ДОТЯНЕТ ЛИ ИСАЕВ ДО ШТИРЛИЦА?

Untitled Document

Прошла первая неделя показа по телеканалу «Россия» многосерийного фильма «Исаев» о молодых годах знаменитого Штирлица. «Новая неделя» обратилась к известным представителям российского кино- и телесообщества с просьбой дать оценку новой работе режиссера Сергея Урсуляка, но многие из них ответили нам, что не смотрят картину. На комментарий о просмотренных сериях телефильма по романам Юлиана Семенова согласились люди, возглавлявшие в 70-х и 80-х годах главные кино- и телевизионные СМИ нашей страны.

 

Сериал «Исаев»: искусство или ремесло?

 

Даль Орлов, киновед, сценарист, в 1978-1986 годах главный редактор журнала «Советский экран»:

– Просмотренные серии меня пока не порадовали. Ожидания, расписанные всеми СМИ, что мы увидим нечто необычайное, просто не оправдались: заявка была на рубль, а получилось на копейку. От Урсуляка после его фильма «Ликвидация» я ждал большего – в той картине больше драйва, художественной детализации, логично построены характеры, а здесь все это на много градусов холоднее.

Режиссеру не удалось главного – захватить нас эмоционально! А ведь Урсуляк – профессионал, что он и доказал в «Ликвидации», но такое ощущение, что «Исаев» делался в спешке, на малые деньги. Кадр картины пустой, напряжения нет, актеры работают очень приблизительно, и такое ощущение, что с первого дубля все шло сразу в дело.

Главный герой мне не понравился, поскольку все время позирует и демонстрирует нам свою неописуемую красоту, однако изнутри он не наполнен, и никакого сравнения с Вячеславом Тихоновым не выдерживает. У Даниила Страхова пустые и якобы лукавые глаза, все время он о чем-то напряженно думает, а когда выясняется, какие вопросы задает и что ему отвечают, то это настолько элементарно, что хочется спросить: а кто же писал этот сценарий?
Замечательный актер Михаил Пореченков, но зачем он все время ходит и над чем-то напряженно думает? Мы ведь имеем дело с искусством, и нам хотелось бы, чтобы кроме взглядов, на экране еще происходило что-то.

Что касается женской составляющей, то кроме абсолютной профессионалки Ксении Раппопорт и Полины Агуреевой, никого выделить не могу. Агуреева – крепкая актриса, но ей по существу здесь так и не дали ничего сыграть. Герои обозначены условно!
По поводу стилистики кадра. Чего-то такого, что характеризовало бы Россию или Эстонию тех времен, не найдено, поэтому режиссер пошел на такой ход: Эстония – в цвете, а Россия – черно-белая. Но точно так же он мог сделать наоборот! Но режиссер почувствовал, что зритель не поймет, где происходит действие, и придумал этот трюк.

О музыке. Взяли музыку Микаэла Таривердиева, но порой закадровый текст вообще невозможно слушать, потому что все время звучит музыка – там, где она нужна, и там, где не нужна. Как правило, если идет напряженное действие, то музыка в кадре таинственная, если лирическая сцена, то музыка лирическая. Но здесь все один к одному, поэтому после отсмотренного начинаешь думать, что это не искусство, а холодное ремесло.

Леонид Кравченко, журналист, в 1985-1989 и в 1990-1991 годах руководитель советского телевидения:

– Пока у меня одна претензия, и она станет явной, когда мы досмотрим фильм – создатели картины отошли от литературного материала, причем в принципиальных оценках. Персонажи Юлиана Семенова несли в себе определенную идеологию, например, преданность стране. Все мы понимали, кто такой Штирлиц: это советский разведчик, который готов на любой подвиг и самопожертвование ради России, а здесь этого нет. Сергей Урсуляк – талантливый режиссер, и актеры подобраны тщательно, игра их также превосходна, но глубоких размышлений я пока не вижу. Вероятно, они будут позже, как и немотивированные поступки с полным перекрашиванием из красных в белые и наоборот, после чего Юлиан Семенов вздрогнул бы и заявил бы протест, потому что у него персонажи четко выписаны. И если снимается фильм по его произведениям, это надо так же четко выдерживать.

Вячеслав Тихонов положительно оценил актера Даниила Страхова, и вообще он очень талантлив. В фильме есть выдающаяся актриса – Ксения Раппопорт. Она не просто играет – она живет на экране! Михаил Пореченков в сериале пока еще остается одесситом, переехавшим из одного фильма в другой – где-то ему удается сыграть человека, верного дореволюционной России, умного и осторожного руководителя подполья, и я убежден, что к концу фильма он сыграет интересно и состоится как образ. Мне не кажется ярким лишь образ шифровальщицы Оленецкой – не та это актриса, и ей лучше играть домохозяек или нянь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*