В ГОСТЯХ У ФЕРМЕРА

Документ Без Имени

Вы, наверное, замечали такую закономерность: когда ты очень-очень занят и это «очень-очень» растягивается на годы, ты как-то незаметно для себя утрачиваешь способность видеть прекрасное. Не то чтобы ты его не любишь – просто перестаешь замечать. Не то чтобы это тебе мешало – просто краски жизни выцветают и блекнут.

 

В этом смысле фермер и бизнесмен из Муслюмова Ришат Сахипгараев стал для нас настоящим открытием. Он был и продолжает оставаться очень занятым человеком все последние десять лет, но, как словно их и не было, по-прежнему берет и разминает в руках горсть жирного чернозема и подолгу вдыхает его едва уловимый, терпкий, с ноткой полынной горечи аромат.

Это для него – красота, и ничего лучше быть уже не может.

Пришел, когда все уходили

От бэлиша на столе тянется ароматный дымок. Этот сочный бэлиш с хрустящей корочкой и зарумяненной маковкой – фирменное блюдо Ришата Сахипгараева. Да-да, фирменное, потому что вместо традиционной картошки в нем – мелкая и очень вкусная крупка, которой больше нигде в Татарстане нет. Только Ришат ее выращивает.

 

У фермера Сахипгараева ни одного клочка неосвоенной земли: в полях колосятся пшеница и рожь, розовеет гречиха, зреет горох

 

Он пришел в сельское хозяйство в 1998 году – тогда, когда из него все уходили. Даже нет, не уходили – спасались бегством от бедности, поселившейся в сельских домах, от разрухи в колхозных коровниках и на свинофермах, от пьянки, которая стала править бал в искони трудолюбивой татарской деревне.

Зачем ему это было надо? Сменив несколько профессий, с учителя физкультуры в средней школе до перепродажи КАМАЗов, Ришат Сахипгараев пришел к выводу, что земля, на которой он родился и по которой пробегал все босоногое детство, на «вольные хлеба» его не отпустит. Отпустит только на свои – муслюмовские.

Два дня рождения

Чтобы хлеба взошли хорошие, добрый крестьянин поливал землю кровью и потом. Исстари так велось. Времена вроде и другие настали, но традиция есть традиция… Кровь и пот Ришата Сахипгараева – это два года хождений по инстанциям. Всего-то и надо было ему – землю в долгосрочную аренду, но не хотели местные власти отдавать общее, «нажитое непосильным трудом» добро, пусть и заброшенное, поросшее бурьяном и утыканное сухостоем.

Наконец, дали 1200 гектаров. Для Ришата это была, наверное, не меньшая радость, чем появление дочери! Вот так они теперь с женой Айгуль и празднуют 29 марта две даты: день рождения малышки Алины и день рождения фермерского хозяйства «Сафар».

 

 

Да, я фермер! А что такого?

Ну а дальше – дальше пошла работа, изматывающая, на износ, зато на земле, которой Ришат так настойчиво добивался.

Наш собеседник рассказывал о себе, в основном, на татарском языке. Его речь проста и незатейлива, в ней нет места «красивостям» и какому-то эгоистическому пафосу «хозяина жизни». Зато в ней много татарских народных пословиц и поговорок. И татарской народной мудрости, которую он, видимо, впитал из земли родного села Баюково, тоже много.

– Я могу делать любую работу, – рассуждает Ришат. – Понадобится сесть в комбайн – сяду без раздумий. А что такого? Для кого-то, может, и зазорно работать в непопулярном сейчас сельском хозяйстве. Я не стыжусь: да, я фермер, работаю на земле! А земля во все времена была и будет нашим главным богатством. Что бы там ни говорили, на ней можно делать деньги и жить неплохо. Главное – не лениться. Все зависит от самого человека – от его труда и энергии.

Живет татарская деревня

…Через два года у Ришата Сахипгараева не было ни одного клочка неосвоенной земли: в полях колосились пшеница и рожь, розовела гречиха, зрел горох. Деревни Сафарово и Баюково потихонечку поднималась на ноги. Ришату предложили еще земли, а он решил, что ему хватит, пригласил толковых, хозяйственных ребят из окрестных сел и позвал пойти за ним, по проторенной уже дорожке.

С тех пор вместе с Ришатом на муслюмовских землях работают шесть фермеров. Вкладывают они деньги не только в хозяйство, но и в близлежащие деревни. Во многом благодаря этому села не исчезли с карты муслюмовского района. Они преодолели кризисные годы. Продолжает жить татарская деревня, продолжаются веселые и грустные, звонкие и мелодичные наигрыши на гармошке!

 

ХАСКИ, КО МНЕ!
Еще одно не менее красивое увлечение Ришата Сахипгараева – его собаки-хаски. В этих «уроженок» Севера, близких родственниц лаек просто невозможно не влюбиться. Стоит только заглянуть в их чудесные, голубые глаза, провести по густой, светло-серой шерсти хаски – и все, считай, покорен! Вот так и наш герой: увидел однажды собачку и… тут же заказал в Москве аж четверых щенков! Завидев хозяина, благородные северные красавицы тут же бросаются к нему. Видимо, их любовь взаимна.

 

Пользуясь случаем, Ришат Сахипгараев искренне поблагодарил генерального директора ОАО «Татэнерго» Ильшата Фардиева за то, что жители его родной деревни Баюково последнюю пятилетку не знают, что такое проблемы с электроэнергией.

Воспитание деньгами

Трудно назвать направления сельского хозяйства, которые бы не развивал у себя сегодняшний муслюмовский фермер Ришат Сахипгараев: у него есть куры-несушки и бройлеры, он содержит коров и свиней. Его мельница обеспечивает район и окрестности мукой первого и высшего сорта, отрубями. Теперь неугомонный бизнесмен всерьез размышляет о том, как посадить на своих полях и сделать прибыльной картошку. Пока это никому не удается. Ришат штудирует учебники, ездит на обучающие семинары в Москву и Самару и надеется стать первым, у кого получится.

 

 

В фермерском хозяйстве «Сафар» трудится около 30 человек. Поначалу, говорит Ришат, были случаи, когда работники по «старой советской привычке» уносили домой «на память» инвентарь или сливали бензин…

– Как вы их перевоспитывали? – спрашиваем мы.

– Воспитывать можно только деньгами, – просто ответил Ришат. – Это не только у нас – везде так. Будет хорошая зарплата – работник сделает все, чтобы ее не потерять, и на воровство уже не отважится. Мне нечего стыдиться: если и уходили от меня люди, плохо никогда не отзывались, хотя моя привычка говорить правду-матку в лицо многим и не нравилась.

Ну не может татарин без лошади!

Есть еще у Ришата Сахипгараева лошади. Целый табун – 60 голов.

– Вы спрашиваете, какой с них доход? Да никакого! – смеется муслюмовский фермер. – Просто я не представляю себе без них татарскую деревню. Ну не может татарин без лошади! Вы бы видели, как они возвращаются с водопоя на закате – красоту этого момента не передать словами… Так что можете считать, что лошадей я держу для того, чтобы любоваться ими, – других объяснений у меня нет.

Опять же для души в заповедном лесу, на самой границе Татарстана с Башкортостаном, Ришат построил летний домик, вырыл небольшой пруд и развел в нем карпов, сазанов, форелей и стерлядь. Здесь он принимает близких друзей и угощает их своим фирменным бэлишом. Очень вкусным!

– Настали, наконец, такие времена, когда в сельское хозяйство пошли крупные инвесторы, – размышляет Ришат Сахипгараев. – А вот постоянно в сельском хозяйстве будут работать такие же влюбленные в свою землю фермеры, как я. Не знаю, хорошо это или плохо, но так будет. Я уверен.

КРАСОТА – ЭТО…

Красота для Ришата Сахипгараева – широкое понятие. Гораздо более широкое, чем мы обычно полагаем.

На его и земляков деньги облагородили родник. Теперь каждый проходящий или проезжающий мимо человек может напиться чистейшей ключевой воды, настолько холодной, что ноют зубы! Здесь же – небольшой банкетный зал и мангал. Можно просто посидеть и отдохнуть, а можно закатить пир горой!

Так что красота – это еще и родник. А вы этого не замечали?..

 

P. S. Автор выражает благодарность Рамилю Хафизову за помощь в подготовке материала.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Мы гордимся тобой!!!!!!!! Молодец!!!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*