«НА НАШИХ ДИЗАЙНЕРОВ БОЛЬШОЙ СПРОС ЗА РУБЕЖОМ»

Untitled Document

После защиты дипломов мы взяли интервью у президента Международной ассоциации «Союз дизайнеров» Андрея Бобыкина.

 

«В нашем деле наиболее серьезное обучение ведется именно в провинции»

– Андрей Леонидович, знаю, что в Набережных Челнах вы успели побывать на заводах «КАМАЗа», в центре автоспорта команды «КАМАЗ-Мастер», познакомились с городом. Какое у вас сложилось впечатление об уровне дизайна в Челнах?

– Дизайн, как культура, определяет уровень развития общества, города. На предприятиях, где мы побывали, очень высокий уровень дизайна. Хочется, чтобы так же было и в городе. Тут вам предстоит над многим поработать.

 

– Чем занимается ваша ассоциация «Союз дизайнеров»?

– Это бывший Союз дизайнеров СССР. Мы занимаемся всеми видами дизайна – от графики до космоса. У нас очень много серьезных работ. Вице-президент нашей компании Александр Мариинский, например, лучший дизайнер мира во флоте. У него огромная мастерская. Он, в частности, спроектировал специальный корабль для известного офтальмолога Федорова. Корабли, построенные по его дизайну, есть в Дунайском речном пароходстве. Сейчас Мариинский проектирует скоростной паром «Европа-Африка». Вместе с ним работают и другие наши дизайнеры.

Кроме того, мы сегодня проектируем крупнейший дизайн-центр, который откроется на месте бывшего Московского шинного завода. Его общая площадь – 300 тысяч кв. м. Без дизайнеров не обходится ни одна отрасль, даже строительство космических ракет и создание скафандров для космонавтов.


– Как вы оцениваете состояние искусства дизайна в России? Есть ли различия в центре и в провинции?

– Я бы сказал, что в нашем деле наиболее серьезное обучение ведется именно в провинции. Сегодня, например, самой сильной школой дизайна считается УралГАХ в Екатеринбурге. Это все признают. Хорошая школа возникает и развивается там, где есть база. У вас есть ОАО «КАМАЗ». Почему индустриальный дизайн «лег»? Потому, что «легло» производство: авиационное, автомобилестроение, машиностроение, судостроение. Там труд дизайнера не востребован. Поэтому две трети наших специалистов в области индустриального дизайна, получив хорошее образование в России, уезжают работать за рубеж. Их там принимают на работу с большим удовольствием.

Например, российский дизайнер Пирожков является шеф-дизайнером европейского отделения фирмы «Тойота». Он, кстати, закончил УралГАХ. Во многих иностранных компаниях наши дизайнеры входят в элиту этих предприятий. Это ведь не секрет, что половина технического персонала Голливуда состоит из бывших граждан России. Обидно и жалко. А ведь на обучение таких специалистов были потрачены государ-ственные деньги, вложен творческий потенциал их преподавателей. Наша ассоциация очень много сил тратит на то, чтобы найти какие-то проекты, формы сотрудничества, чтобы они вернулись.


– Часто ли вы выезжаете в такие города, как Набережные Челны?

– Очень часто. Я возглавляю отделение дизайна Академии художеств России, веду проекты в разных регионах страны, как президент, занимаюсь делами Международной ассоциации «Союз дизайнеров». Прошлый год был рекордный – у меня было 49 командировок, то есть я выезжал почти каждую неделю. И так надо делать, пока хватает сил. Мы стремимся помогать, поддерживать дизайнеров, сотрудничать с ними. Такие поездки обогащают. Видишь новые тенденции, смотришь, как начинают работать молодые дизайнеры. Пройдет немного времени, и уже они будут определять, куда будет ветер дуть.

 

«Мы должны жить удобно и красиво»
– Как вы оцениваете дизайн среды, городов, где мы живем? Сильно мы отстаем от Европы?
– У нас своя жизнь, у них своя. Они богаче нас. Европейские государства на среду, в которой живут люди, тратят большие деньги. На Западе живут для себя. Это мы почему-то все время живем для кого-то. У нас города превратились в простое место обитания. В них не хватает красоты. Но по духу у нас комфортнее. Я более 10 лет проработал за рубежом и знаю это по себе. У нас душа другая и общение теплое. В создании лучшей для проживания среды многое зависит от государства. Наше правительство должно больше выделять средств на обустройство окружающей среды, для создания уюта и красоты. Мы должны жить удобно и красиво.
То же самое хотелось бы сказать, чтобы они и к высшим учебным заведеним по искусству и дизайну повернулись, наконец, лицом. Зачастую энтузиасты, специалисты своего дела, составляют программы, открывают вузы и учат ребят. А наше государство не хочет им помогать. Почему такие вузы должны арендовать помещения? Если они «куют кадры» для страны, то страна могла бы им чем-то помочь. У меня такое ощущение, что у нас развитием культуры занимаются только люди, которые сами находятся в культуре. А государство устранилось. Ни один союз творческих людей не получает дотации от государства. Профессиональные союзы просто вынуждены выживать. Тем не менее, когда я бываю в таких коллективах, как ваш институт искусства и дизайна, вижу, с каким энтузиазмом работают преподаватели, я искренне радуюсь. Они и поддерживают уровень культуры в Набережных Челнах, и работают на будущее вашего города. Такие крупные предприятия, как «КАМАЗ», тоже должны помогать вузам. Им ведь тоже нужны кадры, в том числе и дизайнеры.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*