ИЛЬДАР ХАЛИКОВ: «ПРИВЛЕЧЕМ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КИТАЯ»

Untitled Document

В первых числах сентября по приглашению народного правительства города Чанчунь мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков посетил Китай. По возвращении он ответил на вопросы журналиста «Челнинской недели».

 

 

– Ильдар Шафкатович, хотелось бы узнать, чем обусловлен ваш интерес к китайцам и почему выбор пал именно на город Чанчунь?

– Нас многое связывает. Чанчунь – это город, где в советское время благодаря нашим специалистам был построен крупнейший автомобильный завод FAW. Он, также, как и «КАМАЗ», в свое время производил грузовые автомобили и являлся основой подъема китайской экономики. Поэтому нам интересно было посмотреть, как живет город, аналогичный нашему. Тем более, что сейчас Китай, безусловно, – одна из наиболее активно развивающихся стран. Китай сегодня – это не рикши и соломенные дома, а небоскребы и крупнейшие современные заводы. Рост экономики в Чанчуне составляет 17%. Показатель очень большой! Хотя Набережные Челны развиваются более высокими темпами, нам не помешало бы кое-что перенять у Чанчуня.


– Что именно вы имеете в виду?

– Например, FAW построил новый современный автосборочный завод, оснащенный современными технологиями. Мы посмотрели новые модели продукции. Не случайно в состав нашей делегации входили специалисты «КАМАЗа», их заинтересовал опыт китайских автомобилестроителей. Мы увидели, что компания активно расширяет связи с внешними партнерами и не только в области производства грузовых, но и легковых автомобилей. Целый ряд компаний, таких, как Toyota, Volkswagen, имеют совместное производство с заводом FAW. Это тоже очень знакомо нашему городу – на ЗМА освоено производство SsangYong и Fiat. В 2007 году FAW выпустит 1,7 млн. автомобилей. Это больше, чем сойдет с конвейеров всей российской автомобильной промышленности.
Рассказы о том, что китайцы занимаются только воровством чужих технологий и копированием европейских автомобилей, не в полной мере соответствуют действительности. Когда речь идет о таких крупных предприятиях, как FAW, уместнее говорить о реальных совместных производствах, выпуске продукции по технологиям и лицензии европейских компаний. Конечно, есть и небольшие компании, которые занимаются прямым копированием, скажем так, производством клонов европейских машин, но в общей доле они занимают лишь небольшую часть.


– А чем, кроме производства автомобилей, похожи Набережные Челны и Чанчунь?

– Второй очень важный сегмент рынка, который для нас был интересен, – это строительство. Набережные Челны сегодня уже практически превратились в одну большую строительную площадку. Чанчунь для нас интересен еще и потому, что совпадают наши климатические условия. У них тоже бывает зима, снег, морозы. И, соответственно, материалы, и технологии, которые они применяют в строительстве, могут применяться и в Набережных Челнах.


– Сегодня, какую сферу ни возьми, везде китайцы в лидерах. Все говорят о китайском экономическом чуде. Вам удалось узнать его секрет?

– Во-первых, они умеют перенимать у других все самое лучшее и не стыдятся этого. Тем самым не совершают ошибку, свойственную нам. Мы ведь считаем, что мы самые умные, поэтому сами все придумаем¸ начиная от носков и заканчивая автомобилями. А китайцы говорят: «Есть в мире специалисты гораздо квалифицированнее, чем мы. У нас нет времени. Мы должны за очень короткий отрезок стать одной из ведущих держав мира. Мы должны взять лучшие технологии, которые только сегодня есть в мире, и быстро внедрить их в производство. На заводе сцеплений, например, постановка новой модели на конвейер занимает 45 дней.

Второй секрет – в трудолюбии. Я не скажу, что они работают по 16-18 часов в сутки. Нет, они работают, как все, по 8 часов пять дней в неделю в две смены. Но у китайцев нет перерыва на чай, на перекур, на «поболтать с соседом по станку». Благодаря этому производительность труда значительно выше.

Третий секрет – огромный патриотизм. В этом отношении мы тоже очень похожи. Чанчунцы так же, как и челнинцы, абсолютно уверены в том, что Китай – это лучшая страна, а Чанчунь – лучший город на земле.

 

На заводе сцеплений постановка новой модели на конвейер занимает 45 дней

 


– Известно, что в Китае, несмотря на переход на рыночную экономику, до сих пор сохранилась, как мы раньше говорили, «руководящая и направляющая роль коммунистической партии»?

– Как это ни парадоксально звучит, четвертый секрет как раз в этом и состоит. В рамках моего визита важнейшей была встреча с руководителем партии, а мэр, с которым мы подписали соглашение, представляет исполнительную власть. Партия определяет стратегические задачи, ведет кадровую политику и, самое главное – осуществляет реальное государственное регулирование рыночных процессов. То, что в России государство самоустранилось от этого, считаю, наносит нашей стране огромный урон.

Например, компартия Китая сначала поставила задачу накормить народ. Это непросто! У них 1,3 млрд. населения! Засеяли все поля, была кампания по выращиванию кукурузы, ввели жесткие квоты на распределение продуктов питания и т. д. Затем поставили задачу поднять автомобильную промышленность. И с 200 тысяч автомобилей, которые Китай производил 15 лет назад, сегодня вышли на цифру 3 млн. в год. Была сформирована целая система поддержки развития отрасли. Сегодня Китай ставит задачу освоить нефтехимию. Убежден, что и в данной сфере эта страна достигнет наивысших высот. По каждому направлению жизнедеятельности, неважно, касается ли это промышленности, спорта или культуры, есть четко выработанная государственная политика. Повторюсь, в этом и есть секрет успешного развития Китая.


– В одном из своих выступлений генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин говорил о том, что китайцы были бы не прочь заполучить лицензию на производство некоторых моделей КАМАЗа. В ходе визита этот вопрос не поднимался?

– Партнерство «КАМАЗа» с китайскими компаниями расширяется, проводится целый ряд переговоров по различным направлениям. Однако говорить о том, что сегодня уже есть достигнутые соглашения, было бы неверно. Но, думаю, что до Нового года они появятся.


– Что нам даст соглашение о сотрудничестве с городом Чанчунь?

– Как я уже сказал, наши города очень схожи. И наличием градообразующего предприятия, и структурами экономики, и темпами развития. Поэтому достаточно много возможностей для партнерства. Мы договорились о культурном обмене, о том, что их студенты будут проходить стажировку у нас, а наши – у них. Привезли достаточно много конкретных, интересных предложений по привлечению трудовых ресурсов как в автомобильную промышленность, так и в строительство.


– Значит, проблему нехватки рабочих рук на заводах и стройплощадках мы решим за счет привлечения китайцев?

– Да, к сожалению, на сегодня мы ограничены в трудовых ресурсах, в Китае – их избыток. Причем достаточно квалифицированных специалистов. Нам нужны не абы какие рабочие, а квалифицированные специалисты в области автомобилестроения. У них есть свободные трудовые ресурсы именно автомобильных специальностей. То же самое касается и строительства. В ближайшее время будем рассматривать вопрос привлечения на наши объекты китайских строительных бригад, а еще лучше строительных компаний из Чанчуня. Кроме того, в ходе визита налажен целый ряд прямых контактов, открывающих возможность партнерства в области материалов,
технологий и т. д.

Равиль САБИРОВ.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*