Согласитесь, странно, когда вопросы во время беседы задает собеседник, а не журналист. Но Гульсабира Хакимова сразу дала понять: «Если я не познакомлюсь с тобой, разговор не получится». Так же четко она озвучила пожелание по материалу: «Не надо писать обо мне, надо писать о картинной галерее». | ||
|
||
Первый состав сотрудников картинной галереи. В центре – Гульсабира Хакимова
|
||
Казалось бы, лаконичное и понятное пожелание… Только как написать о Набережночелнинской картинной галерее без упоминания о человеке, который руководил этим учреждением культуры 20 лет из 30 возможных?!
Рояли для автомобилистов – В годы строительства «КАМАЗа» в Набережные Челны из разных уголков Советского Союза съезжались как высококлассные специалисты – инженеры и строители, так и простые ребята и девчата. Потому и руководство города осознавало, что в молодой город люди стремятся не только для того, чтобы строить и зарабатывать, но и чтобы развиваться как личности, – начала свой рассказ Гульсабира Махмутовна, в те годы – заместитель председателя исполкома города. – Первый секретарь горкома партии Раис Беляев, председатель горисполкома Ринат Гилязов, секретарь горкома партии по идеологии Лидия Шилова и другие руководители понимали, что Набережные Челны должны встречать молодежь не только рабочими местами, но и возможностями для гармоничной жизни со всеми ее благами. Такие возможности горожанам могли обеспечить, например, учреждения культуры. Однако генплан города не предполагал их строительство. Вот и приходилось прибегать к нестандартным решениям! Например, училище искусств во всех финансовых документах проходило как общежитие, потому что в генплане на этом месте должно было быть общежитие автомобилистов. Доходило до смешного и одновременно подсудного: так, по документам деньги выделяли, к примеру, на покупку 20 роялей (не многовато ли для одного общежития автомобилистов?!). Не без риска задумывалось и создание картинной галереи. Мы делили магазин… Вместе с главным архитектором города Ринатом Насыровым мы нашли возможность использовать магазин обуви, который строился на первом этаже дома 3/01. Центр Набережных Челнов был для работников торговли лакомым кусочком, от которого они не намеревались легко отказываться. И все-таки мы отвоевали эти торговые площади! Проектировать залы галереи помог Музей изобразительных искусств Татарской АССР. Его сотрудники во главе с директором Юрием Петровым подсказали, как следует строить экспозиции, как правильно установить оборудование. Кстати, экспозицию, которой Набережночелнинская картинная галерея в 1980 году встретила первых посетителей, собрали из лучших произведений из запасников Музея изобразительных искусств ТАССР. Челнинцы смогли увидеть работы Ивана Шишкина, Ильи Репина, Василия Перова, Василия Поленова и других выдающихся художников. Первым директором картинной галереи стал Рашид Шаймарданов. При нем началось формирование фондов: многие художники, которые приезжали в Набережные Челны, дарили свои картины местной галерее. |
||
|
||
К нам шли тысячами! – Работа в картинной галерее увлекла меня с первых дней! – продолжила Гульсабира Хакимова, с 1983 года – директор Набережночелнинской картинной галереи. – Причем мы старались не просто показывать картины и рассказывать о них. Задача стояла гораздо шире – нужно было привлечь людей всех возрастов и статусов, начиная от ребят из детских садов и заканчивая рабочей интеллигенцией! Картинная галерея стала центром культурного досуга горожан. Здесь появился Клуб интеллигенции. Учителя, врачи, инженеры и другие достойные люди танцевали полонезы и мазурки в выставочных залах на фоне картин. По примеру Государственного музея А. С. Пушкина в галерее регулярно проводили вечера из цикла «Музыка. Живопись. Поэзия». Сценарии к ним писала Лариса Полякова, музыкальное сопровождение обеспечивала Луиза Климова, а пели Валентина Сильвестрова и Анас Файрушин. На фоне каждой выставки организовывали и поэтические вечера. Такое разнообразие форм привлекло в картинную галерею тысячи людей! Конечно, первые совместные выставки с Музеем изобразительных искусств ТАССР ускорили знакомство челнинцев с шедеврами из фондов крупнейших музеев страны: Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, музеев Востока и Рерихов. Вскоре в галерее узнали о такой форме работы, как выставка одной картины. При поддержке республиканского музея изобразительных искусств привезли из Третьяковской галереи картину Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля». Это была не выставка, а настоящий спектакль, созданный Лялей Зиминой, Гульнур Фадеевой и Ларисой Поляковой. Зрители не просто увидели картину, но и воспринимали ее вместе с музыкой, поэзией и искусством соответствующего времени. В 30 лет все только начинается 90-е годы все поставили с ног на голову: в стране закрывали или уничтожали учреждения культуры, детские сады, библиотеки. К счастью, Набережных Челнов эта волна почти не коснулась. Тем не менее, сложности были. Ощутила их и картинная галерея. В те годы ушли в небытие планы о строительстве отдельного здания картинной галереи. Документы были подписаны, место выбрали рядом со зданием мэрии, начали рыть котлован, на том и закруглились, потому что финансирование проекта остановили, да так и не возобновили. Кроме того, такие гиганты, как Третьяковская галерея, сосредоточились на заграничных, хорошо финансируемых выставках. Слова о строительстве «КАМАЗа» и людях, которым нужно духовное развитие, уже не производили никакого впечатления! Над городом пронеслась весть, что картинную галерею хотят закрыть. Даже приходили желающие осмотреть якобы выставленное на продажу помещение. Больше того, некоторые чувствовали себя хозяевами в залах картинной галереи: не покупали билеты, а заходили, как к себе домой. И все же ее удалось отстоять! Через 30 лет после открытия Набережночелнинская картинная галерея работает на высоком уровне. Ее фонды пополняют произведения современных мастеров. Кроме того, нынешние сотрудники галереи во главе с директором Флюрой Гайнутдиновой значительно повысили роль челнинских художников, становление мастер-ства которых проходило в 1980–90-е годы. Работники галереи успешно поддерживают традиции предыдущих лет и стараются снова повернуть горожан лицом к изобразительному искусству! |