Начало года ознаменовалось для горожан несколькими неприятными «сюрпризами»: повысились тарифы на жилищно-коммунальные услуги, неожиданно и резко выросла плата за проезд в маршрутках (она, впрочем, вскоре снизилась, но, говорят, ненадолго). Недовольство горожан усугубляет и «вторая российская беда», по которой не пройти и не проехать… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К зиме снегоуборочная техника была готова.
Ее просто не хватило |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Именно об этом – о ЖКХ, общественном транспорте и многострадальных челнинских дорогах, а также о том, «кто виноват и что делать?» – «Неделя» спросила у заместителя руководителя исполкома Набережных Челнов Айрата Зайнуллина. Новые строчки – Самым злободневным вопросом, с которым чаще всего обращаются читатели в нашу газету, остаются тарифы ЖКХ. Скажите, что нас ждет в январских счетах-квитанциях? – В среднем по городу жилищно-коммунальные услуги подорожают примерно на 15%. Изменения по основным позициям вы можете увидеть в этих таблицах. Из новшеств – с 2011 года в квитанциях появятся строчки «обслуживание сетей газоснабжения» и «вывоз крупногабаритного мусора». Радует то, что на прежнем уровне останется тариф на капремонт – 5 рублей с квадратного метра. Зато резкий скачок произошел в позиции «управление жилым фондом»… – …и она, кстати, всегда вызывает вопросы у жителей, которые не понимают, что это такое. – «Управление жилым фондом» – это труд управляющих компаний, которые организуют работу по обслуживанию наших домов и доставке ресурсов (воды, тепла, света, газа): содержание штата работников (в УК трудится порядка 30-40 сотрудников), аренда, коммунальные платежи. Сюда же входит плата за распечатку наших квитанций. Но с 2011 года в эту же строчку были включены и услуги Город-ского расчетного центра, которые раньше оплачивали поставщики ресурсов. То есть, по сути, из нынешних 1,96 рубля за «квадрат» львиная доля (1,1-1,2 рубля) будет уходить именно в ГРЦ. Не хватило техники и… людей – Айрат Зиннатуллович, такой беды, которая творится нынче с челнинскими дорогами, город еще не видел. Все-таки снегопады зимой трудно назвать неожиданностью. Давайте «отмотаем» ситуацию на месяц назад: кто же не сработал? Где случилась «пробуксовка»? – Такое произошло не только в Челнах. Снегом завалило практически весь центр России. Поэтому говорить, что только в нашем городе не справляются с ситуацией, было бы не совсем правильно. По-видимому, осадки, «сэкономленные» аномально жарким летом 2010-го, решили все-таки выпасть в декабре. Снега было действительно огромное количество. Мы даже уже не пытаемся сравнивать, во сколько раз его было больше, чем за целые предыдущие зимы! Поэтому первая причина случившегося – это все-таки аномально снежная зима. Второе. Все последние годы в Набережных Челнах выпадали среднепрогнозируемые осадки, и мы спокойно, в течение недели-полутора снег вывозили. Однако нынче все совершенно по-другому: многочисленные снегопады, постоянно ухудшающиеся погодные условия… Смотрите: буквально через двое суток после первого сильного снегопада выпал мокрый снег, на третий день вообще пошел дождь, который прибил осадки и фактически превратил их в ледяную корку толщиной до 10-15 сантиметров. Все эти сложности не позволили даже на первых порах нормально применять технику. – Ну, а если говорить конкретно о городском предприятии автомобильных дорог, которое отвечало за уборку снега, как вы оцениваете его работу? – ГПАД – это больной вопрос. Существуют нормативы, которые определяют, какое количество техники должно работать на уборке снега. Да, они социалистические, но по-прежнему работают. Так вот, по ним более 5 млн. кв. метров дорог должно обслуживать более 500 единиц техники. А мы имеем 106. Прямо скажем, это не новая техника (последняя машина была приобретена в 2003 году), но к зиме она была готова. Ее просто не хватило. – И, само собой, это связано с недостатком финансирования? – Да. Ну не было у города возможности серьезно финансировать это направление! Мало того, норматив также действует и в отношении людей, задействованных в уборке снега. Их должно быть 1200. По факту же от ГПАД работало чуть больше 400. – Говорят, что люди не идут на предприятие из-за крайне низкой зарплаты… – Вы же знаете, что труд работников жилищно-коммунальной сферы очень тяжелый и весьма неблагодарный. Возьмите дворников. При таком обильном снегопаде их фактическая зарплата составляет 8 тысяч рублей. Они берут по полторы ставки, чтобы иметь хотя бы мало-мальски приличный заработок! И в основном это пожилые люди – пенсионного и предпенсионного возраста. Молодых практически нет. Безусловно, заработная плата для каждого играет немалую роль. На предприятии автомобильных дорог она составляет в среднем около 16 тысяч рублей: водители, бульдозеристы, грейдеристы получают 20-25 тысяч, простые рабочие, которые убирают остановки, переходы, лестницы – в пределах 10-12 тысяч. И конечно, это не стимулирует приход людей в ГПАД. Более того, за последние полтора месяца мы получили большую текучесть. Не хочу сейчас называть цифр, но мы потеряли огромное количество работников. Да, финансирование ГПАД все эти годы было на крайне низком уровне. По-хорошему, оно должно было быть в два раза больше. Так, в 2010-м на его работу был выделен 91 млн. рублей, в то время как требовалось около 200. Еще один момент. Вы правы в том, что продолжительные снегопады не должны были стать неожиданностью для руководства ГПАД. И работать в этой ситуации следовало более четко. Увы, не получилось: были сбои, не позволившие в первые три-четыре дня сработать оперативно. Дорожники привычно подумали, что снег пройдет, потом три-четыре недели его не будет, и они спокойно его вывезут… Не тут-то было! С неба валит с небольшими перерывами уже 40 дней, и, честно говоря, конца и края этому не видать. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тарифы на жилищные услуги |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тарифы на коммунальные
услуги в 2011 году |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виновные будут наказаны – Что делается сегодня? – К уборке снега привлечены все возможные силы. Вы знаете, что «КАМАЗ» передал городу пять грузовиков со щетками и отвалами; мы приобрели два по-грузчика, ставшие тоже хорошим подспорьем в работах. А самое главное, нас поддержали такие крупные предприятия, как «Челныводоканал», «Камгэсэнергострой», «Дорстройсервис», «Челныкоммунхоз»: они выделяли по пять-шесть единиц своей техники. Благодаря этому мы еже-сменно выводим на проспекты и улицы до 65 единиц техники, в то время как в обычное время до 35. Определенных результатов мы все-таки добились. В прошлые зимы, чтобы вывезти снег из города, требовалось пять-шесть тысяч рейсов. В этот раз, по состоянию на 11 января, работники проделали уже более 20 тысяч. Трехкратный объем средней зимы у нас уже фактически выполнен. А впереди еще полтора снежных месяца… Пока самый большой рекорд, который мы поставили, – 568 машин вывезенного снега в ночь на 10 января. В среднем же за сутки выходит 900-950. Думаю, что со своей стороны руководство города приняло максимум мер, чтобы справиться с ситуацией – и по технике, и по привлечению людей, и по организации работ. Если в ближайшее время не будет сильных снегопадов, постараемся очистить улицы города за 10-15 дней. – Многие автомобилисты не только выражают возмущение сложившейся ситуацией, но и требуют наказать виновных. Будут ли приняты какие-то кадровые решения? – Они уже приняты. Без подведения итогов такие вещи не пройдут, хотя, как я уже сказал, не все так просто. Есть масса объективных причин… Но виновные будут наказаны. Знаете, многое ведь зависит и от менталитета человека. В европейских странах при таких обильных снегопадах или страшных наводнениях люди берут инициативу в свои руки. У нас, к сожалению, такого нет. Мы специально обратились к жителям: помогите! Но лопаты в руки взяли только единицы. Остальные сидели и ждали, пока их подъезды «откопают». Да, горожане платят налоги, платят за жилищно-коммунальные услуги, и их требования очистить от снега тротуары вполне уместны… если речь не идет о стихийности. А сейчас у нас была стихия, по-другому я назвать не могу. Была чрезвычайная ситуация. И восприятие таких вещей должно быть адекватным. Не увидели мы и работу предприятий, организаций, арендующих остановочные павильоны и офисы. Практически никто, за исключением единичных случаев, не вывозил снег с вверенной территории. А ведь это тоже их ответственность! Почему мы требуем с ГПАДа, но закрываем глаза на частников, имеющих свои магазины, аптеки, офисы?! У этого вопроса гораздо более серьезные последствия, чем вы думаете. И название им – весна. Если мы сегодня не будем вывозить снег, то через полтора-два месяца получим огромные проблемы с талыми водами, особенно на тех участках, где нет ливневой канализации – около «Челныгор-строя», на проспекте Беляева… Не исключено, что талая вода попадет в подвалы жилых домов. И потом, вы говорите, автомобилисты требуют… Но давайте зайдем в челнинские дворы! Там уже не то что на машинах – пешком передвигаться проблематично! Все заставлено легковушками, многие из которых превратились в сугробы. Ну можно же не только возмущаться, а помочь и себе, и нам, просто отогнав авто! Но нет. Гораздо удобнее подъехать к подъезду и оставить машину рядом. А уж как коммунальные службы будут убирать снег, водителей не касается. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Машины в челнинских дворах
постепенно превращаются в сугробы… |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В торговый центр на… парковку – Депутаты городского Совета довольно часто обсуждают проблему несанкционированных парковок. Однако никакого решения до сих пор не принято. Каким, на ваш взгляд, оно должно быть? Запретительным? – Запретительными мерами ничего не сделаешь. Я вижу только один выход – создавать условия, а это стоянки или паркинги. У человека должна быть возможность поблизости от дома, в охраняемом месте ставить машину. Другого-то пути нет… – …а стоянки есть. И многие из них пустуют. – Не совсем с вами согласен. Почти все стоянки в центре города заполнены, а вот чуть в стороне – там да, много свободных мест. В этом направлении должны работать управляющие компании и районные исполкомы: их забота – убедить людей ставить своих «железных коней» на стоянки. Помните, раньше на машины клеились такие «опознавательные знаки»? «Ключ» означал, что у человека есть место на стоянке, «домик» – что гараж. И в случае чего к автовладельцу можно было применить административные меры. Сегодня – нельзя. И прикасаться к машине – нельзя. Потому что машина – это собственность. Проблема в том, что государство неплохо защищает интересы одних собственников в ущерб другим. Страдают-то в конечном счете жильцы домов. – А штрафы? – Мы имеем право штрафовать автовладельцев, только если они поставили машину на газон или на тротуар. – На одной из депутатских комиссий прозвучало предложение договориться с крупными торговыми центрами, чтобы на ночь горожане могли оставлять автомобили на их паркингах. Эта идея не нашла поддержки? – Мы пытались проработать этот вопрос. В подвальной части этих центров (например, ТЦ «Палитра») эту идею применять можно и нужно. Но что касается наружных площадок – а они действительно огромны, – у торговых центров возникают резонные вопросы: как зимой убирать эту территорию, ведь утром приедут покупатели, и паркинг должен быть в идеальном порядке? Что, если автовладельцы не захотят утром отогнать машину? Кто будет охранять эту стоянку, ведь, кроме видеокамер, там ничего нет? Вопросов много, но искать пути мы все-таки продолжим. Думаю, что оставлять легковушки, скажем, до семи утра на этих паркингах будет вполне реально. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Плата за проезд в маршрутках может вырасти в любой момент
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проезд однозначно подорожает – Давайте перейдем к общественному транспорту. Что у нас происходит с тарифами? После резкого роста в первых числах января они опять снизились, но почему-то кажется, что ненадолго… – Да, была проблемная ситуация. Во-первых, из-за снегопадов с рейсов сошло более 100 автобусов. Тогда нас очень серьезно поддержал «Электротранспорт»: люди пересели на более надежные в такую погоду трамваи. В некоторые дни пассажиропоток в них увеличился до 25%! Во-вторых, с 1 января перевозчики в одностороннем порядке, ни с кем не согласовав свои действия, повысили тарифы на проезд в маршрутках до 15-17 рублей. Однако размер платы устанавливают не они, а Комитет по тарифам республики. Поэтому мы провели встречу с владельцами маршрутов, нашли понимание и убедили вернуться к прежним расценкам и в законном порядке готовить обоснование новых тарифов. Комитет рассмотрит их документы и примет решение. – То есть повышение в любом случае состоится? – Однозначно. Ведь в последние три года тарифы не поднимались. На сколько они вырастут – не берусь сказать. Предполагаю, что на два-три рубля. Но и не до 17. – Тарифы на ЖКУ Комитет обычно устанавливает в конце года. А на проезд? – Если есть обоснование – в любой момент. Как у нас с трамваем получилось? В середине ноября «Электротранспорт» получил добро на повышение – и плата за проезд поднялась до 12 рублей, не дожидаясь нового года. То же самое и с маршрутками: повышение может случиться и с 1 февраля, и с 15 марта. Все зависит от расторопности перевозчиков и обоснованности их документов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не город придумал эти правила – В декабре в Казани разгорелся скандал, тоже связанный с перевозками. Владельцы маршруток потребовали у государства в полном объеме возмещать им проезд льготников (пока из 15 рублей им компенсируют только 9). Судя по тому, с какой неохотой челнинские «газелисты» возят пассажиров с социальными проездными, у нас тоже не все гладко… – У нас ситуация абсолютно идентичная. Правила игры определены не городом, а республикой, и наши перевозчики получают ровно те же субсидии, что и казанские. Существует методика, по которой, в зависимости от количества пассажиров, перевезенных владельцем маршрута, рассчитывается сумма возмещения. Это часть дотационная. Вторая – от реализации единых социальных проездных билетов. Но возвращается она спустя некоторое время и не в полном объеме. Конечно, перевозчики несут убытки. Судите сами: в нашем полумиллионном городе проживают 100 тысяч пенсионеров… – В Казани, по данным все тех же перевозчиков, из трех пассажиров один – льготник. А у нас? – Примерно то же самое. До 30% – льготники. Недавно правительство республики приняло решение о дополнительном выделении субсидии, и 31 декабря Набережные Челны получили 15 млн. рублей – они тоже пойдут на покрытие затрат перевозчиков. Конечно, самый идеальный вариант – чтобы государство расплачивалось с ними живыми деньгами. Но, к большому сожалению, таких возможностей у него пока нет. |
17.01.2011 в 15:34
Снегом завалило всю центральную россию, но почему то все транзитные водители проезжая татарстан говорили что только тут такие ужасные и неубранные дороги