В давние времена все дороги, как известно, вели в Рим. А сегодня визиты высоких гостей в Набережные Челны не обходятся без обязательного посещения Камского индустриального парка «Мастер», который давно уже снискал себе репутацию инновационной площадки Татарстана. В свое время здесь побывали вице-премьер РФ Сергей Иванов, министр экономики РФ Эльвира Набиуллина, глава «Роснанотехнологий» Анатолий Чубайс и многие другие. | ||
Все дороги
|
||
Дело в том, что ЗАО «КАМЭК» было создано на базе цеха электроавтоматики и пром-электроники ОАО «КАМАЗ-инструментспецмаш». Костяк же его коллектива составили работники, занимавшиеся изготовлением и поставкой автомобильной электроники на главный конвейер «КАМАЗа» на протяжении последних 15 лет. Так что новичками их никак не назовешь. Скорее, это «зубры», которые в свое время создали производство промышленной электроники на «КАМАЗе», а теперь вышли на новый, инновационный уровень работы. Сегодня завод является по-ставщиком ОАО «КАМАЗ» и обеспечивает главный конвейер автогиганта такими комплектующими, как реле блокировки стартера, реле стеклоочистки, реле прерывателя указателей поворота для большегрузов (этот же компонент поставляется на «УралАЗ»), которые изготавливаются на базе плат с поверхност- |
||
|
||
Новая автоматическая линия по сборке печатных электронных плат
|
||
Чудеса Что такое высокие технологии в действии, нам продемонст-рировал генеральный директор ЗАО «КАМЭК» Сергей Шулико. Он подвел нас к новой автоматической линии по сборке печатных электронных плат, которая была запущена в апреле прошлого года. Линия состоит из целого ряда «чудо-машин». В ближайшем будущем ее будет обслуживать конвейер, а пока работники снимают полуфабрикаты с одного оборудования и устанавливают на другое. Кстати, их тут наперечет – линию обслуживают всего четыре специалиста. С их помощью она и творит чудеса в автоматическом режиме. Сергей Владимирович показал, как это происходит. На первый взгляд, все очень просто. В принтер закладывается заготовка для платы, а в компьютере запускается программа, составленная специально для данного вида изделия. В зависимости от параметров программы принтер наносит на заготовку тонкий слой специальной паяльной пасты, после чего плата готова к установке элементов. Далее в работу вступает так называемый установщик. Умнейшее, надо сказать, оборудование. В зависимости от программы машина выбирает из кассет именно те элементы, которые нужны для этого изделия – резистора, транзистора или конденсатора. И устанавливает их на плате в том конкретном месте, где они должны находиться. Для человека, далекого от промэлектроники, эта операция может показаться фантастической. Ведь за один проход машина размещает девять элементов. А за один час она способна установить до 15 тысяч элементов (к слову сказать, в мире существуют аналогичные производственные линии, работающие со скоростью и 75-125 тысяч элементов в час). Параллельно основным действиям установщик ведет контроль за качеством элементов – соответствуют ли выбранные элементы номиналу, выдержаны ли их параметры, располагаются ли они в нужном месте. Если у установленного элемента выявляется даже незначительное несоответствие, это тут же отражается на мониторе компьютера. Если никаких сбоев при установке элементов не произошло, то машина также сообщает о благополучном завершении операции и отсутствии каких-либо ошибок. В общем, после наблюдения за работой техники с таким высоким уровнем интеллекта уже вряд ли кто-то будет удивляться игре в шахматы с компьютером… Далее, после того, как все элементы занимают свои места на плате, ее отправляют в конвекционную печь. Она позволяет паять любые элементы, начиная от светодиодных и заканчивая любыми другими. В зависимости от назначения и особенностей элемента печь программируется на определенный температурный режим. Это может быть и 40, и 125, и 225 градусов. Печь работает в конвейерном режиме. И в тот момент, когда мы наблюдали за ее работой, в ней паялись элементы сразу в четырех температурных режимах. После термической обработки плату ожидают «водные процедуры» или, проще говоря, установка с четырьмя ванными, одна из которых, например, с ионизированной водой. В них с плат смываются остатки припоя, лишние контакты и перекрытия дорожек. В общем, все то, что отличает качественное изделие от недоделанного. Но на этом технологическая цепочка, конечно, не завершается. На установке автоматического оптического контроля проводится полное и тщательное обследование платы. Она позволяет увидеть все недопайки, раковины и другие скрытые дефекты буквально со всех сторон. Впрочем, их практически не бывает, как не бывает и нареканий на качество продукции «КАМЭК» от заказчиков. А надо отметить, что завод поставляет 6000 изделий автоэлектроники на главный конвейер ОАО «КАМАЗ». Объемы поставок на УралАЗ несколько меньше, но они стабильные. Небольшое, но очень важное отступление: еще несколько лет назад внушительная команда монтажников вручную устанавливала электронные элементы на платы, а сейчас все это делает один автомат. Как говорится, почувствуйте разницу! |
||
|
||
На установке автоматического оптического контроля проводится
полное и тщательное обследование платы |
||
Навигация Камский завод электронных компонентов активно занимается перспективными разработками. Буквально недавно предприя- В скором времени сотрудничество «КАМЭК» с «КАМАЗом» выйдет на новый качественный уровень. Как известно, премьер-министр РФ Владимир Путин предложил уже с 2013 года во все автомобили отечест-венного производства встраивать комплекс «ЭРА ГЛОНАСС» – систему экстренного реагирования на аварии. Руководство автогиганта предложило «КАМЭК» создать усовершенствованный комплекс с тем, чтобы с помощью датчиков, установленных на челнинских грузовиках, можно было не только определять место аварии, но и степень поврежденности автомобиля. Другим инновационным проектом в котором участвуют специалисты «КАМЭК», является разработка отечественного варианта тахографа – бортового устройства, которое в автоматическом режиме фиксирует время, скорость движения и пробега автомобиля, периоды труда и отдыха водителей. Разработчики Камского завода электронных компонентов намерены создать цифровой вариант «черного ящика» для автомобиля. Данные с него будут фиксироваться на пластиковой карточке, их сможет при необходимости считать любой полицейский, воспользовавшись компьютером. |
||
|
||
Платы старого и нового образца – почувствуйте разницу!
|
||
Светильники Специалисты «КАМЭК» занимаются не только перспективными разработками в сфере автоэлектроники. Они также активно воплощают в жизнь проекты, связанные с энергоэффективностью и энергосбережением. Один из таких проектов заинтересовал самого главу «Роснанотехнологий» Анатолия Чубайса, и теперь «КАМЭК» работает с этой федеральной структурой в тесном контакте и получает светодиоды с одного из предприятий госкорпорации. Заинтересовался же Чубайс светодиодными светильниками «КАМЭК» не случайно. Дело в том, что они оснащены сразу двумя сенсорами. Один из них реагирует на движение (таких светильников в нашем городе установлено в достаточном количестве), а другой (и это чистой воды новаторство) определяет степень освещенности окружающего пространства. И если светодиодные лампы с одним сенсором в обязательном порядке зажигаются, если в подъезд просто заходит человек ( при этом неважно – днем это происходит или ночью), то лампа с двумя сенсорами включается только тогда, когда в по-настоящему темном подъезде появляется человек. Светодиодные светильники с двойным эффектом в порядке эксперимента установлены в одном из домов 38-го комплекса Набережных Челнов. Энерго-сберегающий эффект уже налицо – при их использовании расход электроэнергии в 10-12 раз меньше, чем у обыкновенных ламп накаливания. А по сравнению с газонаполненными – в шесть раз меньше (для сравнения: потребление такой лампы в среднем 280 Ватт, светодиодных – 95 Ватт). Светодиодные лампы также отличает длительный срок службы – они рассчитаны на 50 тысяч часов постоянной работы, а это почти 15 лет. Есть еще один немаловажный фактор – затраты на обслуживание таких светильников в производственных условиях, по сравнению с газонаполненными, сокращаются в четыре-шесть раз. Так что, если строится новое здание или модернизируется старое, гораздо эффективнее оснастить его светодиодными светильниками, нежели использовать газонаполненные. Ведь при этом можно хорошо сэкономить на кабельной продукции и постустановочном обслуживании. Кроме того, не надо ломать голову, как утилизировать вышедшие из строя светодиодные светильники – опасности для здоровья, в отличие от газонаполненных, они не представляют. Правда, стоят они сегодня в несколько раз дороже. Но, как показывают расчеты, полностью себя окупают за 3,7 года. Как видим, Камский завод электронных компонентов не случайно привлекает к себе внимание «отцов» модернизации нашего общества. Он действительно заряжен на инновационную деятельность и готов справиться с самыми головокружительными задачами, связанными с промышленной электроникой. |
||
На правах рекламы |