Сесть за парту в преклонном возрасте может решиться только самый отчаянный. Но только не в Казани: здесь это поддерживают как жители города, так и сотрудники университетов.
– Тебе, мать, давно пора идти учиться, говорят мои дети, – смеется Людмила Ильинична, в прошлом выпускница Казанского химико-технологического института. Вот уже несколько месяцев она не отрывается от компьютера. Ее самое больше желание – научиться пользоваться Интернетом. – Мои внуки владеют компьютером в совершенстве. Чем я хуже? Пенсионеров слишком рано списывают со счетов. Для нас же это подобно смерти. Пожилые люди имеют большой опыт и обладают огромным потенциалом, так что мы можем еще пригодиться в этой жизни.
Несмотря на свои 72 года, Людмила Ильинична еще даст фору молодым. Она не собирается останавливаться на достигнутом: как только закончит изучать компьютер, пенсионерка планирует пополнить свой багаж знаний на факультетах «Экономика и право» и «Основы психологии и педагогики».
– Так как я являюсь председателем районного Совета ветеранов, мне часто приходится общаться с пенсионерами и инвалидами, а иногда даже консультировать их по многим вопросам, – говорит она. – И тут без психологии не обойтись. К нам обращаются совершенно разные люди, многие из них приходят в подавленном состоянии, и иногда общение с ними очень затруднено. Здесь важно не оттолкнуть человека. Вот тогда выручает психология. Да и экономические, и правовые знания еще никому не мешали. Ведь это здорово, когда пенсионеры начинают разбираться в дачной амнистии или вопросах медицинского страхования.
С ней соглашаются практически все ее однокурсники. Желание учиться у пенсионеров настолько велико, что они забывают про свои болячки. Для них лекции – словно глоток свежего воздуха, поэтому ни давление, ни боль в ногах не остановят их, если в этот день назначены занятия.
– Я, честно говоря, давно уже чувствовал себя бесполезным, – делится своими переживаниями 68-летний студент Университета третьего возраста Рифкат Шайхуллович . У него уже есть диплом Казанского авиационного института (КАИ), и Рифкат говорит, что этот диплом еще не последний. – Я очень благодарен тем людям, которые решились дать пенсионерам еще один шанс. У меня подрастают внуки. Они уже давно опередили меня в некоторых вопросах, а мне бы не хотелось отставать от них.
По окончании университета Рифкат Шайхуллович собирается тряхнуть стариной и еще найти себе подходящее место работы.
– На пенсию в три тысячи особо не разгуляешься, – шутит пенсионер. – Я думаю, что мои знания и опыт могут еще кому-нибудь пригодиться.
Интересно наблюдать, как проходят занятия в университете. Как отмечают преподаватели, более внимательных и ответственных студентов у них еще не было. Пенсионеры приходят сюда не за дипломом, а за реальными знаниями.
– Я часто общаюсь со своими зарубежными ровесниками, – рассказывает Эльза Викторовна, которая в молодости закончила Казанский сельскохозяйственный институт и КАИ. – Так вот они намного прогрессивнее нас. Для них послать письмо друзьям в другой город по электронной почте – дело обычное. Для нас – это пока что-то из области фантастики. Надеюсь, что и российские пенсионеры вскоре восполнят этот пробел в знаниях.
Светлана Владимирова,
Казань.