«РАЗВИТОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ – ГАРАНТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

Документ Без Имени

Доктор экономических наук, профессор, первый заместитель директора Института экономики Российской академии наук Дмитрий Сорокин рассказал «Неделе», что ждет в ближайшем будущем отечественное машиностроение и на кого опираться.

 

– Дмитрий Евгеньевич, насколько значима роль машиностроения в современной экономике России?

– Есть такое понятие – машиностроительное ядро. Это отрасли, которые выпускают машины для других отраслей машиностроения, отрасли, воспроизводящие сами себя, и отрасли, которые производят машины для оборонно-промышленного комплекса. По машиностроительному ядру все индустриально развитые государства, начиная с США, являются импортонезависимыми.

Россия с точки зрения целого ряда геополитических обстоятельств должна сохранять то, что раньше называли понятием «великое государство». Она должна остаться глобальным интегратором всемирного экономического пространства. Если Россия не будет выполнять эту роль, то не сохранит своих нынешних границ. Поэтому если мы этого хотим, то у нас должно быть машиностроительное ядро. Если его не будет, то дальше по цепочке посыплется вся экономическая интеграция.

– В России сегодня идет активная подготовка сборочных производств легковых автомобилей. Хорошо это или плохо? Почему никто не организует полный технологический цикл и производства автомобилей?

– Сборку мы имеем по той причине, что наше машиностроение находится в состоянии, когда мы не можем сделать полный цикл. Это очень обидно, потому что автомобилестроение всегда было одним из главных локомотивов экономики России. В современном автомобиле на него работают десятки отраслей, и если вы организовываете производство автомобиля, то у вас должна быть кооперация. Другой вопрос: нужно ли нам иметь свое производство легковых автомобилей? То, что мы должны уметь производить автомобили, выполняющие оборонные задачи, это без вопросов. А в легковом автомобилестроении мы отстали настолько, что лучше смириться со сборкой.

Ведь в США нет такого понятия, как «американский телевизор», и не страшно же! Зато по большим ЭВМ как держали лидерство, так и держат, а ноутбуки пусть делает Япония!

Сборка будет развиваться, но разговоры о том, что у нас высококвалифицированная и дешевая рабочая сила, потеряли актуальность на фоне Китая: она у нас дорогая и не более квалифицированная.

 

Дмитрий Сорокин: «Сборка будет развиваться, но разговоры о том, что у нас
высококвалифицированная и дешевая рабочая сила, потеряли актуальность на фоне Китая»

– Выходит из кризиса и сельское хозяйство, которому требуется также хорошая техника – тракторы, комбайны. Почему не развивается их отечественное производство?

– На этой неделе я был на Международном агропродовольственном форуме и сказал там, что в 2000 году тракторов у нас было чуть больше половины, чем в 1992 году. За годы экономического роста к 2007 году их стало 30%, то есть сократилось еще почти наполовину. То же самое по комбайнам и по любой другой технике! По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, к 2013 году Россия 40% продовольствия будет получать по импорту, что в два раза выше порога экономической безопасности!

Почему такое положение в сельскохозяйственном машиностроении? Все очень просто: по уровню ВВП в 2007 году мы восстановили докризисный уровень 1989 года, а по промышленности в 2007 году мы достигли только на 75% докризисного уровня, по производству машин и оборудования – 55%.

 

Соответственно, сегодня мы и недопроизводим тракторов, веялок, сеялок, комбайнов почти наполовину.

С другой стороны, это означает, что практически везде у нас стоит оборудование для производства сельхозтехники со сроком службы более 20 лет. Сейчас это уже морально и физически устаревшее оборудование. Если в 1995 году такого оборудования было 35%, то к 2005 году – 50%. Вот результат развития нашего машиностроения за последние годы! При вступлении в ВТО мы, конечно, можем выторговывать себе какие-то условия. Только как, вступив в ВТО, сможем производить конкурентоспособную продукцию, ту же технику для сельского хозяйства, на устаревшем оборудовании?

– Так что же все-таки делать с сельхозтехникой – закупать ее за границей?

– Да, закупать! Но для этого нужны деньги. Вопрос в том, где их взять? У государства? Сейчас, к примеру, все бывшие колхозы – это частные хозяйства, и покупать технику должны сами. А откуда у них средства? Мы же наше сельское хозяйство, как и промышленность, восстановили только на 75%!

– Очень грустная ситуация складывается и с гражданским авиастроением, и судостроением. Здесь вроде бы началось какое-то движение, создают госкорпорации…

– Замечательно, что все вспомнили про авиастроение и судостроение, но ведь все начинается со станкостроения! На каких станках вы будете делать самолеты? На тех, что имеются? Про станкостроение до сих пор никто не вспоминает! В той же программе «2020» все перечислено, кроме станкостроения! Почему? Вопрос к Минэкономразвития, а они с наукой не советуются – они ребята самодостаточные!

– А самолеты? Может, тоже пригласить тех же американцев и организовать сборочное производство их «Боингов» в России?

– Может быть, но будут ли они производить их здесь? Вот сейчас мы вооружились импортными GPS, и как они сработали во время конфликта с Грузией? Ну, хорошо, пусть самолеты производят американцы, суда – еще какая-то держава, но станкостроение должно быть собственным! Только 3% потенциальных зарубежных инвесторов рассматривают вопрос о сотрудничестве с Россией как местоприложение своих технологий, а 71% рассматривает Россию как огромный рынок сбыта своих товаров, и все! Поэтому не стоит надеяться, что к вам придут с технологиями.

– Может, имеет смысл создание специальных особых экономических зон? И пригласить туда иностранцев?

– Если обратимся к опыту Китая, то там в особые экономические зоны изначально вкладывались китайцы, оказавшиеся за пределами родины. И только когда эти зоны начали давать прибыль, туда пошел японский, германский и другие капиталы. А зарубежные «русские» вкладывают деньги куда угодно, но только не в экономику своей родины. Поэтому серьезно эти зоны ни один специалист не воспринимает. Тем более сейчас, когда резко увеличился вывоз капитала из России. Я понимаю иностранцев, но почему наши инвесторы вывозят деньги? Бред полный. Но капитал ищет надежность и прибыльность – это главное.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*