ДОЛГАЯ ДОРОГА В ТУРЦИЮ,ИЛИ ПОХОЖДЕНИЯ ЧЕЛНИНСКОГО АВТОСТОПЩИКА

Untitled Document

Автостоп – удел романтиков и людей, которые любят риск. В прошлом номере «Новой недели» мы познакомили вас, уважаемые читатели, с Салаватом Наджми, который совершил путешествие в Турцию автостопом, потратив на дорогу до солнечного черноморского побережья всего 47 долларов. Конечно, этого человека сложно назвать авантюристом, но сама идея показалась нам необычной. Итак, мы публикуем вторую часть его «путевых заметок».

 

Трабзон – знаменитый город-порт
на берегу Черного моря

 

Автостопщик, берегись волков!

Наверняка многих читателей интересуют вопросы: что ел? где ночевал? Скажу сразу: в придорожных кафе я ничего не брал, заранее зная, что там все очень дорого (собственно, не ошибся), поэтому старался запасаться провиантом в магазинах внутри города. Спал в спальном мешке под открытым небом. Отходил подальше от трассы и населенных пунктов. Кстати, некоторые автостопщики советовали: если ночуешь в лесу, не помешает устроить вокруг себя частокол, чтобы избежать нападения волков. Но эти хищники не кидаются на людей без основания (опасаться надо диких собак!), и устраивать вокруг себя «баррикады», к счастью, не пришлось.

 

ПО СЛЕДАМ «БРИЛЛИАНТОВОЙ РУКИ»
Кстати, когда на обратном пути в Набережные Челны я побывал в Баку, то посетил культовое место, где снимались кадры из кинофильма «Бриллиантовая рука». Видел все лабиринты, по которым блуждал Андрей Миронов, и ту знаменитую дверь, где стояла девушка легкого поведения. Как оказалось, это древняя часть Баку, которую удалось сохранить в первозданном виде. В Баку имеется огромная улица магазинов, похожая на московский Арбат. Это рай для любителей шопинга. Улицы очень ухоженные, есть довольно дешевые рестораны.

Белое пятно турецкой карты

Северное побережье Турции, куда я держал путь, – это белое пятно на карте страны. Россияне предпочитают ездить на средиземноморские пляжи, поэтому о нем мало что знают. Ризе не воспринимают как курортный город, хотя и здесь есть красивые и интересные места. Меня, например, впечатлила мечеть Ислам-паши, которая была построена в 1570 году и отреставрирована в 1989-м.

Есть также ряд замков и еще несколько мечетей, но я не стал их смотреть, спешил в Трабзон.

Этот город – морские ворота в Турцию. Туда из Сочи и Новороссийска ходит паром. То есть попасть за границу не составляет большого труда, главное – иметь загранпаспорт. Когда я встретил россиян в Трабзоне и сообщил, что приехал автостопом, они очень удивились. Наши соотечественники, надо сказать, здесь нередкие гости (неслучайно именно в Трабзоне находится второе российское консульство!). Особо посещаемым этот город стал во времена челночного бума в 90-е. Да и сейчас многие торговцы едут из России в другие турецкие города через Трабзон. Кстати, цена билета на паром колеблется от 60 до 90 долларов.

Трабзон – это бывший греческий Трапезунд. Одно время он был даже центром греческой культуры. Однако любителей старины современный город может разочаровать. Из исторических памятников остались только древние мечети, церкви и соборы, но и они разбросаны по разным местам. В целом город красив и ухожен: аккуратные многоэтажки и множество зеленых зон радуют глаз. Выделяются архитектурными изысками на фоне других строений лицеи для мальчиков и девочек. Отдельно надо сказать о пляжах. Конечно, в целом они уступают анталийским, но ведь Анталья сейчас – это турецкая фабрика развлечений, причем не самая дешевая. Трабзон же – весьма выгодная альтернатива.

 

Именно на этой улице Андрей Миронов
говорил о моральном облике русского туриста

 

Город
серебряных шахт

После посещения Трабзона я поднялся в Понтийские горы. Они сплошь покрыты сосновыми и еловыми лесами. Водитель, с которым я ехал, сказал, что здесь где-то есть высокогорное озеро, но до него мне так и не довелось добраться. Зато я побывал в городе Гюмюшхане. В переводе на русский это название звучит как «серебряный город». Там действительно сохранились серебряные рудники, и местами земля в горах изрыта – значит, драгоценный металл еще добывается.

Серебро в лавках города можно увидеть в изобилии: различные блюдца, чайнички, статуэтки – все эти предметы повседневной роскоши продаются в каждой лавке. Чаще, конечно, встречается посуда. Стоит она, конечно, недешево, но люди, которые могут себе это позволить, с удовольствием приобретают сувениры.
Спустившись с гор, я вернулся в Трабзон, а оттуда отправился в город Йомра, где совершенно неожиданно попал на вечернюю трапезу в Рамазан. Вот как это получилось. Я разглядывал мечеть, когда меня окликнул мужчина. Он поинтересовался, кто я, откуда и куда держу путь, и пригласил разделить с ним праздничный ужин. Позже выяснилось, что он владелец плантаций фундука. Туда-то мы и отправились.

…За большим столом собралось много народу, в том числе муфтий Йомры. Меня тепло приняли. Кстати, основной язык, который я использовал по пути из Дагестана в Турцию, а также в самой стране, был татарский. Турецкий во многом похож на мой родной язык, но некоторые отличия есть. Поэтому языковой барьер все же чувствовался. Но турки – народ гостеприимный. После праздничного ужина меня снова увезли на то же место, откуда и забрали. Из Йомры я поехал снова в Ризе, а оттуда двинулся в обратный путь.

Также посчастливилось мне погостить на табасаранской свадьбе в Дагестане. Табасараны – это южно-дагестанский народ. Их язык занимает второе место по сложности в мире, в нем 46 падежей! Попал я на этот праздник тоже совершенно случайно: зашел в придорожное кафе спросить дорогу, как меня тут же пригласили к столу (как выяснилось, здесь любой может пригласить кого-нибудь на свадьбу). Конечно, я попал в самый разгар торжества, когда жених и невеста уже удалились, но гости еще продолжали праздновать. Меня тепло приняли, но долго я засиживаться не стал – впереди была дорога в Дербент. Там меня ждали друзья.

Рыбалка объединяет

На обратном пути я задержался в прекрасном городе Астрахани. Прошел по известному рынку «Татар-базар» – этот район исторически заселяли татары. Одна из достопримечательностей Астрахани – Белая мечеть, построенная в 1810 году. Интересно, что к 450-летнему юбилею города на реконструкцию храма выделил средства президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Вторая астраханская мечеть – Черная, возведенная шестью годами позднее – в 1816-м. Также видел армянскую церковь, но внутрь я не попал, она была закрыта.

Кстати, в Астрахань люди ездят рыбачить. Если в большинстве семей рыбалка часто служит поводом для конфликтов между мужьями и женами, то здесь, напротив, многие пары ездят удить рыбу вместе! Когда я ехал в Астрахань, меня довезла до города одна супружеская чета. Как выяснилось, они и грибы ездили собирать, и рыбачить заодно! А когда я уже двинулся в сторону Волгограда, в поселке Цаган Аман (Калмыкия) встретил фотографа, который приехал из Москвы (!) в Астрахань – для чего бы вы думали? – тоже на рыбалку! Вот такой популярностью пользуются астраханские рыбные места. Всем, кто увлекается рыбалкой, рекомендую!

После двух месяцев стран-ствия Салават Наджми вернулся в родные Набережные Челны. В планах у него еще одна поездка – все в ту же Турцию. Нужно только денег немного накопить на визы. А добираться будет автостопом.

 
 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*