ДО ТРАГЕДИИ ОДИН ШАГ. В КАБИНУ ЛИФТА

Untitled Document

Клифтам мы привыкли относиться как к чему-то само собой разумеющемуся. Лифт – это ведь как часы, как холодильник: работает без передышки, очень облегчает нам жизнь и редко когда дает о себе знать. Только вот часы и холодильник – наши, а лифт, по всеобщему убеждению, – государственный. И ремонтировать, следовательно, его должно это самое незримое государство. Сломался – ну подкрутят там механики чего-нибудь, починят – будет ходить себе дальше. Чего внимание-то обращать?

 

Но после беседы с директором ООО «Челнылифт» Михаилом Подсекаевым мы стали прислушиваться к лифтам особенно чутко. Потому что трагедия может случиться в любой момент.

«Почему наша власть не задумывается
о лифтах?»

 

Визитная карточка
ООО «Челнылифт»
Директор – Михаил Иванович Подсекаев.
Численность предприятия – 539 человек
Обслуживает 2813 лифтов и 4 эскалатора в Набережных Челнах, Менделеевске, Агрызе, Актаныше, Альметьевске.
В Набережных Челнах круглосуточно дежурят 5 экипажей аварийной службы «Челнылифта»
Время устранения неисправности – 3-4 часа.

 

Поезд уходит
без нас…


– Михаил Иванович, состояние лифтового хозяйства в городах России оставляет желать лучшего. «Катастрофа», «кризис», «развал» – так оценивают его специалисты. Как на этом фоне выглядит ситуация в Набережных Челнах?

– Старение лифтов – действительно проблема всей России, и хоть наш город считается молодым, челнинские лифты свой срок давно отработали. Давайте посчитаем: первые из них запустили в 1971 году, в 1972-м началась массовая застройка, и их стало много. Значит, большинству 35 лет. И это при сроке службы в 25! На нашем предприятии работают прекрасные специалисты, мы готовы и ремонтировать лифты, и менять, но наша беда, равно как и всего ЖКХ, – недофинансирование. В последние годы ситуация в городе резко поменялась. Теперь владельцы лифтов – челнинцы, следовательно, и бремя затрат нести им. А управляющие компании, которым мы доверили наше жилье и деньги, к сожалению, не понимают всей серьезности положения и мало занимаются лифтовым хозяйством. Панацея здесь одна – очень серьезные капитальные вложения, ведь замена одного лифта стоит около 1 миллиона рублей.


– О каком количестве проблемных челнинских лифтов идет речь?

– Отработали срок службы 1063 лифта, а замены требуют 166. Город не в состоянии выделить такие средства. Единственная надежда – Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ включило нас в федеральную программу, по которой на доремонт по всей России должны выделить 238 млрд. рублей. Сколько из них дойдет до челнинских лифтов, неизвестно. Но если мы упустим деньги в этом году, поезд уйдет без нас, и мы никогда его не догоним.

Чтобы хоть как-то решить проблему, мы стали оформлять лифты в лизинг (аренда с последующим выкупом – прим.авт.). Это тоже довольно рискованно. Лифты ведь, повторяю, не наша собственность – мы их только обслуживаем. Но проценты по лизингу платить будем. Ищем мы и другие пути удешевления. Например, полностью за свой счет разработали пакет модернизации лифта. Если на то, чтобы поставить новый, нужно порядка 1 миллиона рублей, мы укладываемся в 700 тысяч, но ведь где-то надо
взять и эти деньги!

Это те же машины!


– На что хватает денег, которые платят за лифт жильцы?

– На зарплату сотрудникам, налоги, материалы. На всех уровнях нашей власти никто не хочет понять очень простую вещь. Новая иномарка стоит порядка 400-500 тысяч. Сколько раз за годы интенсивной езды мы ее ремонтируем? Только забарахлил мотор – сразу в сервис! Почему наша власть не задумывается о лифтах? Это ведь тоже машины! За 25 лет, отведенных им на службу, по инструкции необходимо провести три капитальных ремонта. Первый – уже через восемь лет, когда нужно менять изношенные крупные узлы. Такой ремонт стоит 75 тысяч,
а нам выделяют 25-30. Мы не можем провести даже начальный этап восстановления, не говоря уже о других!

Я никогда не стесняюсь говорить: да, подъезды нужно красить. Это красиво, это радует глаз. А кто же вспомнит о лифтах? В них ведь живые люди ездят! Почему-то руководство города всерьез к этому не относится.

 

 

Экономить
можно, но…


– Вы, наверное, слышали про опыт Украины: с киевлян, харьковчан не взимают, как у нас, тариф за «человеко-месяц». У жителей высоток в некоторых крупных городах есть магнитные карты. Перед каждой поездкой человек вставляет карту в специальное отверстие – двери открываются. При этом с карты снимается небольшая фиксированная сумма. Как вы считаете, такой опыт оправдан?

– Украина пришла к нему не случайно. Судите сами: Набережные Челны считаются высотным городом. Из 513 тысяч у нас 204 тысячи пользователей лифта. Но мы все ходим в гости, дети любят просто «покататься» сверху вниз. Так и получается, что в лифтах ездит не 204 тысячи, а еще добрая половина! Магнитные карты – это не что иное, как система сбережения лифтовых ресурсов. Мало того, на Украине пошли еще дальше: если у нас свет в шахтах горит круглосуточно, то у «соседей» – тогда, когда это нужно. Таким образом там экономят свет. Почему бы и нет? Мы платим за лифт из расчета 7 кВт с человека, а могли бы 4,5. Но у нас в любое время суток в шахтах светло, как днем. Видимо, чтобы дети чаще туда лазили…


– Тогда получается, на лифт нужно ставить счетчик?

– Получается, что так. Но за чей счет это делать? Опять должны раскошелиться собственники – жильцы, а приобретение и установка прибора учета выливается в немалую сумму – 5-6 тысяч рублей. Как объяснить челнинцам, что эти траты окупятся в будущем? Подобную работу среди населения должны вести управляющие компании, но никак не наше предприятие. Впрочем, о чем тут говорить, когда даже в самой мэрии не берегут лифты – гоняют с одного этажа на другой без передышки… Кстати, в соседнем Нижнекамске на всех лифтах установлены счетчики – город выделил на них средства. В Челнах это сочли ненужным. Ужас в том, что у нас даже нет специальной программы по восстановлению лифтового хозяйства.


– А в республике она есть?

– И в республике нет. В Министерстве архитектуры, строительства и ЖКХ даже нет человека, который бы целенаправленно занимался лифтовым хозяйством. Мы со своей стороны сделали все: написали мэру, в исполком, в две комиссии горсовета. Обидно, что все заработанные деньги мы вкладываем в городское хозяйство, но эффекта от этого практически никакого.

 

Лифты – «STOP»!


– В прошлом году в той же Украине чуть не произошла трагедия: в шахту с 10­ этажа упал лифт. Чудом выжил находившийся в кабине ребенок. В Набережных Челнах есть потенциально опасные лифты?

– Конечно, есть. 166 лифтов, о которых говорилось выше, мы должны срочно, просто незамедлительно остановить. Они ходят только под нашу ответственность. Пока, тьфу-тьфу-тьфу, обошлось без трагедий. Но, закрывая на это глаза, мы – горадминистрация и «Челнылифт» – ежедневно подставляем электромехаников под статью, а ведь это люди, которые лишь честно выполняют свои обязанности. У меня это в голове не укладывается! Знаете, пока я здесь не работал, никогда не прислушивался к тому, как ходит лифт. Теперь, где бы ни находился, слушаю очень внимательно.

 

«Челнылифт» – это настоящий маленький завод.
В этом помещении предприятия дают вторую жизнь отработавшим двигателям

 

Наденьте штаны – вас снимают


– Еще лет 10 назад явлением нашего времени были вандалы. Проблема «писающих мальчиков» еще актуальна для города «европейского формата»?

– Очень даже. Лифты продолжают «обчищать». Умудряются даже снимать тяжеленные стокило­граммовые двигатели! В последнее
время, правда, волна хищений несколько спала – поприжали пункты приема цветмета. Ну а «мальчики» писают там, где рядом с подъездом стоят пивные ларьки. С этой проблемой мы будем бороться: собираемся в экспериментальном порядке купить и установить в одном из проблемных лифтов видеокамеру, которая и заснимет хулиганов «на месте преступления».

А вообще, какая была культура населения – на нуле, – такая и остается: челнинцы курят, сорят в лифте, пишут на стенах непотребные слова, лепят где ни попадя жевательные резинки. Мы по-прежнему тратим большие деньги на целый штат уборщиц, а чище в лифтах не становится. Государство выделяет огромные средства на разные программы – хорошо бы, если б оно хотя бы третью часть этих миллиардов направило на «коллективное сознание», чтобы кто-нибудь целенаправленно втолковывал людям, что они гробят СВОЁ.


– При таком отношении, надо полагать, о зеркалах и вообще о какой бы то ни было эстетике в лифте мечтать не приходится…

– Ну почему? В тех лифтах, где жильцы следят за чистотой и порядком, мы вешаем зеркала. Бывает, что и в «неблагополучных» подъездах устанавливаем. Все очень просто: в течение 20-30 секунд, пока едет лифт, человек занят тем, что разглядывает себя, поправляет прическу или галстук – ему не хватает времени писать на стене гадости или грызть семечки. В принципе, когда к нам обращаются жильцы с просьбами улучшить «внешний вид» лифта (сделать это можно по телефону: 53-75-92 – прим.авт.), мы идем навстречу: меняем линолеум, пластик – и кабины смотрятся, как новые. Другое дело, что косметический ремонт не решит проблему изношенности узлов.

 

КРУТО ТЫ ПОПАЛ…
Интересно борются с лифтовыми «шалунами» в Сингапуре. Точнее, боролись: «писающие мальчики» на родине «экономического чуда» чудесным образом исчезли. Все дело в том, что в момент «преступления» в лифте срабатывает хитрое устройство, и двери блокируются. Вызволяют нарушителя уже с полицией. На первый раз он отделывается штрафом в 500 сингапурских долларов (это 300 американских). Ну а если злодея поймали на тепленьком второй раз, не избежать ему своей «минуты славы»: пленку с видеозаписью «процесса» показывают по местным телеканалам, сопровождая ее едкими комментариями.
Первая лифтовая видеокамера в Челнах скоро появится. Может, сразу на ТВ?

Все делаем сами


– При всей многопроблемности вашего хозяйства у «Челнылифта» немало наград. В июле вы вернулись из Москвы с очередной из них…

– Это диплом Международного фонда «Евразия» «Лидер экономического роста». Присудили его нам за то, что предприятие, несмотря на трудности, увеличивает показатели экономической эффективности. В других городах по 12, 20, 30 лифтов стоят, а у нас они худо-плохо работают почти все. Судите сами: на одного работающего человека у нас приходится пять лифтов, а, скажем, в Нижнекамске – два. Добиваемся мы этого благодаря тому, что многое делаем сами.

И действительно, когда Михаил Подсекаев проводил для нас экскурсию, мы убедились, что «Челнылифт» представляет собой настоящий маленький завод. В одном из помещений предприятия работники гнут листы железа и «режут» обрамление. В другом дают вторую жизнь отработавшим свое двигателям: меняют обмотку, покрывают агрегат лаком, сушат в специальной печи. Третье обустраивают под окрасочную линию. За неимением альтернативы на предприятии научились делать кабины-купе собственными силами. Это лишь четвертая часть стоимости лифта, но, учитывая эту самую немалую стоимость, экономия получается ощутимой.
– Кроме того, – продолжает Михаил Иванович, – мы смогли добиться почти сто­процентной диспетчеризации лифтов. Это означает, что работа каждого из них находится под контролем. Раньше, когда случалась неисправность, электромеханик часами искал причину поломки – теперь она высвечивается у дежурного оператора на мониторе компьютера. Мы не стоим на месте. Много у работников хороших идей – вся беда в финансировании. Деньги, которые платят жильцы за пользование лифтом, мы честно отрабатываем. Но их катастрофически не хватает.

Татьяна ГИМАТДИНОВА.


ОСВОБОЖДАЕМ ПЛЕННИКОВ
С МИЛИЦИЕЙ
– Как чаще всего ломают лифты?
– Обычно лифт выводят из строя пьяные компании: заберутся в кабину по 7-8 человек, застрянут да еще начинают прыгать или, того хуже, со злости колотить кулаками и пинать в стены и двери. Мало того, бьют наших электромехаников и монтеров, когда те их освобождают! Все это наше бескультурье и невежество. Теперь по предприятию действует распоряжение: после 22.00 освобождаем «пленников» только с милицией. А не так давно наш оператор помогла поймать преступников: они затолкнули мужчину в лифт, нажали на «Стоп» и стали раздевать. Диспетчер тут же установила связь с кабиной, а, услышав возню и крики, вызвала милицию. Короче, когда лифт остановился, грабителей уже встречали.

 


п/п
Города

Кол-во
лифтов,
шт.
Числ-ть работающих,
чел.
Кол-во
лифтов на
1 работника
1
ОАО «Зеленодольское предприятие «Лифт»,
г. Зеленодольск
202
160
1,3
2
«Казгорлифт», г. Казань
2585
945
2,7
3
ООО «Лифтсервис», г. Нижнекамск
1074
650
1,6
4
ЗАО «Самаралифт», г. Самара
4150
1037
4
5
Удмуртлифт, г. Ижевск
2310
550
4,2
6
МУП «Лифтсервис», г. Ульяновск
2203
512
4,3
7
ООО «Челнылифт», г. Наб. Челны
2777
565
4,9

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*