ПОЧЕМУ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮБЯТ СКАЗКИ?

Untitled Document

Впервые за много лет на широкие экраны страны вышел фильм-сказка. Картина «Книга мастеров» вызвала самые разные мнения, но при этом то и дело упоминались творения мастера сказочного жанра советского времени Александра Роу. В эти дни 40 лет назад его съемочная группа заканчивала работу над фильмом «Варвара-краса, длинная коса». Вспомнить знаменитого режиссера, эту любимую многими картину и поговорить о том, какое будущее ждет жанр киносказки, «Новая неделя» решила с актером Сергеем Николаевым, исполнителем роли «упитанного, но невоспитанного» царского сына Андрея.

 

 

Из грузчиков –
в актеры

– Сергей Сергеевич, что нужно сделать, чтобы жанр фильма-сказки был возрожден и стал таким же заметным явлением в наших кинотеатрах, как и в прежние годы?

– Все зависит от режиссера. Александру Артуровичу Роу было относительно легко их снимать, потому что он владел этим жанром, а если ты им не владеешь, то и сказки получаются неудачные. Я снимался у пятерых сказочников – Роу, Юзовского, Васильева, Рыцарева и Николаевского, но только Роу знал, что он делает, поэтому его сказки и любят.

– Почему у Роу получились действительно фильмы на века?

– Он был мастером, и главный его принцип – сказка должна быть интересна и детям, и взрослым. И сегодня взрослые, которые смотрели сказки в детстве, с удовольствием смотрят их со своими детьми. Кстати, Милляр, с которым я дружил, вообще считал, что сказка создается для взрослых, чтобы именно они умнели!

– А как вы попали в фильм Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса»? Это правда, что на момент вашего знакомства вы окончили экономический факультет ВГИКа, а потом стали грузчиком на студии имени Горького?

– Нет, грузчиком я трудился изначально, а после ВГИКА поехал работать вожатым в пионерлагерь, где главной пионервожатой была ассистентка Александра Артуровича Надежда Сорокоумова. Роу приехал к нам с премьерой своей сказки «Огонь, вода и медные трубы», и Надя обратила внимание режиссера на меня, сказав, что я «молодой и симпатичный». И когда Роу приступил к съемкам сказки «Варвара-краса», он спросил про меня. Когда узнали, что я здесь, при студии, на роль Андрея-царевича взяли меня, выбрав из четырех профессионалов, один из которых был сыном Бориса Андреева, и одного непрофессионала.

На полтора часа
становятся детьми
– По нашей традиции, Сергей Сергеевич, ваши пожелания читателям «Новой недели» и всем, кто знает и любит вас.
– За последнее время я был на 11 фестивалях – в Перми, Туле, Благовещенске, Геленджике, и везде зал был полный. А когда показывают «Варвару», то я говорю: «Ребята! Наверное, родители думают, что это они вас привели на сказку. На самом деле с большим удовольствием они пришли сами, потому что когда идет сказка, они вспоминают самые замечательные годы – годы своего детства. И на полтора часа становятся детьми!»
Большое спасибо зрителям за то, что они любят и помнят сказки. Я бы посоветовал всем чаще вспоминать сказки, потому что от них на душе становится теплее, веселее и радостнее. И конечно, хотелось бы, чтобы в сегодняшней жизненной ситуации люди не теряли оптимизма, чтобы рядом были люди, которые заботятся о них, и наоборот!

 

Звездный состав

– Во время съемок сильно волновались?

– Конечно, потому что оказался на площадке с Милляром, Пуговкиным, другими известными актерами. Тот же Леша Катышев (исполнитель роли рыбацкого сына Андрея в «Варваре-красе» – С.К.) до этого уже снимался у Роу. Жаль, что жизнь его сложилась совсем не так, как хотелось бы нам и, конечно, ему.

– Вы с ним общались после выхода картины?

– Да, и последний раз это было на 75-летии Михаила Пуговкина. Леша снялся в «Медных трубах», но в жизни эти «медные трубы» не прошел.

– Говорят, он хотел поступить во ВГИК, но Александр Роу порекомендовал ему дождаться набора на курс к Сергею Герасимову. Это так?

– Леша к тому времени не окончил даже десятилетку, поэтому у него было больше желания говорить о ВГИКе, нежели осуществлять это на самом деле. Начинал он микрофонщиком (это человек, держащий на киносъемках микрофон – С.К.) на Ялтинской киностудии, где его приметила художница Роу – как и у меня, это была случайность. У Леши была семья, три дочери, но семья распалась из-за его проблем с алкоголем. Кстати, Катышев должен был сниматься у Роу и в «Финисте – ясном соколе», но увы, Александра Артуровича к тому времени не стало, а новый режиссер Васильев взял другого артиста.

– А как идут дела у исполнительницы роли Варвары Татьяны Клюевой?

– Она не снимается, но мы тоже с ней все эти годы дружим. Татьяна живет в Севастополе, а ее сын – мой крестник! Я знал ее сестер, братьев, знаю маму, которая живет в Жуковском.

 

Тянул пирата
из болота

– Не многим известно, что почти 20 лет вы руководили актерским отделом на студии имени Горького. Как относилось большинство актеров к съемкам в сказках?

– О сказочном кино, между прочим, мечтали все! А те, кто уже отснялся, думали, как бы еще сняться.

– Возвращаясь к «Варваре-красе», вы довольны были своим дебютом?

– Да, мы вроде бы все достаточно естественно сыграли, хотя, думаю, в двух сценах я все-таки немного недотянул. Ну и нами руководил мастер – Александр Артурович: конечно, он не сидел с нами, репетируя днями и ночами, но с нами предварительно работал актер Лев Потемкин. Все было легко, на мажорной ноте!


– Вы вспоминали, что одной из сложных сцен была связана с болотом.

Сергей Николаев: «Сказка создается
для взрослых, чтобы они умнели!»

– Она была не самой приятной! Это был заброшенный пруд, заросший тиной, спускаться в него в костюме было не очень приятно – мне-то, как молодому, было проще, а пиратам, людям в возрасте, сложновато. Аркадий Цинман (Абаж в «Королевстве кривых зеркал» – С.К.), один из пиратов, был очень грузный, и в одной из сцен, когда пираты должны были быстро появиться из болота, для него оказалось трудно встать из пруда. И, подав ему руку, я фактически спас его. После этого он всем говорил, что я его спаситель, хотя до этого я ему почему-то не нравился.

 

– Не грустно от того, что новых российских фильмов-сказок нет, а дети видят на экранах каких-то чудищ из зарубежного кино и мультфильмов?

– Грустно. Мне кажется уже сложновато с тем, чтобы появился какой-то «сказочный» режиссер, к тому же сказки – это большие деньги: в 60-е такие фильмы стоили дороже, чем обычные картины – отдельные костюмы, новые декорации и так далее. Но «стрелялки» и мультипликационные уродцы портят детей! В тех же компьютерных эффектах нет живости!

В те годы эффекты были примитивными, зато их делали мастера, которые до сих пор живы – художники Акимов, Клопатов-ский, и, знаете, их творения – это как эксклюзив. Вспомните пещеру в «Варваре-красе», по которой мы с Лешкой бегали, мостик, чудищ – это настолько нарисовано профессионально и живо, что у зрителей не возникает ощущения комбинированных съемок.

– Планируете ли пойти на «Книгу мастеров»?

– Нет, поскольку слышал много негативных отзывов.

– А что, как человеку кино, вам интересно в данный момент?

– У меня интерес к старому кино, и многие фильмы, которые на студии Горького считались средними, сейчас являются шедеврами. А на телевидении с удовольствием смотрел «Идиота», «Ликвидацию», фильмы Говорухина.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*