«ЖЕМЧУЖИНА», ДАЮЩАЯ ГОРОДУ ТЕПЛО

Untitled Document

Свою ТЭЦ челнинские энергетики называют сердцем города. Среди станций энергосистемы Татарстана она занимает особое место. Невозможно представить, что было бы с городом, не будь у нас этого теплоисточника. В год 40-летия начала строительства, как сказано в книге «ТЭЦ. Энергия созидания», жемчужины энергетики в ожерелье Камского узла «Неделя» решила рассказать читателям, как это было.

 

2 июня 1970 года на стройплощадке ТЭЦ поднялась первая колонна главного корпуса

 

ТЭЦ ВАЗа. Применить
для «КАМАЗа»

Решение о начале строительства ТЭЦ «КАМАЗа», электрической мощностью в 820 МВт, было принято 7 октября 1969 года – через два с половиной месяца после распоряжения о возведении комплекса заводов «КАМАЗ». Еще через три месяца для сооружения ТЭЦ на территории промкомзоны «КАМАЗа» было создано специальное строительное подразделение – СМУ-42 КамГЭСэнергостроя, и уже 2 июня 1970 года на стройплощадке станции поднялась первая колонна главного корпуса.

А проектировалась ТЭЦ, по воспоминаниям первого главного инженера ТЭЦ «КАМАЗа» Константина Севастьянова, как одна из самых крупных станций Советского Союза. Она была копией ТЭЦ ВАЗа. Так и в соответствующем решении правительства было сказано: построить Камский автозавод и при нем теплоэлектроцентраль. Первые чертежи получили с надписью «ТЭЦ ВАЗа» и с печатью: «Применить для «КАМАЗа».

Началась подготовка базы, заказывали и получали оборудование. Работы было много. И самым главным направлением директор ТЭЦ «КАМАЗа» Лев Островский и главный инженер Константин Севастьянов считали создание коллектива. Было написано несколько статей в центральные газеты, организовано несколько передач. Люди услышали, прочитали и стали писать письма. Тогда человеку был присущ энтузиазм, за счет которого и создавались великие стройки, в том числе и «КАМАЗ». Критерий, который руководители ставили во главу угла, был один – профессионализм. В результате людей подобрали хороших, даже замечательных, работающих не на страх, а на совесть, причем с превеликим удовольствием. Откуда только не стекались в Набережные Челны кадры: из ближних городов Татарии, из далекой Сибири, Урала и Средней Азии!

Поселок вагончиков –
дом энергетиков

Конечно, семьям энергетиков было трудно. Особых гарантий руководство ТЭЦ вновь прибывшим давать не могло. Жилья собственного работники не строили, так что перспективы с квартирами были туманные. Но Лев Островский умудрился добиться приказа, по которому строители КамГЭСа обязаны были ежегодно выделять энергетикам по три тысячи квадратных метров жилья. Приказ подписали, но квартир так и не было. Строителям тоже не хватало жилья. Так что практически все ветераны, весь «золотой фонд» тружеников ТЭЦ прошел через поселок вагончиков, который располагался в двух шагах от строящегося главного корпуса.

В октябре 71-го года здание котельной было уже построено, заканчивался монтаж первого и второго котлов. О готовности их к запуску сразу же сообщили диспетчерам Единой энергетической системы. 5 ноября 1971 года был растоплен котел №1, и в Новый город подали горячую воду на отопление первых двух жилых зданий.

Через месяц и три дня, 8 декабря 1971 года, министр энергетики и электрификации СССР Петр Непорожний подписал приказ о создании действующего предприятия ТЭЦ Камского автозавода, которое после переименовали в Набережночелнинскую ТЭЦ.

Трудности не помеха

В марте 1972 года участок треста «Спецжелезобетонстрой» вывел на пятидесятиметровую отметку высотную дымовую трубу ТЭЦ – будущую главную «примету» челнинской промкомзоны. В этом же году были введены в эксплуатацию еще три котла. Строители и монтажники готовились к 1973 году, главными задачами которого были построить и сдать под монтаж технологического оборудования главный корпус и запустить первый энергоблок.

1973-й для строителей СМУ-42 и монтажников «Гидромонтажа» стал годом, как тогда говорили, наивысшего трудового подъема. Согласно принятым в начале года обязательствам, к 20 марта должны были закончить монтаж сборного железобетона и металлоконструкций главного корпуса ТЭЦ.

Намеченные темпы строительства в принципе выдерживались, хотя реальная жизнь вносила подчас свои коррективы. То на Березовском заводе сборного железобетона перепутали маркировку элемента колонны, и рабочие увидели ошибку, лишь когда подняли наверх «деталюшку» весом в 35 тонн; то пришлось снимать уже установленные металлоконструкции производства Жигулевского завода и самим устранять брак. Путейцы СМУ-42 не успевали с прокладкой железной дороги для кранов. Не было бетона марки 400: из Нижнекамска не довезешь, затвердевает, а челнинские заводы не хотят возиться с такой малостью – 30 кубов в месяц.

Но 7 ноября пуск первого энергоблока все же состоялся. В канун нового 1974 года был запущен уже второй энергоблок. Такого темпа строительства союзная энергетика еще не знала. В1975 году началась подготовка к вводу четвертого турбоагрегата. 10 февраля он был включен в Единую энергосистему. Летом к нему присоединился пятый.

К тому времени на станции уже сложился профессиональный и организованный коллектив, которому были по плечу любые трудности. Очень скоро работникам ТЭЦ пришлось столкнуться с первыми проектными ошибками, которые в 1979 году привели к серьезному испытанию. Но в том же 1979 году началась разработка проекта расширения Набережночелнинской ТЭЦ, который завершился в 1993 году после ввода в эксплуатацию котлов №№ 11, 12, 13 и 14 и турбин №10 и №11. Установленная электрическая мощность ТЭЦ достигла 1180 МВт, тепловая – 4092 Гкл в час.

Сегодня мощность ТЭЦ составляет 750 МВт. И этого хватает, чтобы обеспечить 500-тысячный город электрической и тепловой энергией в достаточном количестве и даже с избытком.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*