На минувшей неделе Первый канал изменил сетку вечернего будничного вещания, «укрепив» немалую криминальную составляющую прайм-тайма – к «Федеральному судье», детективному сериалу «След» и ужасам российского быта программы «Пусть говорят» добавился документальный сериал «Криминальные хроники». О том, почему телевизионное руководство тяготеет к криминальной тематике, «Новая неделя» поинтересовалась у известного специалиста в области российского ТВ – заведующей кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Анны Качкаевой. |
|
– Анна Григорьевна, лидером по криминальным телепередачам считался канал НТВ. Но с недавнего времени тенденция к наполнению эфира программами такого толка стала заметна и на главном канале страны, что, конечно, вызывает недоумение. Почему происходит сползание в темы, связанные с криминалом? – На самом деле никакой тенденции нет – это уже установившийся факт. Началось это не вчера и не позавчера, а тогда, когда коммерция стала активно проникать на телевидение. И тенденции этой уже лет десять – именно тогда в эфире всех каналов появились всяческие «ЧП» с «Дежурными частями», «Дорожными патрулями» и так далее. Правда, изначально это были программы скорее информационного характера, где испытывалась тактика с вопросом «Насколько зритель сможет пережить трупы и прочее шокирующие кадры?». Другое дело – тенденция, когда все эти программы в середине 2000-х встали в сетку всех национальных каналов. Этому есть два объяснения: очень активно со СМИ начали работать правоохранительные органы как на уровне заказов, то есть мы вам материал, а вы нас допускаете в эфир и мы тем самым промоутируем собственную деятельность. С другой стороны, телевизионщики увидели нишу: когда сокращается журналистика расследовательская, информационно-политическая, то такого типа эрзац всегда вызывает неподдельный интерес у зрителя, потому что дает ощущение, что не с тобой все это случилось. Во-вторых, дает ощущение человеческой эмоциональной реакции на это все, в-третьих, оставляет ощущение, что этими обстоятельствами правоохранительные органы как-то занимаются. На каналах появилась целая линейка, целые департаменты, и канал НТВ после Гусинского и Йордана в этом плане был большим проводником – там была создана целая редакция правого вещания. Но там не обсуждалось, как бороться с преступностью, коррупцией и что делать с безобразием в правоохранительных органах, а показывалась с реконструкцией и детализацией вся низменная человеческая природа. Еще один момент – в этих программах стали появляться рубрики, отчасти полезные для общества – «расскажите, и мы попробуем вам помочь», «помоги милиции разыскать преступника». Кстати, статистика показывает, что это иногда помогает, как и то, что когда человек пропадает, телевизор в этом плане очень эффективен. Но социальная функция этих программ оказалась менее заметной в России, чем во многих западных странах, которые тоже делают такие программы и сотрудничают с полицией, особенно если это связано с розыском детей. У нас все это выросло в шоковую жесткую историю, которая вроде бы вызывает нарекания общественности и критиков, но тем не менее оставляет за этими программами очень большой рейтинг. А пресловутая скандальность программ уже воспитала целое поколение зрителей. |
– Значит, большинству зрителей, как ни прискорбно, криминальная тематика очень даже по нраву? – Это вы можете судить даже по собственному региону: новости популярной телекомпании «Эфир» по рейтингу перекрываются их же криминальными выпусками – в них реклама даже лучше продается. Конечно, это связано с интересом к низменным человеческим страстям: страх, секс и насилие всегда будоражат, и на этом всегда легко играть любой таблоидной журналистике. – Но есть же полезные для зрителей передачи – «Участок», например, достаточно интересно сделана программа «Следствие вели» на НТВ… – Я говорила только о тех, которые производятся совместно с правоохранительными органами. А «Участок» и «Следствие вели» – это как раз нормальные журналистские программы! Никто же не говорит, что эта тема должна куда-то уйти: естественный интерес к детективу, интриге, к экстремальным ситуациям, борьбе добра со злом – это нормально, иначе бы просто не было сюжетности и драматургии! – Еще есть «Специальный корреспондент» на канале «Россия». – Это – другая область, это специальный репортаж и все-таки журналистика. С большей или с меньшей степенью можно спорить о том, каково ее качество. Соболев, к примеру, блестящий журналист, а к Мамонтову у меня вопросы, но это другой жанр и другой разговор о жизни. – И все-таки почему сетка будничного вещания Первого канала, содержание которого идет во многом за счет нас, налогоплательщиков, облачилась в криминальные одежды? – Это погоня за легким рейтингом! – Первому каналу стали наступать на пятки конкуренты? Тот же НТВ? – Никто ему не наступает! Для Первого это попытка обновить собственную аудиторию. Зрители канала – стареющие женщины-домохозяйки, и все новые программы – от «Прожекторперисхилтон» до «Мультличности» – это попытка заговорить с той аудиторией, которую удачно прикормило НТВ за последние годы, то есть ту, которая любит жесткое развлечение и эту всю криминальщину. Другое дело – ужасно, когда все это на всех каналах и не пытаться при этом найти иные способы для привлечения аудитории. Поэтому я и говорю об ответственности перед зрителем, но коммерческие руководители ТВ в этом случае отвечают довольно презрительно: «Это телевидение не для вас, а для масс!». – В чем же причина нежелания создавать новые телепроекты? – Это дорого! Все «некриминальное» требует разработки форматов, креативных людей, новых лиц, неочевидного успеха, а любое коммерческое телевидение гонится за тем, что выстреливает, что удобно смотреть. Поэтому содержание всех каналов столь унифицировано, и это касается не только криминальных программ. Все телеканалы бегают меж трех сосен – развлечения, сериалы, криминал. – Должно ли телевидение, в первую очередь главные каналы, измениться в ближайшие два-три года? – Все говорят, что нужно разговаривать со сложным зрителем, что нужна актуальная аудитория, что это телевидение себя исчерпало и нужно думать о чем-то другом. И якобы неслучайно слоган Первого канала звучит как «Пора свежего телевидения», но по сути-то пока ничего не происходит. Может, это предощущение перемен, которые все равно должны случиться, потому что независимо от политической, социальной и прочей ситуации время этого телевидения и людей, которые его делают, исчерпано. Думаю, что смена поколений и телевизионных настроений является неизбежным – это связано и со сменой поколения в стране, которое выросло на другом ТВ и не помнит советской практики, и с политической перспективой, потому что если не будет искренности и свободы, то форточка не откроется. – Вы согласны, что какая страна, такое и телевидение? – Безусловно. Оно не может быть лучше ни страны, ни общества, в котором работает. Оно, безусловно, зеркало, и отражение может нравиться или не нравиться, но иногда оно способствует тому, чтобы меняться. |