«СТРАШНЕЕ ВСЕГО БЫЛО ЗА НАШИХ РЕБЯТ…»

Пока энергетики искали повреждения на ЛЭП, рядом с ними падали деревья.
 

Толщина льда местами
достигала 70-80 миллиметров
 

Еще месяц назад никто из нас не мог и предположить, что снегопады могут быть такой злой природной стихией. Татарстан, что называется, «накрыло с головой». И если крупные города – такие, как Казань или Набережные Челны – в первые дни декабря просто стояли в пробках, проклиная нерасторопных коммунальщиков и дорожников, то другая часть республики погрузилась в полную тьму… Свет погас в окнах 225 тысяч татарстанцев.

Провода лопались, как струны

Недаром в некоторых районах нашего региона был объявлен режим чрезвычайной ситуации и мобилизованы все силы сетевых предприятий и подрядных организаций республики на ликвидацию последствий непогоды. Что же стало причиной столь массовых отключений?

Нам, обывателям, и неведомо, что заснеженные провода линий электропередач, которые можно было наблюдать в первой декаде декабря по всей республике, – это не только красиво, но и очень опасно. Впрочем, даже в специалистах-технарях Сетевой компании, ежедневно выкладывавших на сайт отчеты о ходе восстановительных работ, порой просыпались настоящие поэты, когда они описывали сложившуюся ситуацию. Вот вам пример.

«В ночь на субботу 4 декабря в ряде районов Республики Татарстан начался ледяной дождь, который замерзал на лету, покрывая прозрачной броней все, что попадалось на его пути. Поля покрылись сосульками, начали с треском падать ветки, верхушки деревьев, опаленные ледяной коркой. Далее деревья под бременем «хрустального» покрова согнулись в дугу и, не выдерживая, начали обламываться, как спички.

Гололедообразование на проводах превысило все мыслимые нормы. Толщина льда местами достигала 70-80 миллиметров. Ситуацию усугубил и сильный ветер со скоростью до 22 м/с, который спровоцировал пляску проводов. Совокупность аномальных природных условий создала значительные весовые нагрузки на все элементы ЛЭП. От такой тяжести провода стали даже не рваться, а лопаться, как струны. Сила, с которой уцелевший провод тянул в свою сторону опору, была настолько большой, что опоры ЛЭП не выдерживали и ломались с той же легкостью, что и деревья в лесопосадках…»

 

 

У нас никогда
такого не было!

Больше всего от непогоды пострадали Чистопольский, Аксубаевский, Нурлатский, Алькеевский, Спасский, Заинский, Актанышский и Мензелинский районы. Несладко пришлось сармановцам и муслюмовцам. Семь из этих районов (это 200 тысяч потребителей) относятся к зоне обслуживания Чистопольских электрических сетей, так что, говоря языком энергетиков, пиковые нагрузки в декабре пришлись на этот отважный коллектив. Именно поэтому несколько дней назад мы побывали на предприятии и убедились: это была настоящая война со стихией.

Директор филиала ОАО «Сетевая компания» Чистопольские электрические сети Александр Наумов, с которым мы знакомы уже не первый год, выглядел осунувшимся и смертельно уставшим. И начал говорить, не дожидаясь вопросов, расстроенно и немного сбивчиво:

– Задала нам природа работы! У нас никогда такого не было. Хорошо, что у наших сетей был определенный запас прочности, созданный за последние 10 лет. Думаю, что только благодаря ему убытки оказались гораздо меньше, чем могли бы быть.

По нашей территории таких обледенений на проводах не наблюдалось. Проектными нормами стенка наледи регламентируется на уровне 1,4 сантиметра, а местами она достигала восьми (!) – чуть ли не шестикратное превышение. Конечно, мы очень сожалеем, что дважды в наших районах случалось почти полное прекращение подачи электроэнергии, что потом было еще несколько частичных, что ушло много времени на восстановление. Но, поверьте, энергетики стремились как можно скорее вернуть все в нормальное русло. Люди работали по 24 часа в сутки, спали буквально во время переездов из пункта А в пункт Б, в мокрой одежде, потому что сушиться было просто-напросто негде и некогда…

Огромную помощь оказали и соседние предприятия «Сетевой компании», подрядные организации, местные органы власти: нам выделяли людей и технику, они убирали поваленные деревья, опоры, очищали ото льда. Благодаря слаженной работе мы в кратчайшие сроки справились с бедой… Точнее, справимся, – тут же поправил себя Александр Анатольевич. – Она до конца еще не миновала.

 

ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА
– В этом году в производ-ственной жизни Чистопольских электрических сетей было еще одно значимое событие: вы запустили новую подстанцию «Нурлат-новая»…
– Это новая подстанция с современным оборудованием, которое было смонтировано в рекордно короткие сроки. Строительство началось в марте, а в августе мы уже дали напряжение, и потребители стали получать электроэнергию через новую подстанцию. Потом велись пуско-наладочные работы по горячей схеме. Сейчас подстанция полностью функционирует, и все потребители Нурлата и района «запитаны» через нее.
– Что это дало Нурлату?
– Во-первых, большой запас мощности для дальнейшего развития на несколько лет вперед. Мощности подстанции не хватит только на очень уж крупное производство. Во-вторых, значительно улучшилось качество напряжения. Я считаю, что благодаря именно этой подстанции из семи районов нашего обслуживания город Нурлат меньше всех страдал от отключений. Да, районные сети 10 кВ серьезно пострадали, но основная сеть выстояла. Так что для Нурлата новая подстанция оказалась палочкой-выручалочкой.

Два километра
по пояс в снегу

– В чем заключалась чрезвычайность этой ситуации?

– В том, что, во-первых, было нарушено транспортное сообщение. Во-вторых, – отключено электроснабжение. В-третьих, погодные условия осложняли подачу в жилые дома и социальные объекты даже воды и тепла! За несколько дней из всех магазинов исчезли обогревательные приборы – жаль только, что люди спо-хватились и смели их, лишь когда пришла беда. Все-таки, имея III категорию электроснабжения (то есть один источник питания – прим. ред.), они могли бы позаботиться о резервных источниках тепла заблаговременно… Полностью энергоснабжение было восстановлено в течение недели, а в первые дни где-то местные власти поставили дизельные генераторы, где-то мы частично возобновили электропитание.

– Можно сказать, вы были на передовой. Что вы увидели в первые, самые драматические дни?

– У нас две питающих линии – Заинская (110 кВ) и Нижнекамская (220 кВ). На значительной части первой 100-километровой линии произошло обледенение и обрывы проводов в нескольких местах, на второй – в 60 километрах от Чистополя – упала опора 220 кВ. Это очень серьезная авария: при ней отключается всё. Конструкция просто не выдержала льда… Было также большое провисание проводов, схлесты из-за сильного ветра, линии отключались. Мы включали их, а они снова отключались.

 

– У нас две питающих линии – Заинская (110 кВ) и Нижнекамская (220 кВ). На значительной части первой 100-километровой линии произошло обледенение и обрывы проводов в нескольких местах, на второй – в 60 километрах от Чистополя – упала опора 220 кВ. Это очень серьезная авария: при ней отключается всё. Конструкция просто не выдержала льда… Было также большое провисание проводов, схлесты из-за сильного ветра, линии отключались. Мы включали их, а они снова отключались.

Вам, наверное, трудно это представить, но в первые дни даже автозаправочные станции были остановлены! Поэтому нам приходилось сначала привозить генераторы, запускать АЗС, а затем только заправляться и отправляться на места аварий. С вертолетов, на «Буранах», пешком мы разыскивали места повреждений, устраняли их, а потом вновь включали линию.

Особенно тяжело приходилось тем, кто исследовал линии пешком. Это ведь только кажется, что два километра – ерунда. А когда ты преодолеваешь их не по дороге, а по пояс проваливаясь в сугробы, – это очень тяжело. Уходит пять-шесть часов…
Выезжали и выходили даже по ночам, в кромешной тьме.

Рассказывали, как в непосредственной близости от наших работников под тяжестью льда падали деревья (их сразу же спиливали и убирали), а ребята между ними ходят с фонарями, ищут места повреждений… В лесу было полное ощущение, что находишься на стрельбище: от того, что повсюду ломались и лопались деревья, такой треск стоял, будто от пулеметных и автоматных очередей!

Больше всего я боялся в эти дни за своих работников. Все-таки жизнь человеческая бесценна… Спасибо им всем за такой самоотверженный труд – низко кланяюсь нашим энергетикам. Не было у нас ни одного человека, кто бы сказал: «Не пойду, не буду рисковать». Все работали столько, сколько требовалось, и не жаловались на судьбу…

В первую же ночь к нам приехал заместитель премьер-министра – министр энергетики РТ Ильшат Фардиев. Он распорядился выделить нам всю необходимую технику. Даже сам участвовал в обходах. Слова огромной благодарности ему, руководству «Сетевой компании» и главам администраций. В стороне никто не остался – все стремились помочь

Принцип домино

– Сколько опор в зоне вашей ответственности разрушено на сегодня? Озвученная по республике цифра – четыре тысячи…

– По нашей территории – почти 2,5 тысячи. Где-то падали по одной, где-то складывались по принципу домино, десятками. Основной удар пришелся на Нурлатский район, Аксубаевский и Алькеевский. В последнем, правда, электроснабжение удалось восстановить достаточно быстро, потому что авария произошла на одном участке, а вот в двух других повреждения были то тут, то там – практически по всей территории районов.
 

– А как решали проблемы с материалами и комплектующими на восстановительные работы? Их ведь, наверное, на момент чрезвычайной ситуации в должном объеме не было?

– Материалы собирали со всех предприятий. Прекрасно, на мой взгляд, сработало Предприятие производственно-технической комплектации, которое подключило все мыслимые и немыслимые связи, благодаря чему поставщики даже из-за пределов республики (Башкортостана, Подмосковья, Кировской и Челябинской областей) оперативно отправляли материалы и комплектующие. Удивительно, но в течение суток нам привозили материалы из далекого Южноуральска!

Естественно, соответствующие условия для передвижения были созданы и на дорогах: все службы ГИБДД были оповещены о том, чтобы машины, направляющиеся на ликвидацию послед-ствий аварии, пропускали в первую очередь.

– То есть вам помогало и Правительство республики?

– Конечно. И не только в этом. Вот, например, деревня Турнояс Нурлатского района, 120 дворов, где долгое время невозможно было восстановить электроснабжение, так как линия проходила по болоту и техника там просто тонула. Поэтому Кабмин республики принял решение, и в течение четырех дней там была построена новая линия длиной девять километров! Нам помогали даже лесники, которые прорубили по лесу просеку для строительства!

– Сколько людей было задей-ствовано во всех этих работах?

– Ориентировочно – более 1000 человек, включая лесников, водителей, смежные предприятия и бригады, которые организовывались местными администрациями. А по республике, пожалуй, несколько десятков тысяч человек. Все трудились с полнейшей, стопроцентной самоотдачей. Слова огромной благодарности предприятиям ООО «ЭнергоСтройСервис», ОАО «Средневолжсксельэлектросетьстрой», ООО ПСК «Татэнергострой», ООО «Электронефтегаз» – все они проделали огромную слаженную оперативную работу.

Что ж, самое страшное позади. Теперь мы обходимся своими силами и проводим локальные устранения повреждений. Наступает время осмысления, диагностики и серьезных капитальных вложений…

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ!
– Я хочу поздравить всех коллег с Днем энергетика, а потребителей – с наступающим Новым годом! Первым желаю, чтобы всегда и все возвращались домой со службы живыми и здоровыми, а вторым – чтобы в их домах всегда было светло и тепло! Ну а мы со своей стороны приложим для этого все усилия! Крепкого всем здоровья, счастья, благополучия и хорошего настроения!

На правах рекламы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*