Сегодня на предприятиях «КАМАЗа» трудится порядка 17 тысяч молодых людей в возрасте до 30 лет. Для активно развивающейся, постоянно обновляющей свою продукцию компании этого явно недостаточно. К сожалению, сегодня на рынке труда досадно мало именно тех специалистов, в которых нуждается автогигант. В этих условиях «КАМАЗ» выбрал, пожалуй, единственно верный на сегодня путь: самому активно включиться в подготовку необходимых для него специалистов. О том, как проходит этот процесс, мы расспросили заместителя генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию Кирилла Пузырькова. |
||
|
||
– Чем вызвано особое, можно сказать, приоритетное отношение «КАМАЗа» к работе с молодежью в целом и с образовательными учреждениями – в частности? – Сегодня «КАМАЗ» предъявляет свои, все возрастающие требования к качеству профессиональной подготовки выпускников учебных заведений. Суть этих требований и ожиданий очевидна и оправданна: мы хотим, чтобы работник, принятый на предприятие, сразу же стал профессионально и качественно выполнять свои специфические функции, присущие конкретному рабочему месту. Отсюда и наше стремление создать четкую систему взаимодействия с учебными заведениями города, а это – основной источник новых трудовых ресурсов для «КАМАЗа». Сейчас много говорят о перекосе в образовании и подготовке кадров. Например, если в СССР юристов готовили в 51 вузе, то сейчас их «пекут» тысяча сто с лишним университетов, академий, институтов и колледжей. Примерно столько же вузов «штампуют» экономистов, финансистов и бухгалтеров. Мы на «КАМАЗе» решили не дожидаться, когда вся эта образовательная махина повернется лицом к нашим нуждам и начнет готовить кадры с учетом наших требований – сегодняшних и будущих. Вопрос для нас имеет стратегическое значение. Поэтому мы приняли комплексную программу работы со средними, высшими и профессиональными учебными заведениями. Сейчас к ней присоединили и работу по профессиональной ориентации в школах. В планах – работа в детских садах…
|
||
|
||
Одним словом, мы стремимся к тому, чтобы молодые рабочие и специалисты приходили к нам на работу социально адаптированными и уже полностью готовыми к трудовой жизни в коллективах. – В новом учебном году совместно с Казанским государственным техническим университетом был запущен проект «КАМАЗ – ВТУЗ». В чем его суть? – Если мы вокруг «КАМАЗа» создаем машиностроительный кластер, будет логичным заниматься подготовкой соответствующих этому рангу специалистов, что и предполагает проект «КАМАЗ – ВТУЗ». Здесь мы пытаемся соединить начальное, среднее и высшее профессиональное образование с углубленной производственной практикой и получением рабочих специальностей – буквально с первого же курса. Попутно учащийся или студент адаптируется в трудовом коллективе, осваивает корпоративную культуру предприятия, уже во время учебы видит свои перспективы в плане карьерного роста. При этом он получает заработную плату, которая позволяет ему оплачивать дополнительные программы обучения и иметь определенную сумму для личной жизни. Я бы назвал это конкурентоспособным образованием для молодежи – со всех точек зрения. Такая форма обучения выгодна и «КАМАЗу». Предприятие получает рабочие руки и «мозги» – такие, какие ему нужны сейчас и в перспективе. Отпадает необходимость адаптировать и переучивать молодых специалистов, окончивших вуз или техникум. Все это вполне реальная экономия денег. Можно с уверенностью сказать, что за четыре года обучения, проводя значительную часть времени на «КАМАЗе», студент станет своим человеком в трудовом коллективе и уже не захочет сменить то, что имеет, на какую-то неопределенность, в которую он может попасть на других, незнакомых ему, предприятиях. Тем более, что одна из задач – научить студентов работать в проектах по совершенствованию производственных процессов, а на «КАМАЗе» есть действующая система стимулирования в этой области.
|
||
Экскурсия на главный сборочный конвейер |
||
А если более конкретно, то Министерство образования и науки РФ выделило дополнительно 70 бюджетных мест в Казанском государственном техническом университете имени А.Н. Туполева – специально под подготовку кадров для «КАМАЗа». Эти места заняли челнинские ребята и ребята из других городов и сел, поступившие в КГТУ. Они получат специальность «Конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств». Она очень востребована на «КАМАЗе». В дальнейшем круг специальностей расширится. – Какие преимущества ждут «КАМАЗ» и его партнеров от реализации этого проекта? – В этом проекте выигрывают все – и КГТУ, и «КАМАЗ», и студенты. В частности, финансирование преподавания общеобразовательных и фундаментальных технических дисциплин осуществляется через государственный бюджет, а «КАМАЗ», кроме предоставления условий, о которых я говорил выше, берет на себя финансирование преподавания специальных, «камазовских» предметов. Их тоже будет немало. Это изучение методов развития производственных систем и знакомство с Производственной системой «КАМАЗ», которая сейчас активно продвигается в жизнь, и реальная деятельность по ее совершенствованию или узкие дисциплины, необходимые, скажем так, для «штучного изготовления» конструкторов по автомобильным двигателям, тем или иным узлам и компонентам автомобиля и т.д. Эти предметы будут вести, в основном, сами камазовцы. Для этого мы объявим специальный конкурс среди опытных специалистов «КАМАЗа» с целью выявления среди них людей с преподавательской жилкой. Впрочем, мы внимательно будем следить и за тем, чтобы среди тех, кто преподает общеобразовательные дисциплины, не было случайных людей. В нынешних, особенно «новых» вузах и филиалах это, к сожалению, еще встречается. Один из таких фактов стал даже предметом разбирательства прокуратуры: в филиале маститого, между прочим, вуза основы права преподавал… учитель музыки. – Что еще, помимо престижной и перспективной работы, может привлечь молодого человека к учебе по этому проекту? – У нас существует немало нормативных документов, гарантирующих молодому специалисту, выбравшему «КАМАЗ», ясную и привлекательную во всех отношениях перспективу при добросовестном отношении к своей работе. Со способными студентами, которых мы хотим принять на работу по окончании учебы, заключаются так называемые «ученические договоры», в которых прописаны взаимные обязательства сторон.
|
||
«Молодым везде у нас дорога» |
||
«КАМАЗ» оказывает помощь в учебе, предоставляет учебные пособия, возможность получить полноценную практику. Всем выплачиваем стипендию: 1,5 тысячи рублей – отличникам, 1 тысячу рублей – хорошистам, от 250 до 350 рублей – тем, у кого средний балл успеваемости ниже или выше 3,7. Таких договоров у нас на сегодня 227. Надо сказать, что на «КАМАЗе» получают подъемные не только принятые на работу молодые специалисты, но и рабочие-камазовцы, отслужившие в армии и вернувшиеся на свое предприятие. Происходит начисление по схеме «пять плюс пять»: 5 тысяч рублей выдаются сразу же, еще 5 тысяч рублей – через полгода. – Продолжатся ли отношения «КАМАЗа» с ИНЭКА (в прошлом – КамПИ)? Как известно, на протяжении ряда лет он был основным поставщиком инженерных кадров для всех подразделений «КАМАЗа». – «КАМАЗ» окажет поддержку всем – и передовым вузам, которые работают с ним и для него, и талантливым людям – студентам и преподавателям. Не забудем мы и нашего давнего партнера и спутника в мире высшего образования – ИНЭКА. В самое ближайшее время с этим челнинским вузом будет разработан совместный проект, аналогичный тому, который начинает работать сейчас с КГТУ. «КАМАЗ» не станет замыкаться на одном-единственном вузе: обязательно должна иметь место здоровая конкуренция, способствующая повышению качества обучения и образования. Более того, мы не хотим, чтобы студенты получали в вузе голую теорию и голую практику. Мы хотим, чтобы студенты участвовали в производственном процессе, зарабатывали деньги. Другими словами, мы будем добиваться, чтобы перед ними уже на начальных курсах ставились проблемы и задачи производства самого «КАМАЗа». И чтобы они решались совместными усилиями студентов и их преподавателей. За это они тоже будут получать соответствующее вознаграждение. Тем самым мы уже в учебном заведении хотим привить будущим специалистам «КАМАЗа» проблемно-ориентированное мышление. От этого будет польза – и ребятам, и «КАМАЗу», и обществу. – Кирилл Юрьевич, предусмотрительные предприятия начинают «выпекать» будущего студента и инженера еще в школе. Как «КАМАЗ» будет строить отношения со школами? Какие проекты есть у «КАМАЗа» в этом направлении? – В конечном счете, мы пойдем даже в дошкольные учреждения, чтобы выстроить всю цепочку формирования личности – как в плане духовном, то есть для обретения необходимых жизненных установок, так и в смысле получения начальных знаний и навыков профессиональной деятельности на производстве. Все это закладывается именно в детские годы. Например, тот, кто изучал английский язык в детском саду, став взрослым человеком, может и не разговаривать на нем, если нет такой необходимости. Но он обязательно будет понимать и устную, и письменную английскую речь. Если ребенок «пропитался» производством, то через несколько лет для него уже не станет откровением тот факт, что успешными в жизни могут быть не только экономисты и юристы, но и рабочие, инженеры и конструкторы. Мы давно уже заявили, что «КАМАЗ» – компания глобальная, и действуем в соответствии с этим. Поэтому и в вопросах образования и подготовки кадров мы не станем зацикливаться только на внутренних ресурсах и ближайшем своем окружении, а выйдем на международный уровень. Основная проблема нашего образования сейчас – ее на августовском совещании педагогов озвучил сам президент РТ Минтимер Шаймиев – научить тех, кто будет учить других. А это – и долго, и непросто. Стало быть, будем выходить на зарубежные рынки образования: посылать на подготовку своих преподавателей и студентов и приглашать оттуда «учителей для учителей». Марат ЯГУДИН, |