«МЫ СТРЕМИМСЯ СТАТЬ ВУЗОМ ЕВРОПЕЙСКОГО УРОВНЯ»

Untitled Document

О том, как сделать из студента творца и поднять уровень вуза до международных стандартов, о планах и перспективах самого известного высшего учебного заведения города мы беседовали с ректором Камской инженерно-экономической академии Владимиром Шибаковым, который несколько месяцев назад возглавил этот вуз.

 

– Владимир Георгиевич, несмотря на то, что ректорское кресло вы занимаете достаточно непродолжительное время, в этом учебном заведении проработали уже много лет.

– Действительно, у меня большой стаж работы в высшей школе, около 33 лет. Возглавляя 22 года кафедру обработки металла давлением, все это время стремился к тому, чтобы в студенте сформировать творца. Творца новых технологий, новых машин. Я считаю, что преподавание – это не просто натаскивание и накачивание студентов информацией, а, прежде всего, умение сделать так, чтобы полученные знания они смогли применить на практике.

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Владимир Георгиевич ШИБАКОВ
ректор Камской инженерно-экономической академии

► Доктор технических наук, профессор.
► Родился в с. Злоказово Челябинской области.
► В 1972 году окончил Уфимский авиационный институт.
► С 1982 года работает в КАМПИ, с 1996 года – проректор по научной работе.
► Автор 199 научных публикаций, в том числе 48 авторских свидетельств СССР и патента Российской Федерации.
► Женат, воспитывает двоих детей.

 

– По-моему, профессия инженера изначально предполагает какое-либо изобретательство?

– Вы правы, и вырастить из студента нашего вуза инженера-творца – теперь не только моя задача, но и всего нашего профессорско-преподавательского коллектива. А с помощью факультативных занятий мы сможем подготовить специалистов с новым типом мышления.


– Но подобные нововведения рассчитаны, скорее всего, на «продвинутых» студентов. А ведь сейчас много говорят о том, что лучшие челнинские выпускники школ едут учиться в столичные вузы, а середнячки остаются в городских.

– Я считаю, что где бы человек ни учился, основной результат этой учебы зависит от его желания получить эти знания. Если такого желания нет, а оно, к сожалению, врожденным не бывает, то его нужно мотивировать и развивать. Нужно самому пытаться получить знания, а затем использовать их для формирования своей карьеры. А ожидать, что студента лучше научат в вузе Москвы или Лондона, чем в челнинском институте, не стоит.


– А если говорить о качестве знаний абитуриентов, которые к вам поступают?

– Знаете, нынешняя ситуация характерна не только для Набережных Челнов, но и для России в целом. Сейчас идет определенный перекос в знаниях будущих студентов. И если в новых информационных технологиях ребята действительно более развиты, чем предыдущие поколения, то, к сожалению, по основным фундаментальным дисциплинам, таким, как физика, математика, химия, русский язык, они существенно отстают.

– Не из-за того, что сейчас в школах стараются «впихнуть» в детей много информации, не уделяя должного внимания основам?

– Скорее всего, так оно и есть. Но я считаю, что, прежде всего, нужно прочно закладывать в ребенка основы фундаментальных сведений, а на этом базисе он всегда построит нужную ему систему знаний.

 

Инженер должен быть творцом

– Одно из нововведений в высшей школе – это прием абитуриентов по результатам ЕГЭ. Каково ваше отношение к этой форме проверки знаний?

– Возможно, оно несколько субъективно, но живого общения между преподавателем и абитуриентом ЕГЭ заменить не может. Да и при сдаче единого госэкзамена очень высок процент вероятности случайного попадания в правильный ответ. Поэтому окончательный вердикт о владении знаниями абитуриентом нужно выносить традиционными способами: при непосредственном общении или с помощью контрольной работы, где видна попытка решения определенных задач. Но как элемент оценки текущих знаний тестирование, подобное ЕГЭ, имеет право на существование.

 

– Теперь в ИНЭКА можно получить много новых специальностей. Их открытие связано с чьими-то заказами – государства, города, конкретного работодателя?

– Конъюнктуру рынка оцениваем мы сами. Ведь запросы работодателя – это срез вчерашних и сегодняшних проблем. А мы должны прогнозировать спрос на будущее. Для этого у нас создан отдел маркетинга, оценивается потенциальный спрос и потребности рынка труда. Конечно, мы стараемся подстраиваться под запросы работодателей, особенно это касается инженерных специальностей. Мы уже сейчас готовы индивидуализировать обучение под их требования, подбирая соответствующие дисциплины, практические и лабораторные занятия.


– Одним словом, адаптировать молодого специалиста к конкретным условиям работодателя?

– Да, но это требует дополнительных усилий: работы, времени, финансов для закупки нового оборудования, компьютерной техники, программных продуктов. Если у нас с работодателями наступит понимание в этом вопросе, то наши выпускники будут востребованы на любом предприятии.


– Но пока что у работодателей, насколько я знаю, несколько иная позиция.

– Они считают, раз они платят налоги в бюджет, то мы должны готовить специалистов за счет бюджета. А за эти средства мы выпускаем только специалистов по общим образовательным стандартам, которые, к сожалению, имеют свойство меняться раз в 15 лет, неминуемо устаревая к концу цикла.
Но, думаю, что нам удастся достигнуть с работодателями какого-либо соглашения, так как в городе сейчас ощущается колоссальный дефицит квалифицированных специальностей именно инженерного профиля.

 

АКАДЕМИЯ ОПЯТЬ СМЕНИТ СТАТУС?

За последние годы в
ИНЭКА открылось много новых специальностей: «дизайн интерьера», «экология», «реклама» и «связь с общественностью» и так далее. Но эти специальности отнюдь не технического направления, свойственного этому вузу.

– Вначале не осознанно, – проясняет ситуацию Владимир Шибаков, – а сейчас уже целенаправленно идет формирование нашего вуза как университета классического типа, о чем сказано в наших стратегических планах. В настоящее время сформировался комплекс специальностей гуманитарного направления. Кстати, планируется открытие еще одной из них – «социология».
Такой спектр специальностей позволит нам в будущем открыть полноценный гуманитарный факультет, а вуз будет иметь три достаточно мощных направления – машиностроительное, экономическое и гуманитарное. Не за горами развитие новых специальностей по направлению «сервис».

 

– Владимир Георгиевич, хотелось бы узнать, как развивается сотрудничество ИНЭКА с другим вузами России и мира.

– У нас давно сложились прочные контакты с такими крупными российскими вузами, как МГУ, МВТУ имени Баумана, Мосстанкин, МГТУ, Академией труда и социальных отношений, рядом вузов Казани, Уфы, Ижевска и других городов России. Но одна из главных стратегических задач, над решением которой мы работаем в последнее время, – это создание вуза, соответствующего мировым стандартам обучения. Раз Набережные Челны должны стать городом европейского формата, то у него должен быть вуз европейского уровня. Поэтому уже сейчас мы налаживаем контакты с зарубежными высшими учебными заведениями.


– Но, если не ошибаюсь, такая работа велась и раньше.

– Да, но системный характер она начинает приобретать только в последнее время. В январе будет подписан договор с Британо-индийским университетом по подготовке специалистов по IT-технологиям. А в первой половине декабря ожидаем приезда представителей Шотландского университета, по соглашению с которым у нас будет особая подготовка студентов по специальности «дизайн». Два года ребята будут учиться в нашем вузе, а последний год проходить обучение в Шотландии, после чего получат диплом бакалавра. Уже сейчас стараемся построить контакты с несколькими вузами Германии. Именно такие интернациональные связи дадут нам возможность перейти на систему двухуровневой подготовки «бакалавр – магистр» и выдавать дипломы международного образца.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*