ОСОБЕННОСТИ ВЕСЕННЕЙ ОХОТЫ

Untitled Document

В Татарстане завершилась весенняя охота на пернатую дичь. Половина любителей побродить с ружьем осталась без трофеев, но никто не жалуется.

 

Для многих мужчин немаловажен процесс владения оружием

 

Летят утки.
И гуси

Весеннюю охоту стараются назначить на пик перелета птиц. Иногда прогноз оказывается неточным и это идет на пользу пернатым обитателям лесов и полей. Тогда желающим побродить с ружьем не стоит ждать результативной охоты. В этом году весенняя охота длилась с 19 по 29 апреля, а первые стаи гусей появились уже 12 числа. Но перелет еще продолжается и довольно большая масса птиц покидает территорию республики уже без прицела охотничьих ружей.

Проведя зиму на побережье Каспийского моря, в странах Юго-восточной Азии и даже Африки, дикие гуси и утки направляются к местам гнездования в тундре и побережье северных морей России. На территории Татарстана стаи птиц задерживаются на четыре-пять или 10-15 дней. Одни останавливаются на отдых и кормежку, другие, набравшись сил для дальнейшего путешествия, улетают в места исконного размножения. Но некоторые остается и у нас.

По имеющимся данным, в пойме реки Камы и на островах Нижнекамского водохранилища селятся от 50 до 100 пар диких гусей. Многочисленные стаи уток устраиваются в прудах, маленьких лесных озерцах, да попросту в больших лужах. Лишь бы был корм и их не трогали. Численность тех, кто остается на гнездование на нашей территории, доходит до четырех тысяч.
Приволье тем птицам, которые селятся на многочисленных островах Нижнекамского водохранилища. Они считаются местом массового гнездования птиц, и охота здесь вообще запрещена. Враги находятся и без охотников. Не редкость, когда на островах местные жители, которые косят там сено, поджигают весной прошлогоднюю траву, камыши. В огне погибают гнезда, кладки, молодняк. Такие деяния наказываются законом, но поймать конкретных поджигателей, как правило, не удается. Птиц пугает и шум моторных лодок. Если утка покинет гнездо, кладка может погибнуть от пере

 

Серые разбойницы
и разбойники

На численность водоплавающих и околоводных птиц влияет и рост количества серой вороны. Эта хищница уничтожает и кладки, и птенцов, и самих птиц. Почему стало много серых ворон, пока неизвестно. В природе все взаимосвязано, значит, человек своей непродуманной деятельностью где-то нарушил экологический баланс. «Для охотничьих хозяйств серая ворона стала настоящим бедствием. Эта разбойница наносит колоссальный урон популяциям местных птиц, уничтожая кладки и птенцов. Нам раньше разрешали сокращать их численность путем отстрела. В год мы уничтожали до 450 серых ворон. Теперь эта практика запрещена «Росприроднадзором», численность ворон растет бесконтрольно и к чему это приведет, неизвестно», – делится руководитель общества охотников и рыболовов Тукаевского района Геннадий Бондаренко.

В число врагов природы, кроме волков, серой вороны, включены и одичавшие собаки. Они теперь занимают место волков, которых уже почти истребили. Но временами они даже хуже их, поскольку не боятся людей и действуют очень осмысленно. Они так же, как волки, сбиваются в стаи и устраивают коллективную охоту. Охотники считают, что вред от них очень высок. Ежегодно на территории Тукаевского района уничтожается более сотни бродячих собак. Но их число существенно не уменьшается. Виноваты в этом, конечно, люди. В основном дачники, которые бросают своих четвероногих стражей после окончания летнего сезона.

Фактором, снижающим количество водоплавающих и околоводных птиц, является и старение водохранилища. Богатое кормами мелководье зарастает камышом, заболачивается. А если уровень воды поднимут до проектной отметки, дикой живности на островах придет конец. А ведь там, кроме колонии птиц, живут зайцы, лисы, енотовидные собаки, ондатры, барсуки. Многочисленные норы затопятся вместе с их обитателями.

 

 

Путевка на отстрел

В Татарстане более 60 охотничьих хозяйств. Как правило, разрешение выдавать своим членам путевки на весеннюю охоту получают не все. Его лишают тех, кто плохо провел учет, охрану, зимнюю подкормку диких животных. По данным показателям Тукаевское и Набережночелнинское охотхозяйства на хорошем счету. В этом сезоне в челнинском хозяйстве путевку на весеннюю охоту стоимостью 350 рублей выкупили около 100 человек (не членам общества она обходится в два раза дороже).

Путевка дает право на отстрел двух гусей и трех селезней в каждый день охоты. Причем на гусей можно охотиться лишь с подсадной птицей, а на селезня – с живой приманкой. Оказывается, есть такие фанаты, которые специально разводят диких уток, чтобы потом использовать их в качестве живой приманки во время весенней охоты. Но таких мало – три-четыре охотника, не больше.
«Можно было бы охотиться и на тетеревов, и глухарей, но их в наших лесах нет. В Тукаевском районе глухих мест, где бы они могли вить гнезда, практически не осталось. Для размножения глухарей нужен сосновый массив площадью не менее 40 тысяч гектаров. Наш сосняк занимает всего четыре тысячи гектаров. А для тетеревов нужна березовая роща, тоже большой площади», – рассказывает Геннадий Бондаренко.

Зато, кроме гусей и уток, можно охотиться на вальдшнепа – его еще называют лесным куликом. Это исконный местный вид. Размером со скворца, он все лето живет в лесу. Защитная окраска делает его незаметным для охотников. Вальдшнеп может стать добычей лишь весной, когда затевает брачные игры на опушке леса, полянах и просеках, причем на закате солнца.
Наши угодья не особо изобилуют пернатой дичью. Если ее мало, что же заставляет людей бродить с ружьем по лесам и болотам? По мнению Бондаренко, это удовлетворение древнего инстинкта мужчины, который был добытчиком. Охота давно потеряла свой экономический смысл. Для одних это спорт, для других – вид времяпровождения, активный отдых на природе с солидной физической нагрузкой.

Для многих мужчин немаловажен процесс владения оружием. Чистка ружья доставляет им такое же удовольствие, как для женщин визит к косметологу. Отстрел дичи – одна из небольших составляющих всего этого действа. Как сказал один старый охотник, важен не результат, а канитель, связанная с приготовлениями к охоте. Потому неудивительно, что немало людей, купивших лицензию, остается без трофеев, и никто не жалуется.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*