Отечественный фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» во время проката вышел в лидеры прокатных сборов. А в прессе и Интернете не утихают дискуссии о новой картине. О том, какого Высоцкого увидел в фильме знаменитый кинокритик Юрий Богомолов, он рассказал «Новой неделе». |
Как восковая фигура – Юрий Александрович, какие у вас были впечатления после премьеры картины? – Во-первых, на экране я увидел человека, внешне и издалека очень похожего на Владимира Высоцкого. Мы знаем, какой ценой это было достигнуто – не ценой искусства актера, сыгравшего эту роль, а новейших достижений компьютерных технологий и пластического грима. И если отвечать на вопрос из песни Высоцкого: «Кому сказать «Спасибо, что живой!», то надо сказать «спасибо» за фильм не режиссеру, не сценаристу, не актеру, а пластическому дизайнеру и компьютерным умельцам. Я понимаю сына Высоцкого Никиту, который заметил, что ему хотелось создать что-то наподобие кинематографического памятника своему отцу. Памятник-то можно создать, но смотря какой! Когда заходишь в музей восковых фигур, поначалу тебе все фигуры кажутся живыми, а потом это ощущение пропадает. В фильме «Высоцкий» Владимир Семенович присутствует именно как восковая фигура: он может петь, говорить – пусть и при помощи компьютерных ухищрений, а дальше-то что? Что важного хотели сказать этим фильмом авторы? –Вы искали это и … –Я этого важного не нашел! Авторы хотели сказать, что Высоцкий – необыкновенный человек, что он может позволить себе все: иметь «Мерседес», которого никто в стране не имел, жениться на кинозвезде, ездить довольно часто в Париж, не бояться даже КГБ. Наконец, Высоцкий смог отсрочить свою кончину на целый год, вытащив себя из комы после восьмиминутной остановки сердца. Но вот он «воскрес», авторы вытащили его на свет божий, и что он смог нам сказать, кроме того, что мы знали о нем? Собственно, ничего! Фильм «Высоцкий» трансформируется в два приключения. Одно заключается в отношениях с гэбистами, которые хотят подловить его на «левых» концертах, а второе – это клиническая смерть, из которой он выбрался, – и все! Я могу догадаться, что хотели сказать авторы и чего они не смогли сделать. Высоцкий – это не только большой поэт, замечательный актер и исполнитель своих песен, он еще и мифологический персонаж, коим стал еще при жизни. В этом-то как раз самая большая проблема человека, поскольку он начинает находиться между небом и землей. Мифологические герои не знают проблемы гравитации – как физической, так и моральной. Но в данном случае мифологическое божество по имени Владимир Высоцкий жило на земле, и проблемы все-таки возникали. Я понимаю, почему авторы фильма, в частности, сценарист Никита Высоцкий страшно протестовал, когда известный режиссер-документалист Виталий Манский делал фильм о Высоцком «Смерть поэта», где впервые рассказал о наркозависимости Высоцкого. Родственники говорили, зачем это нужно, ведь не за это любят и помнят Владимира Семеновича. Но в фильме «Высоцкий» поднята как раз эта тема! Более того – именно тема наркотиков стала одним из важных и напряженных драматургических элементов фильма. |
«В фильме «Высоцкий» Владимир Семёнович
присутствует именно как восковая фигура» |
Клоны – Почему это произошло? – Ответ довольно простой: если мы говорим о Высоцком как о супергерое, то его подвиг в отношениях с гэбистами выглядит не так уж серьезно в наше время. Поскольку КГБ для молодого зрителя не такой уж страшный противник, получается, что для большого героя нужна служба, а не службишка, коей были для Высоцкого его отношения с КГБ. И этой службой стала наркозависимость – Высоцкий оказался над этой пропастью, понимал свою обреченность и сгинул в эту пропасть. Вот почему был необходим эпизод с его клинической смертью: его противостояние ей, его муки, его драма в реальной жизни укрупняются. Конечно, фильм сделан по популярному рецепту: немного политики, немного взаимоотношений с любимыми женщинами и самый главный момент – по-единок Высоцкого со смертью. Но при всем при этом Высоцкий производит в этом фильме впечатление то ли живого трупа, то ли мертвой души. – Вы согласны с тем, что, беря в качестве героя Владимира Высоцкого, авторам желательно было этим фильмом и просветить молодых зрителей о том, кто такой Высоцкий, и порадовать старшее поколение его песнями? – Я не разделяю такого взгляда на роль искусства кино, тем более что «Высоцкий» – это не биография героя: сюжет картины – небольшой эпизод жизни актера и певца. Но если создателям картины, по их словам, важен был Высоцкий просто как человек, зачем они пошли на двусмысленную игру, решив засекретить человека, который живет под маской Высоцкого? Они хотели, чтобы зритель не отвлекался на личность актера, играющего главную роль, а думали, что это и есть Высоцкий. Искусство – это все-таки игра, а игра – это интерпретация. Артист, играющий того или иного персонажа, должен наращивать смысл, заключенный в том или ином образе. Поэтому Безруков должен был «стоять на плечах» у Высоцкого, и тогда мы бы видели дальше и больше, но Безруков стал просто двойником или клоном Высоцкого. Поэтому если говорить о технологии фильма, то это опыт клонирования некоего исторического персонажа. |