В минувшую среду в городе открылся еще один гипермаркет, 1047-й по счету объект торговли. Много это или мало? «Неделя» попыталась найти ответ на этот вопрос. | ||
Где родился, там и пригодился… Открытие гипермаркета «Эссен» в 65-м комплексе (за проспектом Яшьлек) было назначено на 10 часов утра. Затем торжество перенесли на 12 часов. Поговаривали, что будто бы сделали это по просьбе мэра города Ильдара Халикова, у которого появились срочные дела. Но и в полдень мэр не появился. Значит, были более важные заботы. Да и открытие гипермаркета в Набережных Челнах сегодня воспринимается не как знаковое событие, а скорее как рядовое. Ленточку перерезали начальник управления потребительского рынка и услуг исполкома города Раиса Султанова, генеральный директор ЗАО «Эссен продакшн АГ» Леонид Барышев и директор ООО «Оптовик» Вадим Махеев. |
||
|
||
Вы знаете, сейчас от многих людей приходится слышать, что в Набережных Челнах уже явный перебор с супер- и гипермаркетами. Рынок покажет. Обычно магазин на хорошие обороты выходит в течение года-двух. На самом деле, что касается торговли продуктами питания, может, дей-ствительно уже достаточно всего, ведь есть и другие виды, где еще мало конкуренции. Допустим, пока нет особой конкуренции в сфере торговли строительными материалами. Также очень мало развлекательных зон. Поэтому в наших планах строительство еще одного торгового комплекса рядом с территорией завода ячеистых бетонов, там же будет и аквапарк, – поделился Леонид Барышев. ЗАО «Эссен продакшн АГ» позиционирует себя как локальный игрок на рынке Татарстана. В ближайшее время планируется вложить инвестиций порядка двух миллиардов рублей. Кроме двух гипермаркетов в Набережных Челнах, компания имеет свои магазины в Мензелинске, Азнакаево, Бугульме, Лениногорске, Чистополи, Альметьевске, Нижнекамске и Елабуге. – За пределы Татарстана выходить не планируем, – признался Леонид Барышев, – нам и здесь работы хватает. Как говорится, где родился, там и пригодился. …и наоборот А вот другая республиканская сеть супермаркетов «Бахетле» (в переводе с татарского – счастливый) планирует усилить свои позиции на московском рынке. Компания надеется довести число магазинов в российской столице до 10 уже к 2010 году. На сегодня в нее входят три магазина в Москве, девять – в Казани, а также по одному в Набережных Челнах и Нижнекамске. В целом в ближайшие полтора года предполагается расширить сеть до 30 супермаркетов, а торговую выручку увеличить с пяти (по итогам 2007 года) до 22,5 млрд. рублей.
|
||
Аналитики отмечают, что у «Бахетле» есть все шансы для успешного развития. Так, по словам Якова Яковлева из банка «Зенит», средний чек в магазинах сети «Бахетле» в Москве составляет 814 рублей (в Казани – 443 рубля), в то время как средний показатель для московских супермаркетов составляет в среднем 300?400 рублей. Отметим, что солидный чек достигается благодаря тому, что «Бахетле» работает не совсем в традиционном формате. Упор компании идет на готовую еду по домашним рецептам. Продажи кулинарии в «Бахетле» составляют до 40% от общего товарооборота компании. Нетрадиционные решения в этой компании, видимо, приветствуются. Потому что свой второй супермаркет в Набережных Челнах «Бахетле» строит тоже не совсем привычным методом. Как удалось узнать журналисту «Недели» из надежных источников, когда компания начала переговоры с руководством города по этому поводу, в исполкоме ответили, что желательно бы строить не магазин, а жилье. Тогда компания решила построить в 62-м комплексе 10-этажный жилой дом, а на первом этаже разместить магазин, склады и офисы. К слову, заметим также, что в 60-м комплексе планируется строительство супермаркета торговой сети ОБИ.
|
||
До Европы еще далеко Сколько же можно строить этих супер- и гипермаркетов?! Должно же это все когда-то закончиться, спросит заинтересованный читатель. Иными словами, когда же насытится рынок? По данным компании INFOLine, уже наблюдается тенденция снижения темпов роста количества магазинов в России. Если два года назад он был на уровне 20%, то в 2007 году – 15%. Наиболее динамичный рост продемонстрирует формат гипермаркета, который в 2008-2010 будет являться наиболее перспективным для регионов. Драйверами развития этого формата станут «Магнит», «Вестер», «Ашан», «МЕТРО Кэш энд Керри» и X5 Retail Group. Суммарно аналитики INFOLine прогнозируют открытие в 2008 году ведущими ритейлерами около 60 объектов. Как показал опрос 250 розничных компаний из 23 европейских стран, для мировых розничных сетей в ближайшие пять лет нет более привлекательного места для развития, чем Москва. Девять процентов ретейлеров планируют выйти на российский рынок в ближайшие пять лет, а 17% уже ведут здесь свой бизнес. Второй по величине город России Санкт-Петербург занял в опросе второе место; Прага, Любляна и Братислава вошли в первую пятерку. Единственным городом Западной Европы, вошедшим в десятку, стал Амстердам, разделивший 10-е место с Киевом.
|
||
«Бахетле» строит не только супермаркет, но и жилой дом |
||
Особенный рост рынка ожидается в регионах России. Аналитики подсчитали, что общая площадь дефицитных сегодня качественных торговых комплексов к 2010 году может увеличиться в стране примерно на 10-13 млн. кв. м, а к 2012 году достичь 45-48 млн. кв. м. По объему рынка торговых площадей вслед за Москвой и Петербургом идут Новосибирск, Екатеринбург и Самара, где размер рынка достигает 2-2,5 млрд. долларов, а площадь торговых центров – 400-550 тыс. кв. м, а также Нижний Новгород, Казань и Челябинск, размер рынка которых оценивается в 1,5-2 млрд. долларов, а торговая площадь в 350-400 тыс. кв. м. В остальных городах – даже, например, в таких крупных, как Ростов-на-Дону, Тюмень, Саратов, Волгоград и Уфа – объем рынка не превышает 1-1,5 млрд. долларов и 200-350 тыс. кв. м. В большинстве городов России спрос на торговые центры еще очень далек от удовлетворения. В США, например, обеспеченность торговыми площадями современного уровня в сегменте продуктового ретейла составляет 422 кв. м на тысячу человек, во Франции – 273 кв. м, в Испании – 233 кв. м, Германии – 208 кв. м, в Южной Корее – 137 кв. м, в Чехии – 134 кв. м, а в России – пока всего 119 кв. м. А если брать в расчет не только современные продоволь-ственные гипер- и супермаркеты, а все торговые объекты в целом, то показатели обеспеченности торговыми площадями в стране будут выглядеть еще хуже. Возьмем для примера наш город. Общая площадь предприятий торговли Набережных Челнов составляет 411,3 тыс. кв. м, из них 60 тыс. приходится на торгово-развлекательные комплексы, 186,4 тыс. кв. м – на предприятия, площадь которых не менее 400 кв. м.
|
||
Челнинская торговля здорово изменилась |
||
Эксперты считают, что в ближайшие пять-шесть лет в стране будет введено в эксплуатацию около 10 млн. кв. м торговых площадей при условии сохранения стабильности развития сектора и отсутствия кризисов в экономике. При этом общий объем инвестиций в регионы может составить порядка 15 млрд. долларов. К 2012 году емкость рынка торговой недвижимости в России может достичь 42-45 млн. кв. м, из которых 28-30 млн. кв. м будет приходиться на региональный рынок. Завышенные ожидания Почему же тогда не всем торговым сетям, пришедшим в Набережные Челны, удалось закрепиться в городе? Например, «взять» наш город не смогли «Рамстор» и «Магнит», у которого из семи магазинов осталось только два. Если судить по Интернет-публикациям, не очень хорошо идут дела у «Гроссмарт». Регулярно на сайте Московского арбитражного суда появляется новая информация об исках к компании «Элекскор» – управляющей компании сети «Гроссмарт». Среди кредиторов, пытающихся через суд добиться возврата долгов, есть и иностранные организации, например, французский банк BNP Paribas Vostok и ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». В общей сложности кредиторы и поставщики требуют выплаты им более 1 млрд. рублей. Многие иски рассмотрены и удовлетворены судом. Так, 23 июня арбитражный суд постановил, что ООО «Элекскор» обязано вернуть Альфа-Банку долг по кредитам в размере 125,8 млн. руб. Также в Лондонском арбитражном суде готовится к рассмотрению иск бывших владельцев сети «Продмак» к холдингу «Марта» из-за возникших разногласий во время заключения сделки. Сообщалось о том, что в некоторых городах, где находятся магазины сети «Гроссмарт», например, в Казани, сейчас происходит распродажа товаров со значительными – до 30% – скидками. – Просто у москвичей были завышенные ожидания. У нас и зарплата, и покупательская способность значительно ниже, чем в Москве. Поэтому позиционирование некоторых московских игроков нужно было трансформировать с учетом местных условий. Рынок у нас растет немножко с опозданием, к московскому уровню потребления мы подойдем лет через пять-десять, – считает Леонид Барышев.
|
||
С улицы Кооперативной исчезнут торговые ряды |
||
– Те, кто не закрепился на челнинском рынке, элементарно не выдержали конкуренции, – считает Раиса Султанова. – Во-первых, в город одновременно пришли несколько федеральных торговых сетей, которые конкурировали между собой, а также с региональными сетями. Приход москвичей подстегнул и наших. Посмотрите, какими темпами развиваются ТД «Челны-Хлеб», «Камилла», «Славный», тот же «Эссен». Благодаря «федералам» челнинская торговля здорово изменилась. Если пару-тройку лет назад средняя зарплата по отрасли составляла около 5000 рублей, то сегодня она перевалила за 10 тысяч рублей. Кроме того, все новые сети регистрируются на налоговый учет в Набережных Челнах, тем самым пополняют городской бюджет. На самом деле, для рядового покупателя чем больше магазинов, то есть конкуренции, тем только лучше, – сказала Раиса Султанова. Местных не обижать! Лучше не только покупателям, но и производителям. Потому что когда в городе присутствует федеральная торговая сеть, в нее легче попасть. Яркий тому пример – челнинский кондитерский комбинат «Акульчев». Это един-ственное в России предприятие, выпускающее мягкие вафли, криспы и кремблы. Свою продукцию комбинат реализует через гипермаркеты «Перекресток», и не только в Татарстане, но также и в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске, Ижевске, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Перми, Уфе, Челябинске и т. д. Работает комбинат и с ближним зарубежьем: Беларусь, Казахстан, Украина. – Пока нам не покажут договора поставок продукции, заключенные с местными товаропроизводителями, мэр города добро на открытие не дает. Еще до открытия магазина мы по несколько раз перепроверяем, какие вопросы к сетям есть у местных товаропроизводителей, чтобы еще до открытия магазина их отрегулировать, – заметила Раиса Султанова.
|
||
|