Основной этап сдачи единого государственного экзамена миновал. Об итогах, понятно, говорить еще рано. Поэтому в беседе с заместителем начальника управления образования Набережных Челнов Лидией Золотаревой корреспондент «Новой недели» выяснила, как за последние годы изменилось восприятие учениками и педагогами процедуры ЕГЭ. |
||
|
||
Без труда не сдашь ЕГЭ никогда!
|
||
Мама дрожит, а ребенок сдает! – Лидия Владимировна, школьники и педагоги приняли процедуру единого госэкзамена или только смирились с ней? – Об этом лучше, конечно, у них поинтересоваться. А вообще я считаю, что ученики готовы к сдаче, а учителя – к проведению ЕГЭ. До сих пор не могут принять его только родители челнинских выпускников. Для них такой экзамен – все еще новшество, восприятие которого, как водится, начинается с категоричного «нет». И это несмотря на то, что система ЕГЭ доказала наличие неоспоримых преимуществ. Никто ведь не станет спорить, что выпускник, чьи родители не в состоянии оплатить его образование в вузе, получив хорошие баллы за единый госэкзамен, может поступить в любое высшее учебное заведение на территории России! – Считается, что ЕГЭ определяет уровень знаний, но, как правило, за этот уровень в итоге отвечают учителя… – Я не согласна с этим. За знания отвечают все: и ученик, и учитель, и даже родитель! Это процесс трехсторонний. Когда все три заинтересованные стороны прикладывают максимум стараний, тогда и результат будет отличным. А если какое-нибудь из этих трех колесиков начинает прокручиваться, то, к сожалению, случаются промахи. – Но ведь иногда и троечники получают результаты выше, чем отличники. Какова, на ваш взгляд, вероятность такой «случайной» оценки? – Естественно, и такое бывает. Но надо учитывать, что школьник, как и любой человек, не может быть одинаково силен во всех областях знаний. Существуют, к примеру, явные гуманитарии или математики. И если ученик-троечник по складу ума – чистый математик, а выпускник-отличник – гуманитарий, то может случиться, что первый по баллам за экзамен по математике легко обойдет второго. Но, в общем, процент несовпадения результата ЕГЭ с регулярной оценкой по тому же предмету крайне низкий. – Как я понимаю, результаты единого госэкзамена влияют на отметку в аттестате? – Никоим образом! Прежде всего, потому, что уже на протяжении двух лет баллы ЕГЭ не переводятся в оценочную систему. И наши школы, соответственно, оставили практику перевода баллов в отметки. Параллели между школьной и экзаменационной системами оценок проводят обычно ученики и их родители. Вероятно, им так привычнее. – В прошлом году республика, прямо скажем, хвалилась низкими результатами ЕГЭ, подчеркивая объективность проведения этой процедуры. Как обстоят дела в 2010-м? – Думаю, что и сейчас ЕГЭ проходят и оцениваются довольно объективно. Все-таки по одним предметам результаты школьников сравнительно высокие, а по другим – относительно низкие. На любом экзамене присутствуют представители Минобрнауки РТ, которые, естественно, не позволяют каких-либо «вольностей». – А итоговая аттестация в девятых классах воспринимается так же серьезно? – Пока что девятиклассникам многое позволено. Например, на ЕГЭ они сидят по 30 человек в классе и по двое за партой. И, тем не менее, эти ребята нынче «отличились»: 31% из них не преодолели минимальный порог. Такие ученики пересдавали экзамен в традиционной форме, которая им хорошо знакома. Кстати, с 2011 года экзамены для девятых классов будут проходить в форме малого ЕГЭ не только по русскому языку и математике, но и по остальным предметам, по которым единый госэкзамен сдают их старшие товарищи, одиннадцатиклассники. Участников поделят на группы по 15 человек и посадят за отдельные парты. Так что возможность воспользоваться шпаргалкой будет практически исключена. |
||
|
||
Сколько?! Не верю! – Лидия Владимировна, какие результаты итоговой аттестации 11-х классов уже можно озвучить? – В принципе все, кроме данных по истории, физике, обществознанию и географии. На сегодня 100 баллов по разным предметам получили 18 челнинцев. Есть и те, кто не преодолел минимальный порог. Например, школьную программу по биологии не освоили 3% выпускников, по литературе – 2,2%, по информатике и ИКТ – 2,9%, по немецкому языку – 3,6%, по математике – 4%. Пересдать будет возможно только русский язык и математику, если ученик не преодолел минимальный порог по одному из этих предметов. Надо сказать, что 10 человек не осилили ЕГЭ по двум обязательным предметам, поэтому они пересдать не смогут. – Сегодня я случайно стала свидетельницей того, как недовольные результатами выпускники подавали апелляции. Любопытно, а кто чаще оспаривает оценки? – В основном апелляции подают те, кто получил достаточное количество баллов. Почему-то именно они считают результаты заниженными. Сегодня, например, с претензией пришел молодой человек, который получил за ЕГЭ по математике 95 баллов. А вот те, кто не преодолел порогового значения, обычно не пытаются оспорить свой результат. Дело в том, что такие ребята зачастую во время экзамена не доходят до раздела «C», а апелляцию можно подать только при условии выполнения этой части, так как ее проверяет эксперт, а не компьютер. – И часто ли работу пересматривают в пользу учащегося? – Очень редко, потому что за семь лет качество проверки работ в городе стало достаточно высоким. Наши специалисты регулярно проходят обучение, поэтому их ошибки – это, скорее, исключение. |