ГОРОД НА ГРАНИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗРЫВА?

Untitled Document

На днях информагентство «Regnum» опубликовало интервью с руководителем Казанского Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР) Александром Салагаевым, целиком посвященное Набережным Челнам – городу, по которому больнее всего ударил кризис. Верить в прогнозы доктора социологических наук не хочется (потому что страшно!), но очень уж убедительно они выглядят на фоне общего портрета Челнов и челнинцев, приведенного профессором. Все-таки, что ни говори, цифры – вещь объективная…

 

 

Город маргиналов

– Александр Леонидович, как давно вы наблюдаете за положением в Набережных Челнах?

– Мы регулярно отслеживаем ситуацию. Первое исследование по «КАМАЗу» у меня было еще в 1975 году. В городе, где начинали строить будущий автогигант, в 1969-м проживало всего 36 тысяч человек. В первые годы работать на завод ехали квалифицированные специалисты из Горького, Куйбышева, Тольятти, Свердловска. Кроме того, по комсомольскому призыву туда набиралась молодежь со всего Союза.

Однако впоследствии первая волна рабочих и инженеров схлынула: кто-то вернулся к себе на автозаводы в Тольятти и Горький, кто-то уехал, потому что просто не понравились условия, отсутствие развитой инфраструктуры. Освободившиеся места стали занимать местные кадры – в основном выходцы из татарских деревень и республиканской глубинки. Люди из окрестных населенных пунктов перебирались в город, где условия жизни были лучше, а за работу платили больше. Там открывались новые горизонты – можно было получить квалификацию, пойти учиться. Тогда вокруг Набережных Челнов опустели целые села.

Таким образом, первую волну горожан сменила вторая волна мигрантов, которые в социологии называются маргиналами. Именно они в начале 1990-х сделали Челны маргинальным городом, о котором стали говорить по всей республике. Здесь были самые дерзкие преступные группировки, наиболее радикальные проявления татарского национализма, религиозного экстремизма, процветали клановость и коррупция.

 

Без руля
и без ветрил

– В чем причина этого явления?

 

– Сам город не имеет выраженной культурной прослойки и традиционных моральных устоев. Там четко представлены только элементы государственности: «Здесь вы работаете, а здесь вы живете». Подобная жесткая функциональность не обеспечивала общего развития: в Набережных Челнах до сих пор мало театров и других институтов культуры, зато много увеселительных заведений, удовлетворяющих запросы малообразованных слоев общества. Это не способствует развитию культуры, зато дает выход энергии.

Кроме того, мигранты во втором поколении – самая взрывоопасная группа. Яркий пример – Франция, где выходцы из Туниса, Алжира и Марокко сейчас периодически устраивают беспорядки, громя магазины и поджигая машины. В Казани тоже известны события, которые связаны с этой социальной группой – громкое дело банды «Теплоконтроль» («Тяп-ляп») показало, что большинство участников этой ОПГ были выходцами из сел во втором поколении. Сельскую культуру своих родителей они частично растеряли, а к городской не приобщились, отчего воспринимали городскую среду враждебно. Такие люди «без руля и ветрил» очень подвержены экстремистским влияниям, легко идут на социальный протест. И в Набережных Челнах эта группа довольно велика.

– Как можно сейчас охарактеризовать ситуацию?

– В ноябре 2009 года мы проводили исследование по программе РГНФ «Социокультурный портрет региона». Мы исследовали республику в целом, но Набережные Челны взяли отдельно, так как это второй по величине город в республике. Из общей выборки (1500 респондентов) 300 приходится на Челны и 500 – на Казань. По большинству показателей оценки челнинцев оказались наиболее пессимистичными. Даже оценки сельчан выглядят лучше.

Вот наиболее характерные позиции, по которым ответы жителей Набережных Челнов заметно отличаются. «Считаете ли вы кризис серьезным?» – ответили «да» в Казани 25%, в Челнах – 34,5%, а 10% в социологии – это значимое различие… Другой вопрос: «Будет ли кризис усиливаться?» В селах – 15%, в Казани – 13,5%, в Набережных Челнах – почти 43%. «Затронул ли кризис Татарстан сильнее, чем другие регионы?» – только 24,5% казанцев согласны с этим тезисом, а в Челнах так думают 56,6%. В то же время в других малых и средних городах республики так считают всего около 25%.

На 4 тысячи прожить невозможно

– Это связано с сокращениями на «КАМАЗе» или причина в чем-то другом?

– В городе большинство предприятий и структур пострадали из-за проблем «КАМАЗа». Вот некоторые показатели в сравнении с Казанью. Перевод на неполную рабочую неделю: в Набережных Челнах – 38%, в Казани – 8%. Вынужденный отпуск – 35% и 6% соответственно. Обычные увольнения – 26,5% и 3,5%. Принудительные увольнения «по собственному желанию» – 29% и 2%. Сфера торговли, услуг и даже здравоохранение оказались без платежеспособных потребителей.

Если на «КАМАЗе» останавливается конвейер и рабочим урезают зарплату, это сразу сказывается на социально-экономическом климате. Если один из членов семьи теряет работу, то это сразу сказывается на общем бюджете. А в Набережных Челнах есть семьи, где работы лишились сразу несколько человек. Поэтому, например, на вопрос «Что привело к экономическому кризису в России?» 58% в Челнах ответили «непродуманная политика руководства». В Казани этот показатель составляет 49%.

Еще один вопрос – «Способствует ли деятельность руководства республики преодолению кризиса в регионе?» Только 19,8% в Челнах считают, что да, в Казани же в этом уверены 39,7%. И это понятно, поскольку ситуация в Набережных Челнах продолжает оставаться тяжелой. Разве можно, например, считать эффективной поддержкой создание рабочих мест в виде общественных работ за федеральные деньги? Средняя зарплата там – чуть больше 4 тысяч. На эти деньги сегодня прожить невозможно.

– Вы считаете, что средства используются неэффективно?

– Я был удивлен, когда узнал, что большая часть федеральных средств направляется там на оплату общественных работ. Мне казалось, что они должны идти на поддержку бизнеса или создание рабочих мест в сфере услуг, на получение новых специальностей, на поддержку фермерства, в конце концов. Но в республике решили, что массовый вывод челнинцев на общественные работы – быстрый путь к успеху, поскольку дает хорошие показатели в отчетах. К тому же он не требует особых усилий.

 

Кризис идей

– Только что мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков представил комплексный план инвестиционного развития своего города по федеральной программе поддержки моногородов. Насколько реально улучшение ситуации в случае выделения денег под эту программу?

 

– В городе большинство предприятий и структур пострадали из-за проблем «КАМАЗа». Вот некоторые показатели в сравнении с Казанью. Перевод на неполную рабочую неделю: в Набережных Челнах – 38%, в Казани – 8%. Вынужденный отпуск – 35% и 6% соответственно. Обычные увольнения – 26,5% и 3,5%. Принудительные увольнения «по собственному желанию» – 29% и 2%. Сфера торговли, услуг и даже здравоохранение оказались без платежеспособных потребителей.
Если на «КАМАЗе» останавливается конвейер и рабочим урезают зарплату, это сразу сказывается на социально-экономическом климате. Если один из членов семьи теряет работу, то это сразу сказывается на общем бюджете. А в Набережных Челнах есть семьи, где работы лишились сразу несколько человек.

«Если на «КАМАЗе» останавливается конвейер
и рабочим урезают зарплату, это сразу сказывается
на социально-экономическом климате»

 

Поэтому, например, на вопрос «Что привело к экономическому кризису в России?» 58% в Челнах ответили «непродуманная политика руководства». В Казани этот показатель составляет 49%.

Еще один вопрос – «Способствует ли деятельность руководства республики преодолению кризиса в регионе?» Только 19,8% в Челнах считают, что да, в Казани же в этом уверены 39,7%. И это понятно, поскольку ситуация в Набережных Челнах продолжает оставаться тяжелой. Разве можно, например, считать эффективной поддержкой создание рабочих мест в виде общественных работ за федеральные деньги? Средняя зарплата там – чуть больше 4 тысяч. На эти деньги сегодня прожить невозможно.

– Вы считаете, что средства используются неэффективно?

– Я был удивлен, когда узнал, что большая часть федеральных средств направляется там на оплату общественных работ. Мне казалось, что они должны идти на поддержку бизнеса или создание рабочих мест в сфере услуг, на получение новых специальностей, на поддержку фермерства, в конце концов. Но в республике решили, что массовый вывод челнинцев на общественные работы – быстрый путь к успеху, поскольку дает хорошие показатели в отчетах. К тому же он не требует особых усилий.

 

Кризис идей

– Только что мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков представил комплексный план инвестиционного развития своего города по федеральной программе поддержки моногородов. Насколько реально улучшение ситуации в случае выделения денег под эту программу?

– Поскольку сам я эту программу не видел, то мне трудно оценить. Но если процесс будет идти в том же направлении, что и сейчас, «пришли деньги – быстро освоили – отчитались», то надеяться на улучшение ситуации сложно. Нужны структурные изменения, а если все это останется на уровне организации уборки дворов и по-краски подъездов, то ничего не изменится. Точнее, изменится в худшую сторону.

В республике есть целый ряд областей, в которых мы имеем очень слабые позиции. Например, по перевозкам и логистике. Около 80% грузоперевозок в Татарстане осуществляются «чужими» компаниями из других регионов. Если бы хотя бы одно из предприятий «КАМАЗа» озаботилось созданием системы грузоперевозок, то и Набережные Челны, и республика получили бы рабочие места, а также хорошую прибыль в бюджет в виде налогов. Можно было бы также занять людей на строительстве терминалов, центров логистики.

В любом случае можно было бы найти какие-то ниши, если задаться такой целью. В случае же с Набережными Челнами и большим промышленным потенциалом этого города наблюдается явный кризис идей. А выделяемые деньги осваиваются самыми примитивными и «традиционными» способами.

Достаточно
одной искры…

– Если в ближайшее время, с точки зрения государственной политики, не будет принято действенных мер, то как будет развиваться ситуация?

– Думаю, что нужен небольшой повод для того, чтобы начались открытые выступления.

– Это будут межэтнические столкновения?

– Нет, не думаю. Поскольку основное напряжение связано с недовольством властями, может начать кто угодно. Достаточно одной искры, а потом присоединятся остальные, как это всегда бывает. Возможны разные сценарии, тот же социально-классовый конфликт. Скоро люди получат новые счета-фактуры по оплате жилья и коммунальных услуг, где цифры будут намного выше прошлогодних…

Потом, в октябре должны пройти выборы в городской парламент Набережных Челнов, а результаты выборов у нас традиционно «согласовывают» с разнарядкой «сверху». Это может послужить поводом. Если будут подтасовки, то какие-то партии могут выступить, а их поддержат. В Челнах желающих поддержать найдется много – об этом говорят наши исследования. Там сейчас самый высокий протестный потенциал в Татарстане – каждый четвертый готов участвовать в акциях протеста. В Казани пока меньше – примерно каждый пятый. Но кто знает, что случится, если в 500-тысячном городе четверть жителей выйдет на улицы?

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

5 Комментария

  1. Отличная статья, с правильными выводами и прогнозами. Я так думаю, если начнётся "заварушка" в городе, желающих поучаствовать в ней будет достаточно.

  2. А я думаю, что желающих почти не будет. Ведь не было же их до сих пор. И на то есть причины. Не рассказанные в статье

  3. почему о статье молчит ИЛЬДАРЧИК-резервист президента РОССИИ. Надеется к этму времени слинять куда нибуть?

  4. В городе очень много пенсионеров ,еще досаточно активного возраста,но они не удовлетворены ни размером пенсий.ни отношением властей к себе-строителям этого города.Казань город большой,а в Челнах все все видят.Видят как живет власть и как простой житель .Видят как издеваются над пенсионерами в общественном танспорте за то,что они ездят по проездным билетам.Загнали всех на общественные работы и строят город европейского формата.Но ведь терпение народа не безгранично и это доказывает история.

  5. Статья замечательная. Молодец, Татьяна. Я уверена заварушки никакой не будет, в этом нет необходимости. Уверена найдется путь выхода из ситуации. Тем более безвыходных ситуации вообще не бывает. Поддерживаю идею по перевозкам.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*