КАК КАМУ ЗАСТАВИЛИ ЛЮДЯМ СЛУЖИТЬ

Untitled Document

Энергетики – это голубая кровь, считает Анатолий Захарович Гришанин, для которого возведение энергетических сооружений – родная, знакомая до мельчайшей детали отрасль. Последним объектом, к которому прикипела его душа и которым он по праву гордится, стала Нижнекамская ГЭС. Сооружению и эксплуатации этой гидроэлектростанции Анатолий Гришанин отдал 21 год жизни.

 

Рабочая комиссия принимает очередной объект гидростанции
(Анатолий Захарович Гришанин – крайний справа)

 

«Кочевой народ» –
энергетики

Биография Анатолия Захаровича – это сама история строительства ГЭС и становления новых Набережных Челнов. Мы, живущие в современном, благоустроенном городе, редко задумываемся, что еще три-четыре десятилетия назад Набережные Челны были районным поселением. И что первый шаг к динамичной и бурной жизни это поселение сделало, когда в1963 году здесь началось возведение Нижнекамской ГЭС. Анатолий Гришанин, за плечами которого уже был опыт строительства Куйбышевской ГЭС, а затем – и Заинской ГРЭС, приехал в Набережные Челны одним из первых, именно в 1963-м. Тогда энергетиков смело можно было назвать «кочевым народом». Сдав в эксплуатацию очередную гидростанцию, они отправлялись строить другую. Неисправимые романтики, энтузиасты, они гордились участием в великих стройках!

Так было и на строительстве Нижнекамской ГЭС. В маленький тогда город с населением всего 25 тысяч человек съехались строители, монтажники, эксплуатационники. Практически с нуля им надо было организовать производственные участки, разместить технику, устроить базу для ее обслуживания, наладить быт. Анатолий Гришанин был готов окунуться в знакомый водоворот большого строительства. Но тут неожиданно молодого энергетика вызвали в Казань, в обком партии, и предложили место председателя исполкома Набережных Челнов. Как ему этого не хотелось, но от партийного задания не отмахнешься. И больше трех лет ему пришлось заниматься тысячами разных дел в городе и на стройке, которая в буквальном смысле росла вширь и глубь.


Живая история

Работа круглыми сутками, в напряженном ритме сказалась на здоровье Анатолия Захаровича, и врачи настоятельно рекомендовали ему сменить род деятельности. В 1967 году нашего героя назначили заместителем главного инженера строящейся Нижнекамской ГЭС. Дел здесь оказалось тоже невпроворот, но это была все-таки знакомая и любимая работа.

Получилось так, что Анатолий Гришанин пришел сюда в самый разгар – когда начиналось возведение основных сооружений гидростанции. Был вырыт котлован, заканчивалась намывка перемычек. Именно в этом году в основание будущей ГЭС был положен первый бетон. В обязанности Анатолия Захаровича входило обеспечение стройки проектно-сметной документацией, вопросы финансирования и приемка выполненных работ. Это была нелегкая ноша. Ритмичная работа сотен строителей в немалой степени зависела от его расторопности.

– Тяжело было пробивать деньги в Минэнерго, – вспоминает Анатолий Гришанин. – Я не «вылезал» из Москвы! Семья меня не видела. Деньги достанешь – надо ехать «пробивать» проектные документы в самарский «Гидропроект». И все надо делать вовремя. Строители напирают, сроки поджимают. А за несвоевременную сдачу объектов гидроузла спрашивали жестко.
Потом пришлось пережить кризис, связанный с началом строительства «КАМАЗа». Все силы, средства, людские ресурсы правительство страны направило на новую ударную стройку. Возведение Нижнекамской ГЭС с 1969 года на ладан дышало, темпы работ замедлились до минимума. Но даже при самых тяжелых условиях сюда постоянно шел бетон, и пульс стройки все же поддерживался. Ситуация изменилась к лучшему только в 1974 году, когда вышло постановление правительства об ускоренном строительстве ГЭС. Работа на стройке вновь закипела.

В 1979 году, когда пустили первый агрегат, Анатолий Гришанин стал замдиректора по капитальному строительству. В 1988 году, когда ушел на пенсию, на ГЭС заработала последняя, 16-я, турбина. Поэтому можно сказать, что этот человек – живая история. Он прошел все этапы строительства и становления ГЭС – а это без малого 25 лет! Это были нелегкие годы, но все трудности были преодолены, и Нижнекамская ГЭС заняла достойное место в элитном ряду гидростанций России.

 

Уникальные кадры начала
строительства Нижнекамской ГЭС

 

ГЭС как дворец

Проект Нижнекамской ГЭС Анатолий Захарович считает очень удачным. Гидростанция интересна и по техническому оснащению, и по внешнему виду. А еще она поражает внутренней отделкой из мрамора и гранита. В здании ГЭС ощущаешь себя, как во дворце культуры! И в этом – большая заслуга Анатолия Гришанина.
Когда рассматривался вопрос о внутренней отделке здания ГЭС, этот энергичный, деятельный человек принципиально был против удешевления отделочных работ. И это несмотря на постоянные призывы быть экономным! По его убеждению, Нижнекамская ГЭС должна быть эстетичной как снаружи, так и внутри.

– Когда нам предложили штукатурить огромные площади внутренних помещений, я категорически отказался, – рассказывает Анатолий Гришанин. – Меня долго убеждали, а потом даже предложили: пиши заявление на увольнение или переходи на штукатурные работы. К счастью, строители были на моей стороне. В конце концов, мы отстояли проект отделки мрамором, и получилась красавица-станция. Заходишь – приятно посмотреть!


Элита стройки

Анатолий Захарович, хотя и на пенсии, связи с ГЭС не теряет. Его, как почетного гостя, приглашают сюда на праздничные мероприятия. Для него это возможность вновь пройтись по цехам, вспомнить былое, встретиться с коллегами.

– Если бы я мог вернуться в прошлое, выбрал бы время строительства. Тогда мне было 35 лет – пик молодости. Это были самые интересные годы! Со мной рядом трудились замечательные люди: директор ГЭС Марат Габбасович Юсупов, главные инженеры Лев Петрович Махов, Виталий Ильич Хохлов. Вообще, гидротехники – это элита, которая имеет громаднейший опыт за плечами. Поэтому наша стройка и была завершена, – заключил Анатолий Гришанин.

Коллектив строящейся дирекции был небольшой, но очень сплоченный: работники охотно подменяли друг друга, трудились в выходные и в праздники. Тепло дружили и со строителями, которые, к слову, когда ГЭС была возведена, как своему соратнику, выдали Анатолию Захаровичу Гришанину удостоверение ветерана стройки.

– Многие люди оставили в моей душе самые теплые воспоминания, – поделился Анатолий Захарович. – Это руководители Камгэсэнергостроя Игорь Ильич, Аркадий Эдинбург, начальник «Гидростроя» Алексей Быкодоров, «Водстроя» Виталий Гладовский. Отличными организаторами проявили себя кураторы стройки, начальники ОКС Александр Грицков, Николай Станиченко, Владимир Акиничев, Михаил Воронов, Ландыш Айсина, Виталий Хохлов, сметчица Римма Гершкулова.

Первопроходцам всегда тяжело. Потому что это люди, которым хватает духа и смелости все начинать с чистого листа. Это вдвойне трудней, когда дело касается покорения водной стихии. Можно подсчитать, какие огромные объемы земли были перелопачены, сколько бетона уложено, чтобы возвести Нижнекамскую ГЭС и заставить Каму служить людям. Но как оценить энтузиазм, круглосуточную работу, предельное напряжение умственных и физических сил? Все это можно объединить только двумя словами – трудовой героизм.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*