Вот и наступил момент, когда в последний раз нынешние семнадцатилетние садятся за парты как школьники. Последний звонок, что прозвучит в ближайшие дни, станет для них сигналом к началу взрослой и более ответственной жизни: кого-то к ней школа подготовила основательно, а кто-то из будущих выпускников пребывает в эти дни в растерянности и неопределенности. А каким было настроение у известных нашим читателям выпускников разных лет в день последнего звонка, — об этом опрос «Недели». |
Гульзада Руденко, директор Елабужского государственного музея-заповедника, выпускница средней школы N1
г. Елабуги в 1973 году:
— Для меня последний звонок был обычным событием — тогда я точно знала, что буду поступать в Елабужский педагогический институт. Хотя изначально хотела пойти на факультет иностранных языков, в итоге поступила на физико-математический. По жизни я не романтик и всегда воспринимаю то, что происходит со мной, реально. Поэтому у меня было в те дни твердое намерение посвятить себя работе в школе, работе с детьми, поскольку еще с пятого класса представляла себя только учителем русского языка.
Когда мы жили в Арском районе, я очень часто собирала в бане детишек из младших классов, устраивала им диктанты, и с тех пор ни о каком другом институте, как о педагогическом, и не мечтала. А ведь когда пошла в первый класс, то не знала ни слова по-русски, а учительница не знала ни одного татарского слова, но при этом наш класс всегда отмечали, как овладевший именно литературным русским языком.
Так как я училась в елабуж-ской школе только последние два года, мне трудно было вжиться в новый коллектив — они-то учились вместе уже давно. Поэтому, если я кого-то из одноклассников и встречу на улице, я их даже и не узнаю. Грусти по поводу окончания школы у меня не было, поскольку моя близкая подруга решила поступать в пединститут вместе со мной. В школьные годы я всегда была в школьном активе — председателем совета отряда, возглавляла совет дружины, была членом комитета комсомола, возглавляла издание школьной газеты. А потом этот опыт закрепился уже в ходе работе и в Челнах, и в Елабуге, поэтому все, что дали мне занятия и общественная жизнь в школе, пригодилось.
|
Лия Загидуллина, в 70-90-х годах — диктор республиканского телевидения, выпускница вечерней школы N10 г. Казани: |
|
— Последнего звонка у меня не было. Дело в том, что после девятого класса я поступила в театральное училище, но мама мне поставила условие: если не получу аттестат зрелости, то учиться в училище не буду! Я пообещала, что получу его, поэтому днем училась на первом курсе театрального училища, а вечером ходила в вечернюю школу.
|
|
Вообще, в мои школьные годы в семье решили, что я буду врачом, и мама была сильно возмущена тем, что я собралась поступать в театральное училище, она говорила, что в нашей семье еще не было шансонеток. Но я проявила характер: что решила, то и сделаю! Однако мамины интересы учла, аттестат получила, хотя ту вечернюю казанскую школу закончили лишь двое из учившихся в классе одиннадцати человек. А в средней школе мне учиться нравилось: в начальных классах я была отличницей, у меня появились три хорошие подруги, я была капитаном школьной сборной по баскетболу. Плюс ко всему наша компания была очень модной, по тем временам нас считали стилягами! Но претензий к нам не было, потому что мы хорошо учились. А когда в космос полетел Юрий Гагарин, именно мне поручили на линейке сказать: «Ответим ударной учебой на полет Гагарина!» В общем, жили, как было принято в 50-60-х годах, полноценной школьной жизнью!
|
Семен Якубов, руководитель спортивной команды «КАМАЗ-мастер», выпускник средней школы N3 г. Кургана в 1965 году:
|
|
— Грусти в тот день у нас не было, тогда мы не понимали, что будем всю жизнь вспоминать школьные годы, но по прошествии многих лет эта грусть догоняет. Свойство молодости — смотреть вперед иногда дальше, чем нужно: А в школе я чем только не занимался: активно участвовал в общественной работе, увлекался вождением автомобиля, был членом ДОСААФ, но вот в вожаки не стремился. Хотя были предложения войти и в совет дружины, и в комитет комсомола, но я не соглашался, а занимался активно только тем, чем хотел — спортом, радиосвязью.
|
|
Помню, что очень хотел работать, поэтому в последние годы учебы я трудился на разных предприятиях. Конечно, это был неквалифицированный труд, и тогда высшей точкой той моей карьеры стала работа водителя мотоцикла с коляской, на котором я возил прораба стройки. Этой работой я очень гордился! Я прекрасно понимал: чтобы реализовать желаемое, надо знать, как можно больше, поэтому поступил в институт. А поскольку был привязан к технике, то выбрал машиностроительный вуз и специальность «автомобилестроение». И мой путь не был случайным. Конечно, я не знал, как точно будет выглядеть воплощение моих школьных и юношеских мечтаний, но пошел именно этой дорогой.
|
|
|
|
Джавдат Ахметов, ведущий программы «Положение вещей» на телеканале «РЕН ТВ Набережные Челны», выпускник татарской школы N2 г. Набережные Челны в 1975 году:
|
— Седьмой класс. Идет урок пения, и вдруг я с ужасом представляю, что нужно учиться еще три года!
|
А мне так хотелось, чтобы этот процесс шел быстрее, чтобы получить наконец аттестат зрелости! Я годы торопил, а они все равно пролетели незаметно, в первую очередь благодаря нашим великолепным педагогам, о которых у меня остались самые лучшие воспоминания. Только когда пошел в школу в последний раз, то задался вопросом: «Зачем я торопил время?» Это было так прекрасно: у меня было много друзей, я всегда занимался общественной работой — был пионервожатым, секретарем комсомольской организации, активно участвовал в концертах художественной самодеятельности, и вдруг все это закончилось…
Но из школы я планировал уйти уже после восьмого класса — хотел поступить в культпросветучилище в Елабуге на отделение хореографии, но мама спросила: «Сынок, неужели ты будешь танцевать до 60 лет?», поэтому желание тут же пропало. А потом ко мне подошел учитель математики и сказал: «Джавдат, ты — прирожденный педагог, поэтому тебе нужно учиться на преподавателя». И сомнений, куда поступать, уже не было — только КГУ, где я стал студентом историко-филологического факультета.
|
|
|
|
|
Григорий Гладков, детский композитор, выпускник средней школы N45 г. Брянска в 1970 году:
|
— Когда прозвенел последний звонок, я понял, чего мне не хватало в эти школьные годы: я не смог выбрать профессию. Поэтому сейчас на концертах очень часто говорю, что наша система образования в корне неверная, если она не помогает детям за школьный период определиться с профессией. А тогда я был на распутье, и у меня было ужасное состояние… Конечно, потом я по воле родителей поступил в технический институт, потому что их воля священна, и если они хотят что-то для тебя, то их волю надо выполнять, а уже потом делать свою судьбу. |
|
|
В школе я был «четверочником», хотя мог бы учиться и на «отлично». Но, как и во всякой школе, всем правили хулиганы, которые всегда мешают учиться, смеются над теми, кто хорошо учится. А ведь у меня была прекрасная память: я любил математику, идеально знал русский язык и мог бы претендовать на медаль, если бы балом не правили «троечники»! Поэтому грусти от ухода из школы не было никакой, а была лишь радость от того, что начинается новая жизнь. |
|
|