ЕВГЕНИЙ ВЕСНИК: «Я ВИДЕЛ ТАКИЕ ИСПЫТАНИЯ, ЧТО МЕНЯ УДИВИТЬ ТРУДНО…»

Untitled Document

В прошлую пятницу ушел из жизни известный актер Евгений Весник. 86-летний артист был ветераном Великой Отечественной войны, 30 лет служил в Малом театре, а с середины 50-х играл в кино, где создал запоминающиеся образы в таких картинах, как «Обыкновенное чудо», «Трембита», «Вас вызывает Таймыр». Особенно же зрителям был памятен его добрый учитель математики Таратар в «Приключениях Электроника». За год до своей кончины Евгений Весник дал интервью «Неделе», которое мы и публикуем.

 

– Евгений Яковлевич, немногим известно, что вы первым в нашей стране играли Остапа Бендера. Какой он был, ваш Остап, в отличие от известных киношных?

– Я не играл хохмача – я играл трагикомический характер. Бендер ничего не сделал, хотя был очень талантливым: не мог добыть миллиона, о котором мечтал, ему не везло в любви, его манера разговора – защитная краска, маска. Бендер – это не Хлестаков, которого никуда нельзя пускать! В сцене, когда в поезде Бендер предлагал студентам деньги, а они отказывались, у меня текли слезы.

А остальные играли неверно, и дальше всех от истины был самый талантливый из всех Андрей Миронов. Он играл типичного хохмача, но Бендер не такой! К тому же меня поразило изображение уличной шпаны, беспризорников того времени у Захарова: это же была трагедия страны! А когда эти мальчишки танцуют твист у Захарова, это мне непонятно!

– Вы согласитесь с утверждением, что в нынешних кинокомедиях играют плохо?

 

– Да и в театрах плохо играют!


– Даже гениальные артисты?

– Я не понимаю определения «гениальный артист»! Гениальный – звучит по-большевистски! Артист должен создавать художественные образы, нравственные ценности – то, чем не занимается сегодня практически никто. Сейчас же актеры в кино пользуются своей внешностью, типажом… Но зрителям важно оценивать артиста не по тому, как он выглядит, а по тому, как создает другой характер! Это дано не каждому.

А потому, когда 30-35-летние становятся народными артистами, я воспринимаю это как несерьезное отношение к искусству. Я не понимаю, почему серьезные и умные люди сейчас не в моде! Есть любимцы, которые валяют дурака, как в «Голубом огоньке». Но валять дурака – тоже искусство, а когда это делают все, становится страшно…

 

«Книги для меня не главное – я живу воспоминаниями,
любовью к своей жене, с которой прожил 41 год»

 

– Значит, писать книги – для вас более близкое занятие, чем просмотр кино даже по ТВ?

– Я смотрю телевизор тогда, когда передачи имеют отношение к истории, где трудно врать, но все равно нам врут и про историю, и про животный мир, и про спорт. Когда в тех же политических передачах во время спора люди демонстрируют необразованность, отсутствие культуры, когда все орут и не дают договорить, это производит впечатление сумасшедшего дома. Там люди соревнуются не в знании положения вещей, а в своем бескультурье. Многие готовы глотку перегрызть человеку иного мнения!

А книги для меня не главное – я живу воспоминаниями, любовью к своей жене, с которой прожил 41 год. В литературу же я стараюсь превратить свои чувства. Это очень трудно…


– Не так давно страна отметила 65-летие разгрома немцев под Сталинградом. Как ветеран, выскажите свое отношение к новым фильмам о Великой Отечественной войне?

– Я прошел всю войну, и нынешнее ее изображение на экране мне редко нравится – тем более, я хорошо знаю книгу Вити Некрасова «В окопах Сталинграда». Я видел такие испытания, что меня удивить трудно! Поэтому новые фильмы вызывают во мне раздражение – своими массовками, повторяющимися из картины в картину, полетами самолетов, пехотой на общем плане. Все это было по-другому!

 

«От Одессы
осталась
одна интонация»
– В ваших книгах много баек про Одессу. А сам вы никогда там жить не хотели?
– Нет, бывать я там хотел, но жить… Той Одессы, которую я знал, больше нет, а чтобы там жить, надо быть своим, рожденным в этих местах, иначе тебя в том обществе так до конца и не примут! Как-то я приехал туда с театром Станиславского (в Малый меня тогда не взяли из-за того, что я сын врага народа). И вот мы в Одессе гуляем у моря, и я говорю дежурному по пирсу: «Какой же вы счастливый человек! Вы живете в таком красивом городе!». А он отвечает: «О, вы не знаете, что такое была Одесса до войны! Это был не город, а симфония, ансамбль, мелодия! А что сейчас осталось? Одна интонация!»

 

– Где вы закончили войну?

– Недалеко от Кенигсберга, который почему-то до сих пор именуется Калининградом! Это нелепо: город, где жил великий Кант, по-прежнему носит советское название!


– А вы бы переименовали Волгоград в Сталинград, как этого хотят многие ветераны той битвы и живущие в городе на Волге?

– Волгограду я бы вернул имя Царицын, но не Сталинград!


– Новое поколение способно так же, как вы, молниеносно встать на защиту Родины?

– Хотелось бы, но не дай бог, чтобы война случилась! Будут ли молодые ребята так воевать – не знаю! Дай Бог, чтобы они, как и мы, не задумываясь, шли на самопожертвование и шагали вперед, понимая грандиозность поставленной задачи. Но это поколение не видело такой жизни, которую видели мы…

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. К сожалению становится всё меньше таких людей.Замены им просто нет.Очень не хватает их культуры.Талантливый,замечательный актёр.Светлая ему память.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*