем уже в 10-м классе точно знала, кем буду работать. Тогда еще не было такой специальности, как управление персоналом, поэтому из специальностей, максимально приближенных к управлению персоналом, я выбрала психологию в Ярославском университете. Все курсовые работы делала на базе «КАМАЗа», а перед самым поступлением в вуз успела три месяца поработать на литейном заводе в отделе кадров. А вообще, я потомственный камазовец!

Будучи камазовской студенткой-стипендиаткой, я после учебы работала преподавателем в региональном институте передовых технологий и бизнеса, а через два года ушла с «КАМАЗа» в консультационную фирму, где занималась вопросами кадровой политики. Это значительно расширило мой кругозор, позволило увидеть совершенно разные предприятия, как там у них все устроено. Как только появилась возможность вернуться обратно на завод, а конкретно на ЗМА, я стала ведущим социологом предприятия. Но, кроме социологических исследований, занималась и оценкой персонала, и развитием, и резервом, участвовала в разработке кадровой политики, организовывала молодежное движение. Кроме того, преподавала для руководителей камазовских подразделений на различных мероприятиях, где меня заметил Ильшат Хазиев, и в скором времени он пригласил заниматься резервом на «КАМАЗе».

Четыре с половиной года проработала там, и вскоре в компании началась эпопея создания совместных предприятий. На первое – «ZF-Кама» – я помогала набирать первых работников, отправлять их на обучение за границу, и генеральный директор Владислав Пастушенко предложил мне перейти туда директором по персоналу. Мне это было очень интересно, поскольку это была работа по созданию системы с нуля, и ты сам при этом отвечаешь за все. Дальнейшие события стали для меня неожиданностью. Хотя некоторые события как бы подтолкнули ситуацию.

Дело в том, что зарубежные партнеры более открыты к женщинам-руководителям, потому что у них есть внутренние стандарты типа того, что количество женщин и мужчин в руководстве должно быть одинаковым. И сотрудничество с ними заставляло и нас задумываться об этом. Еще один интересный момент. У нас как-то проходили соревнования с
профсоюзными лидерами: женщины играли в волейбол, а мужчины – в футбол. Но если мужчины-руководители смогли выставить команду, то женщин из числа руководящего состава для волейбола не набралось! (Смеется). Может, и это сыграло свою роль.

Когда заместителем генерального директора ОАО «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию стал Кирилл Пузырьков, он пригласил меня в свою команду. Так я стала директором департамента трудовых отношений и развития персонала. Я думаю, женщин в руководстве будет больше, потому что они стали занимать на «КАМАЗе» гораздо более активную позицию.

ДИРЕКТОР ПО ПЕРСОНАЛУ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР

На московской конференции говорилось, что изменится отношение руководителей к кадровой службе и управлению персоналом.

Вспомните: раньше важными руководителями считались заместители по экономике, продажам, коммерческий директор, а управление персоналом было вспомогательной функцией – найти нужных работников. После этого кризиса зам по персоналу станет для гендиректора стратегическим партнером, потому что любые стратегические планы упираются в персонал! Потому что без талантливого и квалифицированного персонала развитие остановится!

Кроме того, мир стал другим: людей не хватает, и предприятия стали автоматизировать многие процессы. Россию это тоже ожидает, мы это все пройдем.

При этом пока руководитель по управлению персоналом становится самой уязвимой профессией: пока изменится мышление, все будут думать, что виноват именно он, и будут пытаться его менять. Это легче, чем измениться самому. Пока так и происходит – смена директоров по персоналу идет фактически во всех крупных компаниях, потому что руководители думают, что с приходом другого человека, как по мановению палочки, свершится чудо, и люди появятся. Но сегодня придется меняться каждому руководителю – управлять персоналом – это сегодня задача каждого.

 

Демографический кризис никого
не минует

– Лет пять назад, на встрече журналистов с директором департамента по информационной политике «КАМАЗа» Владимиром Самойловым, многим запомнилась его фраза: «Я удивился тому, что нет очереди из желающих работать на «КАМАЗе». Какая ситуация сейчас?

– И сейчас нет очереди! Причем не только на «КАМАЗе». Речь даже не идёт о квалифицированных кадрах – просто не хватает работников. Количество трудоспособного населения продолжает снижаться.

Мы были в Москве на конференции специалистов по управлению персоналом, где присутствовали представители различных сфер экономики, обсуждали проблему демографического кризиса.

Как сказал один из выступающих, два года будет падение, провал и только потом ситуация стабилизируется. К чему это должно привести? Уже ощущаются перемены, потому что всерьез на государственном уровне заговорили о производительности, подготовке кадров для промышленности в стране.

Поэтому из-за грядущего кризиса меняется мышление руководителей: люди понимают, что персонал – это действительно ценность! Потому что кадров нет физически, а не потому, что на предприятии плохой кадровик! Я разговаривала со многими российскими коллегами, которые признаются, что они ездят по деревням с ящиками водки, вербуют людей!

Это далеко не только камазов-ская проблема: к нам люди все равно приходят, устраиваются. Мы принимаем по 100 человек в месяц только на один завод. К нам идет молодежь – это радует особо.

Учите английский!

– А как обстоят дела на совместных предприятиях? Какие планы?

– У нас четыре совместных предприятия, причем одно только-только открылось, другое еще не запустило производство, но на «ZF-Кама» будут трудиться к 2012 году около 800 человек. Возможно, появятся и новые.

– А каково их назначение – обеспечить «КАМАЗ» или поставлять продукцию в Европу?

– В ближайшее время только на «КАМАЗ». Хотя коробка передач от «ZF-Кама» стоит на многих легковых и грузовых автомобилях, морских судах, поэтому Европа рассматривает наш рынок с целью расширения спектра своей продукции, и к этому придут все СП. Но пока они должны накормить нас, поскольку мы начинаем производить трактора, автобусы, и работы им хватает.

– За границей часто бываете?

– Да, я ездила по президентской программе подготовки управленческих кадров в Японию, была на «Цанрад Фабрик», на «Кнорр-Бремзе» в Германии – это очень открытые для обмена опытом компании, поэтому сейчас активно учим английский язык! Кстати, там, за границей, люди знают по три языка – границы открыты, общаются друг с другом чаще. У нас же владение работниками английским языком пока не на высоте, но это недостатки прежней школьной программы, когда границы были закрыты, и вполне достаточным считалось только читать по-английски, но не говорить. Поэтому все, кто приходит на СП, начинают осваивать английский! И мы – руководители «КАМАЗа» тоже.

 

Но нехватка кадров все равно ощущается – не хватает технологов-конструкторов, причем опытных, не хватает специалистов по логистике. Не хватает специалистов, которые бы знали, как продвигать нашу продукцию на рынок – эти специалисты есть в стране, но в основном трудятся в сфере пищевой отрасли и товаров народного потребления, а специалистов по продвижению автомобилей – единицы, и работают они в основном в таких компаниях, как «MАН» и «Ивеко». Нужны слесари, водители грузовых автомобилей, электрогазосварщики, ремонтники.

Если же взять подготовку по техническим специальностям, то смотрите. В городе 21 вуз, имеющий лицензию, при этом только ИНЭКА готовит технических специалистов, и то всего на двух кафедрах. И в год там выпускается 500 человек, а дальше из-за демографического кризиса будет хуже. Это катастрофа, поскольку город позиционирует себя как город машиностроения! Машиностроительной становится и Елабуга, а вокруг развиваются сопутствующие бизнесы по продаже запасных частей, производ-ству комплектующих.

Зарплата –
все-таки не главное

– А, может, дело, в первую очередь, в зарплате?

– Средняя зарплата основного рабочего на «КАМАЗе» – более 16 тыс рублей, вспомогательного – немного меньше, у водителей, сдающих автомобили после схода их с конвейера и испытаний, – 20 тысяч рублей. Есть рабочие, которые получают и 30 тысяч рублей! Если ты талантлив и проявляешь себя в полной мере, ты тоже можешь неплохо зарабатывать! А 30 тысяч рублей соответствуют зарплате руководителя – у нас такую заработную плату получают некоторые начальники отделов. В среднем зарплата специалиста «КАМАЗа» – от 15 до 20 тысяч.

Дело не только в зарплате. Сравним, допустим, бывший ЗМА и литейный завод. Это две большие разницы! ЗМА – это была всего лишь сборка легкового автомобиля: там все маленькое, аккуратненькое, чистенькое. А литейный завод – это песок, глина, чугун, горячий металл, высокие температуры, вредное производ-ство. Условия труда резко отличаются, и никакими зарплатами это не отрегулируешь! Прийти молодому человеку на литейный завод – это подвиг! Но ведь и в той же Японии не идеальные условия труда, хотя больше автоматизированных процессов…

Но «КАМАЗу» уже больше 35 лет – заводу нужны серьезные инвестиции, и это то, над чем сейчас работает наше руководство. Оно ищет стратегического партнера, чтобы привлечь инвестиции на перевооружение, модернизацию производства. Да, мы много вкладываем в ремонт, но нужно поменять на заводе очень многое, поскольку пожар 1993 года очень сильно подорвал нашу экономику, и мы вложили много средств в восстановление, но не смогли перевооружиться! И сейчас это очень важный для нас момент. Взгляните на наши совместные предприятия: чистота, ровный пол, прекрасная вентиляция, поддержка температурного режима и так далее. В тех же супермаркетах получают 9-12 тысяч, у нас – больше, однако условия труда совершенно другие, другие нагрузки.

Второй момент – вопрос престижности. О чем говорит наше телевидение? О том, что у адвоката после трех лет работы уже есть коттедж-замок! Да у наших графов и князей таких не было! А что можно увидеть про рабочих? Можно вспомнить разве что сериал «Дальнобойщики» и недавний сериал про железнодорожников. А фрезеровщик кто на ТВ? Человек нетрадиционной сексуальной ориентации! Когда про рабочего показывают только то, что он «голубой» – это же не лучший имидж для наших предприятий!

К сожалению, мы мало говорим, мало пишем о рабочих, а ведь это очень интересный народ – среди камазовцев есть и поэты, и спортсмены, и художники, и певцы, и актеры, и многим хочется, стоя у станка, еще и творческой реализации! И мы предоставляем им такую возможность в виде художественной самодеятельности, спортивных соревнований, рационализаторского движения. Хочется, чтобы о них говорила вся республика, страна.

Мы видим, что гонка зарплат в стране идет очень резко, и, конечно, нам тоже хочется платить больше, но есть объективные ограничения – это серьезный рост цен на металл и энергоресурсы. 53 тысячи работающих – серьезная ответственность. И всегда стоит дилемма – «накормить всех сейчас» или вложить в перспективы развития и «кормить многих долго». Можно, конечно, заменить низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд новыми, автоматизированными технологиями. Но что тогда будет с женщинами, которые в силу обстоятельств одни воспитывают детей, а получить квалификацию не смогли. У нас, кроме зарплаты, они ведь еще получают путевки в детские лагеря отдыха, дотацию на питание. А уж сколько у нас всего для беременных женщин…

 

Менеджер –
это не профессия!

– Раньше среди журналистов была очень популярной тема сокращений на «КАМАЗе», и она постоянно поднималась на всех совещаниях.

– Сегодня это уже не актуально. Грядет строительный бум, связанный с Универсиадой в Казани, который попадает на годы демографического провала. И в этом плане мы понимаем, что на следующий год столкнемся с еще большими проблемами, поэтому сейчас мы серьезно рассматриваем вопрос о привлечении рабочей силы из других регионов, из-за рубежа. «Sollers» в этом плане пока впереди нас – они привлекли жителей Узбекистана, а мы пока это дело еще взвешиваем, потому что возникает вопрос, где этих людей селить, как обеспечить их безопасность, как их обучить и встроить в процесс. Ведь квалифицированного персонала среди них нет!

– Это будет временная работа или постоянная с предоставлением каких-то благ?

– В основном это работа на летний период, поскольку летом идет отток деревенских в родные края, многие уходят в отпуск, а у нас-то как раз в это время наступает пик продаж. Поэтому приглашаем на лето и студентов, и временный персонал из местных населенных пунктов. Кого-то размещаем на базах отдыха, кого-то – в общежитиях, хотя их на сегодняшний день уже не хватает. Общежития для нас – это серьезный вопрос, но рассчитываем мы все-таки на жителей нашего региона, поэтому вкладываемся в челнинские техникумы и училища, ждем пополнения оттуда.

– Недавно министр труда, занятости и социальной защиты РТ, посетовав на то, что в республике выпускают слишком много юристов и экономистов, предложил сделать Татарстан регионом, где самой популярной будет рабочая специальность. Но ведь этого человека надо заставить выбрать эту специальность, полюбить ее. Что вы предпринимаете для ее популяризации?

– У нас большая программа по
профориентации. Дни открытых дверей, работа с подшефными школами, фильмы о заводах… Многие, кто получил образование, допустим, менеджера, идут сейчас в супермаркеты…

– Но вам же тоже менеджеры нужны…

– Я не верю в образование по специальности «менеджер». Это специальность ни о чем! Менеджером человек может стать только тогда, когда состоялся в своей профессии, то есть стал в ней руководителем. А нас интересует менеджмент в области логистики, маркетинга, экономики, управления персоналом. Но у нас очень многим выдаются корочки со специальностью «менеджер»! Поэтому таким мы говорим: «Извините, но мы не знаем, что вам предложить, потому что мы не знаем, кто вы».

Сейчас мы разработали программу работы со школьниками: будем учим их работать на «игровых», моделирующих станках, где они могут просто выточить какую-то деталь, сделать мини-сварку, после чего могут оценить, получается это у них или нет, нравится им это или нет.

Далее, мы изготавливаем
видеопродукцию с рассказом о наших предприятиях, о камазовской жизни. Третье – это училища, где «КАМАЗ» сейчас делает ремонт и обстановка там уже не такая удручающая – хорошая мебель, компьютеры, и отношение к училищам становится уже другое.

– Вахтовый метод использует «Sollers». Оправдан ли он, стоит ли с ним связываться?

– Стоит, хотя идеальный вариант, когда все-таки человек каждый день приходит с работы и видит свою семью, детей, занимается их воспитанием. Я – женщина, и мне не очень хочется, чтобы мой муж где-то пропадал, при этом я его видела бы только раз в месяц. Но в ближайшей перспективе мы будем вынуждены этим заниматься.

– Ведется ли строительство тех же общежитий?

– Этим летом мы откроем новое общежитие в доме 1/08. Но даже тех, кого туда заселим, мы уже знаем – тут, что называется, все под завязку! Вопрос жилья сложный и недешевый. Помимо этого, немалые средства уходят у нас на то, чтобы привезти и увезти людей.

– Сейчас на «КАМАЗе» трудится 53 тысячи человек. А сколько нужно рабочих рук на ближайшие лет пять градообразующему предприятию?

– Сложный вопрос… «ГАЗ», например, повысил объемы производства за счет сокращения кадров, но у нас о сокращении речь не идет, но мы способны справиться с ростом объемов той же численностью. Если я скажу, что нам нужно на ближайшие два года 4 или 6 тысяч человек, привлечь-то их все равно нереально, поэтому мы сделаем все, чтобы изменить условия и организацию труда.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*