ХУДОЖНИК ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ

Untitled Document

В эту субботу, 26 января, исполняется 176 лет со дня рождения уроженца Елабуги, всемирно известного художника Ивана Шишкина. Он был очень успешным в творчестве, а вот в личной жизни ему пришлось пережить немало потерь…

 

Иван Шишкин. «Прогулка»

Няни и соседи прозвали его «мазилкой»

Иван Шишкин родился в небогатой купеческой семье. Отец художника, Иван Васильевич, купец второй гильдии, торговал хлебом, сплавлял зерно на баржах по Каме и Волге. Не получив школьного образования, он мог отлично составить какую угодно бумагу, знал законы и умел всегда приложить их к месту.

Иван Васильевич был человеком разносторонним. Несколько лет подряд избирался городским головой, разработал проект и на свои деньги провел в Елабуге деревянный водопровод. На собственные средства отремонтировал древнюю булгарскую башню, которую мы называем «Чертово городище». Участвовал в раскопках открытого им Ананьинского могильника, за что был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. Он скончался на 81-м году жизни и похоронен на Троицком кладбище.

Мать художника Дарья Романовна была дочерью казанского мещанина. Она окончила несколько классов гимназии. Эта была женщина с добрым и сильным характером, добропорядочная жена, строгая и справедливая мать, экономная хозяйка дома, рукодельница. Иван Васильевич и Дарья Романовна воспитали шестерых детей – троих сыновей и трех дочерей. Будущий художник родился третьим сыном.

Дар Ивана Шишкина проявился очень рано. Двоюродная сестра вспоминала, что «мел и уголь не исчезали из его рук. Все двери и стены комнат были исписаны замысловатыми фигурами… Бывало и так, что в жаркие летние дни у ворот дома собирались няни, хвастались скромностью и кротостью своих воспитанников, купеческих детей. В разговоре никто не замечал, что пятилетний непоседа нарисовал на воротах соседнего дома целую галерею: то человеческий глаз, то руку, то дерево. В таких случаях хозяева шли жаловаться родителям Вани. Няни и соседи прозвали его «мазилкой».

Став постарше, Иван занимался резьбой по дереву и камню. Дарье Романовне, да и всем домашним не нравилось то, как он «с жаром предается рисованию». Мать как-то с ужасом воскликнула: «Господи, неужели же мой сын будет маляром!» Зато потом, когда он стал признанным и известным мастером пейзажа, родители гордились своим младшим сыном.

 

ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАЛ ОДИН

 

Иван Шишкин.
«Автопортрет»

В родительском доме Иван Шишкин прожил 20 лет и покинул его, поступив в Московское училище живописи и ваяния. Затем продолжил учебу в Академии художеств. На постоянное жительство в Елабугу он больше не вернулся, большую и последнюю часть жизни провел в Петербурге. На Васильевском острове находились три квартиры, где в разное время жил Иван Иванович. Но, несмотря на это, он никогда не прерывал связи с родиной.

Здесь, в Елабуге, у него рождались замыслы самых прославленных произведений искусства. Он стал известным художником, «певцом русского леса», его пейзажи являются символом и эталоном красоты российской природы. Кто не знает такие его картины, как «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали», «На севере диком». Они знакомы нам с детства. А художнику они принесли всемирную славу и народную любовь.

Но личная жизнь Ивана Шишкина сложилась не совсем удачно. Был дважды женат. В первый раз женился в 36 лет. Обе жены умерли в молодом возрасте, так что Ивану Шишкину одному пришлось воспитывать двух дочерей.

Первую жену Ивана Ивановича звали Евгения. С ней Шишкин познакомился через своего ученика, талантливого молодого художника Федора Васильева. Евгения была его старшей сестрой. Шишкин был очарован ею, стал ее женихом, а затем они поженились. Евгения Александровна была простой хорошей женщиной. Но стала прихварывать уже в первый год замужества. А рождение детей, дочери и двух сыновей, которые скончались в младенчестве, серьезно способствовало развитию у нее чахотки. От этой, неизлечимой тогда болезни, она умерла в возрасте 27 лет.

С первой женой Иван Иванович прожил всего шесть лет. Это время было самым тяжелым для художника. Один за другим ушли из жизни самые близкие ему люди: отец, жена, брат жены, два сына. Он остался один с пятилетней дочерью на руках. Род-ственники замечали, что он «начал опускаться нравственно, его характер портился…». Шишкина спас его успех, который он себе уже обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм. Он целиком уходил в работу, самолюбие не позволяло ему оставить то место в искусстве, которое он уже завоевал.

Через три года после смерти первой жены Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Ладога. Она была из тех передовых русских женщин, которые потянулись к полезной деятельности, энергично заявляя о своем праве наряду с мужчинами активно участвовать в жизни общества. Шишкин оценил ее передовые взгляды и незаурядное дарование. Когда они поженились, Ивану Ивановичу было 48 лет, Ольге – 30.Через год у них родилась дочь Ксения, а через полтора месяца Ольга Ладога скончалась от воспаления брюшины.

Это как громом поразило всех. Шишкин был в отчаянии. «Какую утрату я понес… Что это был за человек. Женщина, жена, мать, вместе с тем талантливая художница. Сердце замирает от боли…», – писал Иван Иванович своему другу. Любя свою жену, Шишкин не знал, как выразить эту тяжелую утрату. Иван Иванович решил издать альбом ее лучших рисунков. Он стал достойным увековечением памяти талантливой художницы.

Заменить мать крошечной крестнице решилась Виктория Ладога, сестра умершей. Она жила в семье Шишкиных до конца его дней, заботясь не только о племяннице, но и о самом художнике и его дочери от первого брака.

 

КАК ОДИНОКИЙ ДУБ…

 

Иван Шишкин. «Среди долины ровныя…»

 

Несмотря на горькие дни, которые были результатом мрачных переживаний от потери близких людей, Иван Шишкин все же не потерял воли к работе и создал еще много известных произведений. Вскоре после смерти Ольги Ладога он написал картину «Среди долины ровныя…». Современники отмечали, что в образе могучего дуба Шишкин запечатлел самого себя. Одинокое дерево они ассоциировали с судьбой самого художника. Одинокий дуб – могучий титан, бросивший вызов пространству. Не сломили его ни бури, ни грозы, ни невзгоды…

Со временем Ивана Шишкина стало беспокоить сердце. Он подал заявление в Академию художеств с просьбой освободить его от должности профессора и руководителя мастерской. В одном из разговоров он сказал: «Вот как я хотел бы умереть — так это моментально, сразу, чтобы не мучиться». Так оно и случилось. Умер художник за работой у мольберта, в одночасье, «как мощный дуб, под ударом набежавшей бури».

Иван Иванович Шишкин прожил 66 лет, создав более 700 живописных произведений, сотни рисунков и гравюр. Выполненные на высоком уровне, доведенные до совершенства, они написаны почерком, свойственным только ему. Все созданные художником работы передаются из поколения в поколение, не утрачивая силы своего воздействия, оставаясь по-прежнему живыми и волнующими.

 

ШИШКИНСКИЕ МЕСТА В «НИЖНЕЙ КАМЕ»

 

Уникальность национальному парку «Нижняя Кама» придают шишкинские места. «Более сорока лет пишу лес, лес…Для чего пишу?.. Только для того, чтобы порадовать чей-то глаз? Не только для этого, оказывается… Ничего нет прекраснее лесов. Лес – это жизнь. И люди должны помнить об этом», – писал Иван Шишкин.

 

Иван Шишкин. «Рожь»

 

Уроженец Елабуги, детские годы он провел среди местной природы и полюбил ее беззаветно. Биографы художника считают, что именно могучие камские леса первыми заронили в душу ребенка искры художественного дарования. Шишкина называли «богатырем русского леса». Массивный, с крепко и ладно скроенной фигурой, он напоминал могучего лесовика. Сегодня имя великого русского живописца стало олицетворением природы Нижнего Прикамья. Сюжетом многих его картин, таких, как «Сосновый бор» (1872), «Рожь» (1878), «Святой ключ близ Елабуги» (1886), «Корабельная роща» (1898), «На покосе в дубовой роще» (1874), «Кама близ Елабуги» (1895), «Лесные дали» (1884), послужили этюды и натурные зарисовки родной природы.
Сегодня на территории национального парка «Нижняя Кама» выявлено около 20 мест, которые вдохновили Ивана Шишкина на создание многих полотен. Так, Большому Бору Шишкин посвятил одно из самых лучших своих полотен «Утро в сосновом бору» (1889). В картине отражена природа тех мест, куда не ступала нога человека. Эта работа художника была удостоена Первой премии Общества поощрения художников. И.Н. Крамской так отозвался о ней: «Лучшей вещи он не писал».

На территории Большого Бора расположен Богатый Лог. Своим устьем, выходящим к Каме, он «разрезал» высокий речной склон. За поросшим громадными елями обрывом виднелось зеркало реки, за нею уходила к горизонту неоглядная равнина. Это место сразу приглянулось Шишкину. Среди его графических работ есть офорт, посвященный Богатому Логу, под названием «С берегов Камы близ Елабуги».

Ближней мастерской Ивана Шишкина был Малый Бор, находящийся недалеко от Елабуги. Это хорошо сохранившийся лесной разновозрастной массив. Здесь художник написал многие свои картины. Жизнь Елабуги всегда была тесно связана с Малым Бором. В этом месте добывали торф на болоте, размещали пасеки. Через эти леса проходил Екатерининский тракт. Издревле на высоком мысу, с которого открывается изумительный вид на долину Камы, бьет из-под земли Святой ключ. Красота этого пейзажа вдохновила художника на создание одной из лучших его картин «Святой ключ близ Елабуги» (1886).

Излюбленным местом работы великого русского пейзажиста был и Танаевский лес. Здесь он написал такие произведения, как «Обрыв» (1893), «Кама близ Елабуги» (1895), «Красная горка близ Елабуги» (1852). По сей день вид необъятных просторов и пышного разнотравья, открывающийся с Красной горки, завораживает.

Картины Шишкина географичны, названия многих из них указывают на место, где был взят сюжет для них. Сам факт, что на полотнах художника определяются знакомые мотивы, свидетельствует о том, что большая часть экотипов сохранилась в своем первозданном виде. Все мемориальные шишкинские места в национальном парке подлежат охране, здесь не должен меняться исторически сложившийся ландшафт.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*