Судебные приставы Республики Татарстан 3 апреля текущего года выдворили последних членов религиозной секты «файзрахманисты» из их убежища на Торфяной улице. Приставы заварили ворота землянки, в которой они собирались с конца 90-х годов. Пятнадцати членам общины предложили разойтись по домам.
Сотрудники УФССП по РТ заявили, что не знают, где сейчас могут находиться сектанты. По словам пресс-секретаря ведомства, Раушании Хуснутдиновой, большую часть членов организации составляли женщины. Служба опеки ранее забрала находившихся в убежище детей.
Операция по выселению началась ранним утром. При поддержке сотрудников полиции, приставы оккупировали территорию сектантов, затем взломали замок на воротах и проникли в помещение. Сектанты быстро собрали свои пожитки, после чего представители власти предложили им вернуться домой. Выяснилось, что каждый член религиозной группы имел собственное жилье.
После того как сектанты покинули убежище, приставы произвели осмотр и опись оставшегося имущества, принадлежавшего «файзрахманистам». Затем двери опечатали. Работники диспетчерской службы заварили двери гаража и нескольких металлических контейнеров.
Решение на выселение членов религиозной группы было принято судом Советского района Казани в ноябре 2013 года. Суд постановил, что сектанты теряют право пользования жилыми помещениями по адресу: ул. Торфяная, 41, 41а, 41б. Было принято решение о выселении всех участников без предоставления им места временного пребывания.
Про общину долгое время не знали. О секте стало известно летом 2012 года, во время расследования убийства начальника учебного отдела ДУМ РТ, Валиуллы Якупова, и покушения на муфтия Татарстана, Илдуса Файзова. Именно тогда лидером группы стал уроженец Башкирии, Файзрахман Саттаров. Именно так и появилось название «файзрахманисты». Саттаров назвал себя «расулом» – посланником Аллаха. От подчиненных он требовал повиновения и уплаты оброка, обещая взамен попадание в рай после смерти.
Сектанты не признавали канонов ислама и российского законодательства. Людей, исповедующих другую религию, считали инакомыслящими и врагами. По сообщению СМИ, Саттаров в конце лета 2012 года был лежачим больным, а управление религиозной общиной взял в свои руки его ставленник.
По имеющимся сведениям, религиозная секта состояла из 65 человек, подавляющее большинство составляли женщины. С ними проживали также мужчины и дети. Они вели затворнический образ жизни в полуподвальном помещении старого дома, где царили антисанитарные условия. Большая частьучастников не покидала своего жилища.
В августе прошлого года суд Советского района Казани признал деятельность группировки экстремистской. Удалось доказать, что действия секты носят разрушительный характер и направлены на формирование в сознании людей негативного восприятия всех остальных людей, не входящих в состав религиозной общины.
В отношении родителей возбудили уголовные дела по 3 статьям, включая неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей и жестокое обращение с ними. Лидер группировки попал под статью о самоуправстве. Его обвинили в формировании незарегистрированной религиозной организации, а также в вовлечении в нее участников, в том числе несовершеннолетних детей. Расследование дела продолжается.
Эффективна ли борьба с религиозными сектами в Татарстане?
«Новая Неделя» уже неоднократно затрагивала тему экстремизма в нашей республике, достаточно вспомнить поджоги церквей в конце 2013 года. В начале 2014 года действующий президент Республики Татарстан Рустам Минниханов заявил, что первостепенной задачей сотрудников МВД и полиции является борьба с экстремизмом и терроризмом. По мнению главы субъекта, в республике имеются предпосылки для возникновения террористических организаций. Важно приложить усилия для сохранения мира и стабильности в Татарстане. Среди возможных причин Минниханов отметил активизацию радикально настроенных личностей, незаконный оборот оружия, и наличие условий для сборки и применения самодельных взрывных устройств.
Только за прошлый год в Татарстане было возбуждено 55 уголовных дел, связанных с экстремистской и террористической деятельностью. По данным сотрудников ведомства, этот показатель превысил показатель 2012 года почти вдвое. Силовые структуры привлекли к ответственности 22 человек, двое из них были депортированы за причастность к международной террористической группировке «Хизб-ут-Тахрир».
Продолжается следствие по делу о поджогах 6 православных храмов в Татарстане, и попытке детонации самодельных взрывных устройств в Алексеевском и Нижнекамском районах. Под серьезный контроль возьмут деятельность неформальных молодежных движений, так как некоторые из них нацелены на дестабилизацию обстановки в республике.
Министр Внутренних Дел по РТ Артем Хохорин уверил, что эффективная борьба с экстремистскими группировками и религиозными сектами возможна при успешном взаимодействии правоохранительных органов на государственном уровне, аппарата президента, а также представителей законных религиозных конфессий и национальных меньшинств. Хохорин распорядился принять усиленные меры по сохранению мира и стабильности в регионе. В первую очередь, это касается участковых, так как они имеют непосредственный контакт с населением.