Так называлось очередное исследование Центра социальных технологий «Развитие», которым руководит кандидат экономических наук, социолог, заведующая кафедрой института управления Елена Машкова. Это исследование выяснило отношение челнинцев к так называемому материнскому капиталу, который должен помочь преодолеть в стране демографический кризис. | ||
|
||
У 79,8% респондентов отношение к материнскому капиталу положительное
|
||
Как известно, с 1 января 2007 года начал действовать Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который называют законом о материнском капитале. Он адресован женщинам, родившим или усыновившим второго, третьего или последующих детей, и мужчинам, в случае, если они являются единственным усыновителем детей той же очередности.
Отметим, что материнский капитал стал первой государственной программой повышения рождаемости более чем за 20 лет. В 1980-х годах был увеличен отпуск по уходу за ребенком сначала до полутора, а затем и до трех лет, выросли пособия на детей, стали легче условия получения жилья для многодетных семей. Эти меры дали результат: если в 1980 году родилось 2,2 млн. детей, то в 1983 – почти 2,5 млн. Семья чутко реагирует на экономическое состояние страны. Исследования, проведенные в Татарстане, Удмуртии и Нижегородской области в 2004 году, показали, что если в 80-х годах преобладала установка на двухдетную семью, то к концу 90-х, когда разразился экономический кризис, этот вектор сменился на однодетную. Авторы нового закона надеются, что он поможет переломить ситуацию. |
||
|
||
Закон получил резонанс На вопрос, слышали вы что-нибудь о материнском капитале, 93,1% ответили положительно, что подтверждает вывод о высоком социальном резонансе закона. Однако последующие ответы не оставляют места для столь же оптимистичных выводов. Не читали федеральный закон почти 81,8% опрошенных, не знают срока его действия 73,1%. На ответы не повлияли никакие социально-демографические особенности: ни пол, ни возраст, ни образование, ни социальное положение. Это свидетельствует о том, что респонденты не знают тонкостей закона и, следовательно, не могут оперировать им на практике, но зато могут стать легкой добычей любого красноречивого оратора, как это было в период ваучеризации всей страны. Положение осложняется еще и тем, что более трети респондентов – 35,7% – не верят в исполнение этого закона, еще больше (45%) не верят в то, что деньги дойдут до семей. Кроме того, только 26,2% опрошенных сумму в 250 тысяч рублей для стимулирования рождения или усыновления ребенка считают достойной, 59,3% считают ее недостаточной. Для справедливости отметим, что в целом отношение к материнскому капиталу положительное у 79,8% респондентов. То есть возможности у государства переломить ситуацию в свою пользу при реализации закона есть, но требуется искреннее желание популяризаторов закона и его авторов повысить степень информированности тех групп населения, которых он касается. |
||
Ребятишки – дело не покупное Подавляющее большинство респондентов – 80,9% – ответили отрицательно на вопрос о влиянии закона на принятие решения о рождении или усыновлении ребенка. Хотя 33,6% опрошенных планируют в течение ближайших пяти лет завести или усыновить ребенка. При этом 39,4% процента участников опроса считают, что россияне в связи с возможностью получить материнский капитал будут усыновлять детей чаще. Результаты опроса совпадают с мнением большинства экспертов. Как говорил русский писатель Андрей Платонов: ребятишки – дело не покупное. Какие же факторы могут повлиять на рост рождаемости? На первом месте оказался стабильный заработок супругов. На втором – любовь к супругу. На третьей позиции с незначительным отрывом от предыдущего фактора – возможность улучшения жилищных условий. Четвертое место респонденты отвели такому фактору как сохранение трудового стажа матери. Следом, с разницей в три процента, участники опроса поставили материальную помощь от государства и сохранение рабочего места матери. Затем, со значительным отрывом от предыдущих факторов, – более выгодные условия работы матери, увеличение размера детского пособия, выгодные условия ипотечного кредитования. |
||
На что потратят материнский капитал? Около половины опрошенных хотели бы направить материнский капитал на улучшение жилищных условий; 40% вложили бы его в образование ребенка. Третье направление, выделенное в законе – накопительная часть пенсии матери, – не получило поддержки респондентов. Его выбрали всего 2 процента опрошенных. А если бы у челнинцев была возможность использовать материнский капитал по своему усмотрению, куда бы его они направили? Среди ответов на первом месте – лечение ребенка и других членов семьи, медицинские услуги. Затем идут предложения вложить выделенную сумму в бизнес, инвестировать в ценные бумаги, а также положить в банк под проценты до совершеннолетия ребенка. Другая статья использования материнского капитала – семейный отдых, путешествия и покупка автомобиля, затем предлагается вложить его в решение будущих проблем ребенка, удовлетворение его нужд. Подводя итоги, можно сказать, что в целом челнинцы продемонстрировали довольно рачительный подход к использованию материнского капитала. Но это, вероятно, свидетельствует лишь о том, что уровень благосостояния наших семей еще низок. Четверти опрошенных семейных доходов хватает только на еду и одежду. 43,3% отметили, что могут купить бытовую технику, но на покупку автомобиля средств им не хватает. Только 28,7% относятся к той категории, которая может купить все, за исключением квартиры или дома. |